- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Сложноподчиненные предложения, 9 класс
Урок русского языка по теме Сложноподчиненные предложения, 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алехина С.П. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10
Тема: Виды сложноподчиненных предложений
Цель:
Обучающие задачи:
Способствовать закреплению полученных знаний о СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, доброта, человеколюбие.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Приветствие. Добрый день, дорогие друзья!
Несколько лет назад по инициативе международной благотворительной организации 17 февраля начали отмечать как День спонтанного проявления доброты.
В этот день каждый человек бескорыстно, не требуя ничего взамен, должен совершить хотя бы один добрый поступок. В России этот праздник еще мало известен.
Я предлагаю вам сегодня поговорить о доброте.
Какие это дела?
-
Помочь старикам, нуждающимся
-
Милосердие
-
Приручить животное
Как выдумаете: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?
В нашей школе по инициативе группы волонтеров проходит акция: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил….»
Эти слова взяты из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Просмотрите на это предложение.
-
Какое оно по структуре?
-
Назовите его вид.
-
О каких предложениях будет идти речь на нашем уроке?
-
СПП - ЗАПИСАТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ .
Ребята, это итоговый урок по данной теме.
-
Что нам нужно сегодня сделать на уроке?
Совместное определение цели и задач урока
-
Повторить виды СПП
-
Вспомнить: схемы СПП
-
Находить их в тексте
-
Составлять самим СПП
Это все необходимо нам для сдачи экзамена ГИА
Итак, давайте вспомним виды СПП.
У вас на столах лежат карточки. Определите вид сложного предложения, докажите. Начертите схему этого предложения. Работа в парах ( задания - по рядам)
1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
На доске от каждого ряда схемы:
-
Изъяснительное
-
Определительное
-
Времени ( обстоятельственное)
Итак, сколько основных видов СПП? Назовите их еще раз…
На эти схемы я особо обращаю ваше внимание.
Ребята, для того, чтобы правильно находить СПП в тексте, составлять их самим, не делать ошибок в постановке знаков препинания, нам необходимо повторить теоретический материал.
Задание 1. Цифровой диктант, Цель которого - проверить ваши теоретические знания о сложных предложениях.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.
Верно ли утверждение, что:
-
Союзы что, если, где - подчинительные?
-
Определение не отвечает на вопрос чей?
-
Предложение - это синтаксическая единица?
-
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
-
Союз однако - подчинительный?
-
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
-
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
-
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?
-
[ ], (который...). - схема сложноподчиненного предложения
Проверьте и оцените свои знания теории: самопроверка
9- 8-«5» 7-6- «4» 5-4- «3»
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Задание 2. Незаконченная схема - работа в парах. Цель данной работы- проверка умений определять виды придаточных предложений, на какие вопросы они отвечают
Заполните незаконченную схему. Расскажите о строении сложных предложений.
?
обстоятельственные
определительные
Падежные вопросы
?
?
Итак, мы еще раз вспомнили виды, на какие вопросы они отвечают.
Задание 3. «Конструирование предложений» - по рядам, по парам. Цель: умение правильно, по смыслу подбирать вторую часть сложноподчиненного предложения.
Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. Расставьте недостающие знаки препинания. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)
Запишите полученные предложения, произведите синтаксический разбор, начертите схемы.
1. Через 10 лет я приехал туда
2. Когда я открыл окно
3.Как только прошел теплый летний ливень
1. комната наполнилась ароматом сирени.
2. мы выбежали босиком на улицу.
3.где прошло мое детство.
Итак, вы справились с заданием, знаки расставлены, схемы составлены верно.
Задание 4. Исследовательская работа по группам.
Класс делится на 5 групп.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто - то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? - спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? - спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика - основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
-
Итак, посмотрите на результаты нашей работы.
-
В каком стиле больше всего используются СПП? больше в публицистике
-
Почему? Это стиль рассуждения, имеет позицию, отношение автора
-
А ведь на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение, поэтому помните, что вы должны использовать СПП.
-
Ребята, мы с вами повторили виды, строение СПП, находили их в отрывках разных стилей.
