Статья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесности

В статье рассматриваются различные способы применения приема технологии развития критического мышления - синквейна. Составить  хороший, умный  синквейн не так-то просто: нужно достаточно полно, системно представлять себе объем темы, уметь отобрать не просто главное, а именно то, что создаст всесторонний «портрет» предмета изучения. Кроме того, составитель должен владеть большим словарным запасом -  выбрать из своего лексикона наиболее точное слово, семантика которого удачнее всего подходит для о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрождение с реставрацией

или

Синквейн

как прием технологии развития критического мышления

на уроках словесности

Каждое время рождает свою методику преподавания, свою терминологию для, в общем-то, по сути одинаковых понятий - в этом якобы проявляется новизна, движение вперед. Хотя все старо как мир, опробовано, побыло модным и успешно забыто. Но в том и прелесть движения вперед, что на каждой стадии повторения забытого добавляется маленькая деталь, которая и придает новизну старому - этакая реставрация с возрождением.

Когда-то давно, лет 20 назад мы с детьми упоенно сочиняли лимерики, применяя их и к русскому языку, и к литературе, и просто давая волю своей фантазии, будь то местоимение, потерявшийся одуванчик или заблудившийся шнурок. Ли́мерик - жанр английского короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по особой схеме, причём в традиционном виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжет его примерно таков: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй - что сделал, и затем - что из этого вышло:

Музыкальный старик на Меконге
Без конца упражнялся на гонге.
Все кричат: «Где закон,
Чтоб такие, как он,
День и ночь не играли на гонге?»

Пятиклассники, например, на уроках повторения темы «Глагол» редактировали предложенный им лимерик, чтобы он максимально включал в себя опознавательные категориальные признаки этой части речи:



В Морфологии главный Глагол,

Совершал постоянно деяния

И, меняя свои одеяния,

Устанавливал всюду закон,

Подчиняя своим указаниям!

Естественно, не все условия формального построения жанра выполнены, но не это главное (со временем у ребят оттачивается и этот момент), главное - разбудить воображение и усвоить знания.

Образовательный мир, конечно же, меняется - одно только медиаоборудование чего стоит (жаль, не всем доступно - но это опять-таки - вопрос времени). И, как в моде, возвращаются добрые старые приемы - с другим названием, под другим соусом.

Технология развития критического мышления сегодня предлагает в качестве одного из творческих приемов обучения - синквейн (в переводе с французского - стихотворение, состоящее из пяти строк). Чтобы составить синквейн, ученик должен найти в изученном, прочитанном наиболее важное, проанализировать, обобщить и сделать выводы, выразив всё это очень лаконично, емко.

Учебный синквейн должен соответствовать определенным требованиям:

  1. Первая строка: одно слово - существительное, отражающее тему синквейна.

  2. Вторая: два прилагательных или причастия, дающих образное представление о предмете синквейна.

  3. Третья строка: три глагола, описывающих действия, характеризующие суть поступков, действий того, что является предметом рассмотрения.

  4. Четвёртая строка содержит предложение, фразу - афоризм, выражающие отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленное самим учеником предложение в контексте с темой.

  5. Пятая: слово-ассоциация, своеобразное резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Составить хороший, умный синквейн не так-то просто: нужно достаточно полно, системно представлять себе объем темы, уметь отобрать не просто главное, а именно то, что создаст всесторонний «портрет» предмета изучения. Кроме того, составитель должен владеть большим словарным запасом - выбрать из своего лексикона наиболее точное слово, семантика которого удачнее всего подходит для определения именно этого объекта. Ну и наконец, интеллектуальная составляющая: синквейн с головой выдает уровень умственного развития человека, глубину его понимания изучаемого материала.

Синквейн может стать хорошим стимулом на любом этапе обучения. Можно, например, пропустить один из компонентов синквейна и предложить ученикам заполнить его, проанализировать то, что получилось.

Так, в 8 классе в этом году итоговой работой факультатива «Лингвистический анализ текста» стали реферативно-исследовательские проекты под общим названием «Человек в столкновении с судьбой» по произведениям 30-х годов А.С.Пушкина (Приложение - Презентация). Анализу подверглись «Пиковая дама», Маленькие трагедии - «Моцарт и Сальери» и Сказки - «Сказка о золотом петушке». После защиты проектов мы попробовали обобщить изученный материал, найти то, что объединяет их. Занятие назвали

Лишь на мгновенье умер…

или мгновенье жил ?

