Конспект урока по русскому языку на тему Неопределенные местоимения (6 класс)

Цель: формировать умения распознавать неопределённые местоимения, способствовать развитию коммуникативных, образовательных, личностных компетенций. Тип урока: урок формирования новых знаний, закрепления умений и навыков. Задачи: Образовательные: создать условия для более глубокого осмысления лексического и грамматического значений неопределённых местоимений с тем, чтобы сформировать орфографические навыки правописания данного разряда местоимений. Развивающие: развивать коммуникативные, языковые,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Неопределённые местоимения»

Цель: формировать умения распознавать неопределённые местоимения, способствовать развитию коммуникативных, образовательных, личностных компетенций.

Тип урока: урок формирования новых знаний, закрепления умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: создать условия для более глубокого осмысления лексического и грамматического значений неопределённых местоимений с тем, чтобы сформировать орфографические навыки правописания данного разряда местоимений.

Развивающие: развивать коммуникативные, языковые, регулятивные компетенции через умение понимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия.

Воспитательные: прививать уважение к русскому языку, предмету; воспитывать уважительное отношение к своей речи и речи других людей, самостоятельность, аккуратность.

Универсальные учебные действия:

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы. Делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют ученую задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализирует собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты:

Предметные: определяют местоимения в тексте, их морфологические и синтаксические признаки; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных источников ( словарь и учебник).

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация «Неопределённые местоимения», карточки, смайлики.



Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организацио-

нный момент

Здравствуйте, мои дорогие ученики. Меня зовут Людмила Викторовна. Я приветствую вас в вашем уютном классе. Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь локтями со своим соседом по парте. Пожелайте друг другу удачи.

А сейчас запишите в тетрадях, пожалуйста, дату, слова «классная работа».

Настраиваются на работу, устанавливают эмоциональный доверительный контакт с учителем и друг другом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

2.Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

- Что такое местоимение?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

Как пишутся личные местоимения с предлогами?

- Назовите возвратное местоимение?

- Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

- Для чего служат относительные местоимения?

Исправьте ошибки: (слайд 2)

Позови ихнего брата.

Спроси у ней о поездке

Я очень тоскую по вам.

Мы гостим у евойного деда.

Я думаю, что вы теперь будете правильно употреблять местоимения в речи.

Поставьте местоимения в начальную форму: (слайд 3)

Со мной -

У тебя -

С ним -

У неё -

С кем

К чему -

Распределите местоимения по разрядам: я, сколько, кто, себе, который, чей?, ты, сколько, какой - то? (слайд 4)

Проверь себя (слайд 5)

Все ли местоимения распределены?

Почему?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать.

Постановка учебной проблемы

Решение проблемы

Прочитайте выразительно стихотворение, проанализируйте и определите значение выделенных слов. (слайд 6)

Три чёрных собаки на чем-то сидели.

Три чёрных собаки на что-то глядели,

Три черных собаки увидели что-то,

Три черных собаки вскочили с чего-то,

Три черных собаки к чему-то подкрались,

Три чёрных собаки за чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

Можно ли определить, на чем сидели собаки? Куда они глядели?

К какой части речи относятся выделенные слова?

На что обычно указывают местоимения?

Указывают ли данные местоимения определённо, то есть точно, на количество, признак или предмет?

Значит, как можно назвать эти местоимения?

Читают стихотворение, анализируют, определяют значение выделенных слов, вступают в диалог учителя.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи, владение монологической формой речи.

Определение темы урока

На основании наблюдений, кто может предложить тему сегодняшнего урока? (слайд 8)

Формулируют тему урока.

Целеполагание

Конечно, дорогие ребята, мы будем говорить о неопределённых местоимениях

Какие учебные задачи стоят перед нами?

(слайд 9)

Ученики в той или иной форме формулируют учебные задачи:

- какие местоимения называют неопределёнными; как они образуются; какие морфологические и синтаксические признаки имеют.

Регулятивные УУД: высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока и целей урока.

3.Изучение нового учебного материала

Вам предстоит работать в группах. Каждая группа получит своё задание.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Задание для первой группы. (слайд 10)

1.Определить лексическое значение слова «неопределённый».

2.На что указывают неопределённые местоимения.

Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала. (А.П. Чехов)

Какой-то непонятный звон слышен в лесах.

( К.Паустовский)

Перед костром сидело несколько человек.(А. Гайдар)

Подготовьте короткое выступление по данному вопросу.

