Программа практического курса по русскому языку Орфограмотность

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл). Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русско...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа практического курса по русскому языку «Орфограмотность» рассчитана на 34 часа для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ.

Цель практического курса по русскому языку:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Практический курс по русскому языку учащихся 8-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма и подготовке учащихся к региональному экзамену по русскому языку в 8 классе.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на подготовку к региональному экзамену по русскому языку в 8 классе, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу по русскому языку и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена по предмету. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный практический курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях практического курса "Орфограмотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. Тренировочный (тестовые задания)

3. Игровой (шарады, кроссворды)

4. Контролирующий (диктанты, тесты)

Оценка знаний, уровня сформированности компетенций

Выбор методов обучения определяется назначением практикума, его целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом. Оценка знаний, уровня сформированности компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Требования к ученику, завершившему практический курс по русскому языку

В результате изучения курса ученик должен:

- владеть правильным способом применения основных изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания.

Критерии оценивания

В ходе изучения практического курса по русскому языку учащимся выставляются оценки промежуточного контроля, оценки за полугодие, год.










Содержание обучения

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание.

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест







Тематический план курса «Орфограмотность» (34 часа)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Орфограммы в корнях

5

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

2

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

3

3.

Правописание приставок

3

Лекция. Практическое применение правил

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

2

Тест-контроль «Орфограммы в приставках и корне слова»

1

4

Орфограммы в суффиксах

7

Лекции с составлением алгоритмов по темам

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

2

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

2

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

2

Тест-контроль «Орфограммы в суффиксах»

1

5

Орфограммы в окончаниях

4

Семинары - практикумы

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

2

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

1

Тест-контроль «Орфограммы в окончаниях»

1

6

Правописание сложных слов

3

Лекция учителя. Тренировочные задания

Соединительная гласная в сложных словах

1

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

2

7

Правописание предлогов

2

Семинары-практикумы

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

2

8

Правописание союзов

2

Семинары -практикумы

Слитное и раздельное написание союзов

2

9

Правописание частиц

2

Семинары -практикумы

10

Тест-контроль по правописанию предлогов, союзов, частиц

1

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

2

10

Правописание числительных

1

Семинары -практикумы

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

11

Принципы и правила переносов

1

1

Тренировочные задания

12

Итоговая работа в форме теста регионального экзамена

2

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

  10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

  11. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

  12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.


© 2010-2022