Когда-то на один из юбилеев А.С.Пушкина ученик Игорь Кудрявцев написал небольшое стихотворение под коротким названием «Дуэль»:

Еще молчит в руке мятежной

Неутоленный пистолет.

Но на земле России снежной

Дантес уже оставил след.

И что с того, что мир прекрасен, -

Окрасив кровью русский снег,

У русской речки рухнет наземь

Не просто тело - целый век.

Раздался выстрел на опушке,

Заставив вздрогнуть черный лес…

Лишь на мгновенье умер Пушкин,

И лишь мгновенье жил Дантес.

Лишь на мгновенье…Чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил»? Что должно произойти, как должен жить, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Каков рецепт бессмертия? Достоевский говорил, что «человек есть тайна» и он ее разгадывал всю жизнь. Мы попробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, что его мучило, отчего его мысли, выраженные произведениями, живы и волнуют нас до сих пор.

Давайте рассмотрим синквейн Человека вне времени и пространства, просто человека, можно сказать, изначальный:

человек

__________ ___________

рождается -- живет -- умирает

Должен оставить свой след на земле

Человек

Как вы считаете, человек по этой схеме может стать бессмертным, стать Человеком с большой буквы? Здесь пропущены эпитеты, определения, попробуем заполнить пробелы. Каким может быть человек в этой схеме, исходя из действий, определяемых глаголами? - А никаким! Это НЕчеловеческий синквейн. Попробуем уточнить, что должно быть в этом синквейне, чтобы можно было сказать - таким должен быть настоящий, с большой буквы Человек, такой как А.С.Пушкин, чтобы жить в веках.

Мы решили посмотреть на произведения А.С.Пушкина 30-х годов как на одно большое цельное произведение - ведь писал-то их один человек. Что-то должно выдавать его присутствие, должны проглядывать мысли, мучившие его в этот период. И это что-то - конечно, СЛОВО.

В презентациях к защите проектов у ребят один из слайдов - синквейн героя: Моцарта-Сальери, Германна, царя Дадона. Посмотрим, может, кто-то из них уже готовый идеал? Достойны ли эти герои стать идеалами современного человека?

Моцарт

Жизнерадостный -- счастливый

Творит--восхищает--любит (музыку,детей,жену,людей…)

Гармонией музыки покоряет сердца людей

Гений

Сальери

Надменный -- трудолюбивый

Преодолевает -- умертвляет (музыку, Моцарта) -- завидует

Никогда не испытывает вдохновения, сомневается в себе

Ушел из живой жизни

Ремесленник

Черный человек

Моцарт и Сальери - это две стороны таланта: труд и вдохновение. Сальери хочет остаться в веках, но он лишен вдохновения, за что и пытается наказать Бога, лишив жизни того, кто наделен этим свыше. Сальери добровольно ушел из живой жизни - и теперь пытается вновь занять место в «живой» жизни за счет других.

Почему мы знаем Моцарта? А почему Сальери? У одного все легко и просто, потому что он умеет любить, умеет быть счастливым, а у другого - все черно в жизни: не умеет видеть и ценить людей вокруг себя, ценить просто за то, что они есть рядом. Можно ли об одном из них сказать: «лишь на мгновенье умер» или « лишь мгновенье жил»?

Германн

Расчетливый -- честолюбивый

Обманывает-манипулирует--убивает (любовь, себя, старуху…)

Проигрывает в поединке с жизнью

Пустота

Германн пытается манипулировать судьбой так же, как делает это с людьми. Но если с людьми получается отчасти, то с жизнью - чаще всего - нет. За все нужно платить цену - свою жизнь. Пушкин восклицает в это же (30-е гг) время: «Не дай мне бог сойти с ума!» - потому что нет мыслей - нет жизни. « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!» Именно поэтому Германн наказывается так страшно - безумием, безмыслием-пустотой. Герой хочет покоя и независимости (вполне человеческое и понятное желание), Пушкин тоже мечтает о том же: «На свете счастья нет, но есть покой воля». Разница лишь в том, что один хочет исполнить мечту за счет других, а другой платит за все собой.

