Урок-викторина по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 класса «В дебрях Филологии»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-викторина по русскому языку и литературе

для учащихся 9-11 класса

« В дебрях Филологии»



Цель проведения:

  • проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
    - способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
    - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход урока

Конкурс1. «Разминка»

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? ( Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).





Конкурс 2. «Говори правильно».

Расставьте правильно ударение в словах

агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее
коклюш, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, обеспечение



Конкурс 3. «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).

1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.

2. Протаранить, неточный, ответ.

3. Подорожник, обеденный, почему-то.

4. По-настоящему, внизу, небольшой.

5. Бережливый, секундомер, темнота.

6. Прочность, высадить, реченька.

7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.

8. Косогор, подстаканник, распутица.

Кокурс 4. «Народные пословицы»

Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы.

1- Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».( Поспешишь - людей насмешишь.)
2- Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи - век учись).
3- Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь - дальше будешь).
4- Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
5- Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
6- Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
7- Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь).
8- Малайская: «Кончил шить - оборвал нить». (Сделал дело - гуляй смело).



Конкурс 5. Конкурс «Капитанов».

Капитаны получают общий текст и выполняют задания по вопросам (В2).

(1)Наш язык - это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».(3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно - это надо. (5)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев)

Задания:

№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

№2. Найдите частицы. (Хоть, не)

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)

Конкурс 6. «Художественные средства»

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в следующих сочетаниях

1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола) - 1 балл.

2. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение) - 1 балл.

3. Снег, словно мёд ноздреватый, Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) - 1 балл.

4. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) (Оксюморон) - 2 балла.

5. Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой. (Н.Языков) (Эпитет) - 2 балла.

6. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) - 2 балла.

7. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота) - 3 балла.

8. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора) - 3 балла.

9. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация) - 3 балла.

10. - Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтобы не мимо господского дома?.. (Н.В.Гоголь) (Метонимия) - 4 балла.

11. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) (Синекдоха) - 4 балла.

12. Отколе, умная, бредёшь ты, голова (И.А.Крылов) (Ирония) - 4 балла

Конкурс 7. « Блиц-турнир»

Вопрос №1

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге, а второе - как палец на другой ноге. Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)

Вопрос №2

В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

Вопрос №3

Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)

Вопрос №4

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы - яйцо курице, индусы - голубя павлину. А русские? (Синицу - журавлю)

Вопрос №5

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)

Вопрос №6

Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

Вопрос №7

У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха». А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)

Вопрос №8

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

Вопрос №9

Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)

Вопрос №10

Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна - русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово - облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)

Вопрос №11

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь - скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц - абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)

Вопрос №12

Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)

Вопрос №13

В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость. Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости. Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)

Вопрос №14

Какой тип имен собственных называется термином «зооним»? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.

(Зооним (от греч. Zonn - «животное» + опута - «имя») - имя собственное, представляющее собой кличку животного.)

(Карагез - «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму - «Муму» И.С.Тургенева, Кусака - «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)

Вопрос №15

Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?

Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород - новый город, бельё - белое, некрашеное полотно, чернила - от глагола чернеть - «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

Вопрос №16

Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)

Вопрос №17

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)

Вопрос №18

Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 - линейка; 2- блокнот; 3 - тетрадь)

Вопрос №19.

Найдите нужные слова в пропорциях: рысь / кошка = ? / собака; дождь / снег = осень / ?; провода / электричество = ? / кровь.

(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)

Вопрос №20

Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота - красота; лобызать - целовать; десница - правая рука; выя - шея)

Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)

© 2010-2022