Задание для второй группы. (слайд11,12)

1.Как могут изменяться неопределённые местоимения?

2. Как образуются неопределённые местоимения?

Ответ оформите в виде опорной схемы.

Подготовьте выступление по данному вопросу.

Задание для третьей группы?

Каким членом предложения являются неопределённые местоимения?

Кто - то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

Вишь, какая саранча!

Особенно поражала смесь какой -то врождённой, природной свирепости …

На скамейке сидело несколько человек.

Подготовьте короткое выступление по данному вопросу.

Выполняют предложенные задания.

Работают с толковым словарём, анализируют предложения, оформляют высказывание.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Представление результатов работы в группах.

Запись результатов работы всех групп в тетради

Учитель руководит процессом презентации учащимися результатов работы и подводит итог. (слайд 11,12,13)

Вывод :

  1. Неопределённые местоимения указывают на неопределённый предмет, неопределённый признак предмета, на неопределённое количество.

  2. Неопределённые местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

  3. Местоимение некто имеет только форму именительного падежа, нечто имеет две формы именительного и винительного падежей.

  4. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не-, кое-, суффиксов -то, -либо - нибудь.

  5. В предложении неопределённые местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Группы представляют свой результат работы классу. Ученики других групп слушают, делают записи и оценивают ответы товарищей.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Оценивание работы каждой группы.

Учитель выслушивает оценку учащихся и даёт свою.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Физкультминутка для глаз

(Слайды 15 - 17)

Выполняют физкультминутку

4. Закрепление учебного материала

Выполнение индивидуального поискового задания

Перед вами текст, прочитайте его и выпишите из него неопределённые местоимения. (слайд 18)

Неопределённые местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто - нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Каждый ребёнок работает со своим текстом (текст представлен на карточке).

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения данной задачи, структурируют знания.

Взаимоконтроль

Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу товарища. Правильно ли найдены неопределённые местоимения. Если есть ошибки, укажите товарищу на них, в чём причина этих ошибок.

Общая проверка (слайд 19)

Ученики проверяют работу товарища, оценивают, обсуждают оценки и ошибки

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Самостоятельная работа

Вставить подходящие по смыслу

неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. (Записано на доске)

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Выполняют самостоятельно поставленную задачу

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализируют собственную работу.

Развитие речи

Замени выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи. (слайд 20)

-Друг рассказал мне нечто интересное.

-_Некто забыл дома тетрадь.

-Дай мне что- либо почитать.

Замени фразеологизмом.(слайд 21)

-Дурачить кого (то)-………..(обвести вокруг пальца)

- Говорить что (либо) пустое………….(переливать из пустого в порожнее)

- Обманывать кого -( нибудь) …………(.водить за нос)

- Делать что (то) плохо, с ленью ……….(спустя рукава)

-Кому-либо всё нипочём…………..(как с гуся вода)

- Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём- либо разбираться………

( как рыба в воде)

Какие неопределённые местоимения встречаются в народных сказках?

(В некотором царстве, в некотором государстве), ( В некием царстве, в некием государстве жил- был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький цветочек»)

Отгадайте загадки.( слайд22)

- Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. ( Слово)

- Кто-то проплакал всю ночь на лугу,

Сколько слезинок - я счесть не могу. (Дождик).

Подбирают синонимы, заменяют местоимения синонимичными фразеологизмами, отгадывают загадки

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения данной задачи, структурируют знания.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Итоги урока. Рефлексия.

Скоро прозвенит звонок

Пора заканчивать урок.

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Продолжите предложения.(слайд 24)

Сегодня на уроке я узнал (а), открыл(а) для себя …

Сегодня на уроке я могу я научился ( научилась) …

Сегодня на уроке я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Ученики дают оценку работы на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: структурируют знания, анализируют, делают выводы.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают отношение к процессу познания.

Домашнее задание

1.Выучить теоретический материал п. 73.(слайд 25)

2.По выбору: выполнить упражнение 414 или сочинить сказку, которая начинается с неопределённых местоимений.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в форме монологического высказывания.

Рефлексия

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с новой темой. А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.

Для этого нарисуйте смайлику улыбку.(слайд 26)

1.Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать - нарисуйте смайлику улыбку.

2.Если урок обычный - нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

3.Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки губ.

Спасибо за урок. (слайд 27)

Дают оценку уроку в целом.

Личностные: самоопределение



© 2010-2022