Царь Дадон

Ленивый -- жестокий

Нарушает -- не исполняет -- убивает

Хочет покоя для себя - за счет других

Пустота

Пустота - именно с этим ассоциируется у нас царь Дадон, потому что правит он таким образом, что в результате его правления не остается ничего: сыновья убиты, государство оставлено на произвол судьбы, сам убит. А раз наследников нет - смутное время наступает в государстве. Царь хотел покоя для себя. Для себя за счет других, а жить надо ценой себя, растрачивая себя для других. Так, во всяком случае, поступают герои Пушкина - Моцарт, Гринев, да и сам Пушкин.

Вспоминаем синквейны еще двух пушкинских героев: Гринева и Пугачева, к чему они стремились, что главное в их жизни:

Гринев

Благородный -- искренний

Оберегает - защищает-- отстаивает честь

Берет ответственность за других на себя

Великодушие

Пугачев

Великодушный -- жестокий

Убивает -- милует -- ведет за собой

Умеет брать ответственность за других на себя

Противоречивость

Можно отметить, что кардинальным отличием этих героев является то, что один хочет воли для себя за счет других, а другой - Дома и чести для себя и за счет себя.

Как философ, творец, Пушкин интересен нам. Размышляя над жизнью, он пытается решить вечную проблему: в чем суть человека. Он призывает и читателя задуматься над этим. В «Пиковой даме» - имя героя Германн в переводе с немецкого «господин человек», в «Сказке…» имя Дадон обозначено в словаре Даля как «несуразный, нелепый человек», в «Моцарте и Сальери» появляется черный человек как напоминание о бренности жизни:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится.

Понятно, что все произведения так или иначе о человеке, в центре их человек, но писатель упорно цепляется за само слово «человек», зашифровывает или выпячивает его именно как некое абсолютное понятие. Ребята пробуют проанализировать высказывания русских поэтов и писателей о человеке, выбирают черты, которые могли бы составить сущность Человека:

Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. (Н.В.Гоголь)

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого... («1831-го июня 11 дня» М.Ю.Лермонтов , 1831)

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Ф.М.Достоевский)

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей… («19 октября» А.С. Пушкин, 1825)

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и умиленье! («Полководец» А.С.Пушкин, 1825)

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… («Элегия» А.С.Пушкин,

1830)

Лейтмотивом звучит и слово «сказка», например. В «Пиковой даме» мы слышим его из уст Германна как оценку истории о трех выигрышных картах:

«- Случай! - сказал один из гостей.

- Сказка! - заметил Германн».

В «Моцарте и Сальери» это слово - синоним домысла, выдумки, оно вложено в уста Сальери:

Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонароти? или это сказка

Тупой бессмысленной толпы…

Слово сказка выступает квинтэссенцией добра и нравственности:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

Автор-сказочник и сам верит в сказки, и придумывает их - удивительный фантазер и мечтатель.

В эти же годы в лексиконе Пушкина появляется придуманное им слово самостоянье:

На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,

Залог величия его. (Черновики, октябрь 1830 года)

Самостоянье - это нечто близкое к самостоятельности, самостийности, но словообразовательная, мотивационная модель принципиально иная. Какой это человек, который сам стоит: независимый, твердо в чем-то убежденный, умеющий постоять за себя и других. Может, именно попытка самостоянья сделала автора этого слова столь интересным, вечным, он пытался ответить на главный безответный вопрос: в чем смысл жизни?

Так каким же был человеком Александр Сергеевич Пушкин, почему ему хотелось творить, что хотелось сказать миру, какую тайну нес в себе? Пожалуй, и сам не знал:

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу... 1830г.