-
Вернемся к проблеме, затронутой в начале нашего урока: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?
-
В этом нам поможет отрывок из повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Задание 5. Анализ текста. Цель: умение находить СПП в тексте, определять их вид.
Что вы знаете об этом писателе?
Аристократ по рождению, сын графа, Антуан родился в 1900 году во французском городке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок ее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1921 году Экзюпери, решивший стать летчиком, зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдает экзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика и переходит на работу в различных авиационных компаниях. С 1926 года, со времени публикации новеллы "Летчик", начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи "Южный почтовый", "Ночной полет", "Планета людей", очерки и зарисовки войны в Испании 1936 - 1937 г.г., сказка "Маленький принц", незаконченная книга размышлений о человеке и религии "Цитадель" - вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару, совершившего путь "от горизонта одного к горизонту всех". Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобы участвовать в движении Сопротивления, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.
Философская сказка Экзюпери "Маленький принц" явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.
Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его повесть - сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам.
Чтение текста вслух.
-
Эта повесть была написана в 1942 году.
-
Многие думают, что проблемы, поднятые автором в данной повести, актуальны и сегодня? Так ли это?
-
О чем это произведение?
-
Кто главные герои?
-
Какова тема этого текста? ( дружба, милосердие, ответственность)
-
В каком предложении выражена основная мысль текста? (52)
-
Как вы ее понимаете? ( В ответе за тех, кого приручил)
Задания:
-
Что значит «приручить» по мнению Лиса?
Найдите это слово в тексте ( 32-33 предл.) ( терпение).
Подберите однокоренные слова к данному слову: терпимость, долготерпение, терпеливый, терпеть.
Подберите к этому слову синонимы- толерантность, выдержка.
А какие еще слова могут быть синонимами к слову ПРИРУЧИТЬ?
Любить, ухаживать, беречь, нести ответственность.
В словаре В.И.Даля дается такая словарная статья к слову ПРИРУЧИТЬ- тоже, что ПРИРУЧНЯТЬ, приручнить дикое животное, укротить, сделать ручным, приурочить к дому, придворить. -ся, страдат. и возвр. Приручнеть, приручниться.
Мальчик приручил Лиса, кем он для него стал?
Другом.
А если друг настоящий, что это значит?
Быть верным, преданным, надежным, отдавать душу.
-
2 ряд. № 50 - отдавать душу. Как вы понимаете этот фразеологизм?
Отдавать душу - отдавать самое дорогое: жизнь, быть очень преданным.
-
Назовите еще фразеологизмы со словом ДУША: Жить душа в душу, открыть душу.
-
3 ряд. Как вы понимаете слова: «зорко одно лишь сердце», «самого главного глазами не увидишь»? Что нужно «видеть», чувствовать сердцем?
Видеть главное: любовь, доброту, уважение, сочувствие, сострадание - можно только лишь сердцем. Глазами эти качества не увидишь.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Ребята, можете ли вы привести примеры бессердечия, черствости людей в современном мире? -ДА
Так актуальна ли проблема добра и милосердия сегодня?- ДА
-
Ребята, представьте, что вы участники акции «Отзовись добротой!». Я предлагаю вам сделать листовки с призывом к доброму отношению к старикам, детям-сиротам, животным, используя СПП. Задания по группам
Вывесить работу на доску, защитить.
ИТОГ: Спасибо за работу. Итак, на уроке мы сегодня:
-
Повторили СПП, виды, схемы
-
Составляли СПП
-
Находили в тексте
-
Производили лексический разбор слов
Молодцы, надеюсь, что знания, полученные на уроках, помогут вам при сдаче ОГЭ по русскому языку, и вы не ошибетесь в заданиях 13, 14.
-
Рефлексия:
Я смог…
Я понял…
Я научился….
-
Домашнее задание:
-
Сочинение-рассуждение «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил….»
-
Дополнительно: найти из произведения, которое изучаем сейчас на уроке литературы (М.Горький «Челкаш») не менее 10 СПП. Выписать
-