У нас получается некий обобщенно-собирательный образ-синквейн Пушкина-человека, который предлагается дополнить-изменить самостоятельно в зависимости от того, что каждого из ребят затронуло в личности героя нашего занятия - Александра Сергеевича Пушкина:

Пушкин (30 гг)

Ищущий -- гуманный (человечный)

Творит -- мечтает -- любит

Гармонией слова покоряет века

самостоянье

Мы создали синквейн, согласно которому, наверное, при определенном воспитании можно вырастить Человека, который «лишь на мгновенье умер». Возможно ли, чтобы все были одинаковы, одинаково хороши? Есть легенда, согласно которой на одном острове не было женщин. Мужчины создавали их сами. Путешественники очень удивлялись, почему каждая женщина имела какой-то недостаток: большие уши, родинку на щеке, бородавку на пальце… «Зачем?» - вопрошали путешественники. «За что же их любить, если они будут совершенны?» - отвечали мужчины острова.

Человек есть тайна…

Идеально подходит прием составления синквейна для уроков сопоставления героев или даже нескольких произведений. При изучении, например, романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Тема урока звучала так:

«Нужны…едкие истины» ? или !

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

М.Лермонтов 1831г.

Урок начинался с проверки домашнего задания: составить образы-синквейны (мы тогда их называли «пирамиды героев») девушки и Печорина (глава «Тамань») и сравнить с ранее уже составленными синквейнами героев баллады «Морская царевна», определить философский конфликт главы.

Обобщив, попробуем ответить на вопрос: какие едкие истины («Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». М.Лермонтов Предисловие в «Герое нашего времени») открывает «Тамань» и нужны ли эти истины, какой знак выбрать в названии темы урока - ? или !

Вспомним содержание эпизода о девушке-русалке из «Тамани» и балладу «Морская царевна».

Морская царевна

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.

Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее как жемчуг дрожат.

Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет.

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?»

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь дрожит;

Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

«Тамань»: «Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, - но откуда?.. Прислушиваюсь - напев старинный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь - никого нет кругом; прислушиваюсь снова - звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню…

Странное существо! …Эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь…

…Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. …

…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны.

Было уже довольно темно; голова ее мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал...»

Статья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесностиСтатья по русскому языку и литературе Возрождение с реставрацией или Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках словесности

Проверяем, что получилось дома, сравниваем, дополняем:

Девушка-русалка

Загадочная ---- странная

Поет -----манит -----защищается

Жаль разрушенного покоя, дома

тайна


Морская царевна

Любящая -----прекрасная

Очаровывает ---просит помощи--- погибает

Жаль гибнущей красоты, идеала, мечты

Мечта

Чем отличаются героини? Умыслом. Девушка защищается, охраняет свою тайну, любовь, Дом. Не получается. Прекрасное, мечта - хрупки, беззащитны. Глаза царевны «любовью горят», девушка-мечта Печорина тоже поет о любви, о любви мечтает и сам поэт:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел..

Давайте проследим, чем отличаются герои - Печорин и царевич:

Царевич

Предусмотрительный --- сильный

Побеждает --- огорчается --- мыслит

Вызывает сожаление от горечи победы, недоумение

Приземленность (грусть)


Печорин

Любопытный --- смелый

Ищет (ключ загадки) ---- очаровывается--- побеждает

Привлекает активностью, жаль разочаровавшегося человека

Страдание (грусть, тоска)

Чем отличаются? Мудр ли царевич? Судьба ли вовлекла Печорина в эти приключения или сам (анализ главы и выявленное при этом преобладание глаголов активного действия позволяет сделать вывод - сам!)? Он тоже предусмотрителен, но, как жаждущий чуда, разгадки, - безрассуден. Почему так стремительно меняется настроение от активно-любопытного к почти апатии: «Что сталось с старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»?

Мы говорили, что Онегин не умеет трудиться, чего не умеет Печорин? Полный сил, активный, жизнелюбивый, неравнодушный, сделав шаг к познанию жизни, охладевает сразу… Может, это происходит оттого, что не умеет думать о других, о будущем.

Какой философский конфликт предлагает автор нашему вниманию? При столкновении тайны, мечты с одной стороны, и реальности, эгоизма, с другой стороны, проза побеждает поэзию, Дом, покой разрушены. Что стало причиной этого конфликта, что помешало смягчить его? Праздное любопытство, эгоизм, индивидуализм, безответственность, при всем хорошем, что есть в этом человеке, он принес только горе тем, кто оказался рядом. Едкая истина? Нужна ли она?

Подумаем, кто бы мог стать во главе следующего синквейна:

?

мятежный --- одинокий

вдохновляется--- мечется--- любит-ненавидит

интересен поиском гармонии, истины, неуспокоенностью

парус

Повествование в «Тамани» ведется от лица героя, но только ли его голос слышим? В.Г.Белинский высоко оценил поэтический стиль повести: «это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным… стихом». В черновиках писателя финал повести был записан так:

Да и какое дело мне

до радостей и бедствий человеческих,

мне,

странствующему офицеру

по делу да еще с подорожной

да по казенной надобности…

Это размышление написано 4-6-стопным ямбом с пиррихиями. Сбой ритма происходит на словах: МНЕ ( Я ) - странствие - дорога. Почему именно эти слова выделены? Я - эгоистичен, индивидуалист; дорога - бесприютен, бездомен, в пути, без привязанностей, без близких, одинокий странствующий романтический герой.

О какой горькой истине говорит автор? Необдуманный поступок, желание исполнить любую свою прихоть, любопытство, грубое вмешательство в чужую жизнь могут стать причиной трагедии.

Эта истина временнАя или вечная? Может, рядом с нами корчится в муках чудо, мечта, нами растоптанная? С другой стороны, наша мечта, к чему мы стремимся, не всегда оказывается чудом. Как распознать?

Финалы обоих произведений совпадают: герой задумался! О чем? Поколение не готово к борьбе за мечту или не имеет мечты? Эти слова кто сказал, автор или мы? То есть, задумались и мы, это важно для нас: что священного и порочного в нас. У нас сейчас есть мечта, какая она - чудо морское или красота неписаная? Что священное или порочное в нас, мучаемся ли мы этим?

Давайте создадим синквейн нас, нашего впечатления от произведения:

Тамань

Романтическая -- реалистическая

Интригует-- волнует -- вызывает сочувствие

Заставляет задуматься не только о героях, но и о себе

белеет парус одинокий

Так нужны или нет едкие истины? Что убираем в названии темы: ? или !, чтобы не победило в нас порочное!

Составление синквейна хорошо работает при изучении любого предмета, причем на любом этапе обучения. При изучении темы «Обращение» по русскому языку, например, ребята получили задание собрать полученные знания в синквейн и составить рассказ на его основе.

Причем, ребята теперь уже привлекают для выполнения домашнего задания и интернет-ресурсы, это не возбраняется, потому что информация перерабатывается, совершенствуется, уточняется. Вот и этот синквейн ученик заимствовал, но внес свои коррективы, сопоставив на уроке исходный, взятый в Интернете, и полученный им после доработки.

Из Интернета:

Обращение

Интересное -- удивительное

Привлекло-позвало -- побудило

Оживило наше приятное общение!

Открытие!

(Тимофеева Л. Г., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№9» г.Великие Луки Урок русского языка в 8 кл. Тема: Обращение и знаки препинания)

Полученный в результате доработки:

Обращение

Звательное -- именительное

Позвало - побудило -- выделилось

Оживило наше приятное общение!

Индивидуальность

Ученик аргументировал внесенные коррективы, опираясь на теоретический материал учебника: в языке существовал звательный падеж, обращение всегда стоит в Именительном падеже, выделяется интонацией и знаками, называет индивидуально того, к кому обращено. Согласитесь, такой «плагиат» можно только похвалить, так как работа, проделанная учеником, говорит о том, что он не только усвоил материал, но и способен критически переосмыслить чужой труд, усовершенствовать его, внеся свои существенные, сущностные поправки, которые отражают достаточно высокий уровень усвоения научных знаний.

Технология развития критического мышления тем и замечательна, что позволяет осуществлять компетентностный подход к обучению, в личностно-ориентированном русле каждого урока предоставляет ученику возможность самостоятельно осмыслять получаемые им самим знания и умения, при этом она универсальна с точки зрения применимости в преподавании любого предмета: от математики до рисования. Кроме того, технологичность многих разрабатываемых сегодня методик-дидактик помогает избежать тотальной зависимости от артистизма, талантливости самого учителя - применение подобных технологий лишь усилит личностные особенности преподавателя и даст ему в руки инструмент, который сделает музыку урока неповторимо-уникальной.

Волченко Наталья Алексеевна,

учитель словесности МОУ Полетаевская СОШ

19


© 2010-2022