Урок литературы на тему Басни дедушки Крылова (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

к уроку литературы в 5 классе

по теме «В гостях у дедушки Крылова» по УМК Г.С.Меркина

Тема: «В гостях у дедушки Крылова» (Басни И.А.Крылова)

Тип: обобщающий урок.

Задачи:

1.Создать установку на эмоционально-образное постижение басен Крылова

2. Продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы

3. Развивать сотворчество и сотрудничество в группах

4.Использовать игровые технологии для развития творческих способностей учащихся

5. Помочь научиться изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока

- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме

- научиться ориентироваться в системе моральных норм

-анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами

- извлекать информацию, представленнуюв разных формах (текст, иллюстрации, таблицы)

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

- развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

- выработать потребность в самовыражении и самореализации

Межпредметные связи

Ресурсы урока:

Информационно-методические: живопись, архитектура, музыка

Материально-технические: презентация

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Дети расшифровывают слова, появившиеся на доске:

БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

-Дети разглядывают портрет баснописца и говорят о том, что у Крылова добрые глаза, седые волосы, он пожилой, мудрый.


- Персонажи басен не менее известны, популярны, чем их создатель. Имя Крылова не отделимо от его творчества.


  1. На доску выводятся слова: ИНСАБ ИКШУДЕД АВОЛЫРК

Учитель предлагает учащимся расшифровать слова, появившиеся на доске

  1. На доску выводится портрет И. А. Крылова работы К. Брюллова

Учитель задает вопрос:

- Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт «дедушкой Крыловым». Почему?

?


  1. На доске появляется слайд с изображением памятника И. А. Крылову работы И. Клодта в Летнем саду Санкт - Петербурга.

Учитель рассказывает о том, что этот памятник был создан на народные деньги. Здесь великий русский баснописец изображен в окружении своих героев.

- Как вы думаете, почему рядом с Крыловом находятся герои его басен?

Актуализация необходимых знаний


Дети выполняют ЗАДАНИЕ 1



Дети выполняют ЗАДАНИЕ 2


Примеры

Литературоведческий термин

Хоть видит око, да зуб неймет

афоризм

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

мораль

У сильного всегда бессильный виноват

афоризм

Осел-глупость

аллегория

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука

мораль

Сильнее Кошки зверя нет

афоризм

Лиса-хитрость

аллегория

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль

Муравей-трудолюбие

аллегория

Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с жанром басни, с ее важнейшими составляющими, узнали о других известных баснописцах. Давайте вспомним все, что вы узнали на прошлом уроке.

ЗАДАНИЕ 1

Учитель предлагает детям выполнить следующее задание:

Дети получают карточки, на которых нарисовано солнышко с лучиками. Учащиеся должны вспомнить всех известных им баснописцев и записать их имена на солнечных лучах. По окончании работы на доску выводится правильный ответ. Дети должны обменяться карточками и проверить друг друга

Теперь давайте вспомним особенности басни как жанра литературы

ЗАДАНИЕ 2

Дети получают карточки:

Исправьте ошибки и соотнесите правильно


Примеры

Литературоведческий термин

Хоть видит око, да зуб неймет

аллегория

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

афоризм

У сильного всегда бессильный виноват

аллегория

Осел-глупость

мораль

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука

аллегория

Сильнее Кошки зверя нет

аллегория

Лиса-хитрость

мораль

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

афоризм

Муравей-трудолюбие

афоризм

Организация познавательной деятельности

Дети работают в группах




Учащиеся внимательно рассматривают работы одноклассников и оценивают их




Дети слушают басню, написанную командой «Поэты», и пытаются оценить ее: найти в басне особенности, характерные для басни как жанра литературы: мораль, аллегорию. Дают оценку.





Дети делятся впечатлениями после прослушанных басен, оценивают их умение передать характеры героев, артистизм.



Дети высказывают свое мнение





Игра - «Путаница».

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3)«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

Дети заполняют таблицу

Басня

Её мораль

Ворона и Лисица

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Квартет

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Лебедь, Рак и Щука

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Свинья под дубом

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

Стрекоза и Муравей

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Слово учителя

- А теперь, ребята, обратимся к домашнему заданию. Перед нами 3 команды, каждая из которых должна попробовать себя в какой-либо роли.

За первым столом команда «Художники»

За вторым столом команда «Поэты»

За третьим столом команда «Артисты»

Команда «Художники»

На доску выводятся иллюстрации к басням И. А. Крылова художника Е. Рогачева. Учащиеся обмениваются впечатлениями. После знакомства с ними команда «Художники» вывешивает свои иллюстрации к любимым басням.

Учитель задает вопросы:

- Удалось ли нашим художникам передать настроение басен, характеры героев?

Команда «Поэты»

-Ребята, вы должны были самостоятельно сочинить басню. Прочитайте басню выразительно. Раздайте текст вашей басни другим командам.

Мышка- воровка.

Почуяв запах сыра,

Поесть решила мышка.

Быстро из норы вышла,

Чтоб на стол залезть.

Но котик наш хитёр,

И слух его остёр.

За Мышкой Кот следит,

Как будто бы он спит.

Мышь проворна, но глупа,

Она забыла про Кота.

А Кот воришку в миг поймал,

Чтоб тот из кухни не удрал.

Мораль сей басни такова:

Мотай же на ус, детвора!

Не станешь сытой никогда,

Занимаясь воровством.

Гараева Ильзира, 5 класс.

Шалость глупой Мышки

В один прекрасный летний день

Играл наш Котик: скок да прыг…

Устал играть, прилег вздремнуть

Тут рядом на дубовый пень.

И вдруг, откуда ни возмись,

Прокралась несмышлёна мышь,

Дразнить Кота решилась-

Вмиг в пищу превратилась.

Мораль сей басни такова:

Не играй ,друг, в ,,Кошки- мышки»,

Коль являешься ты Мышкой.

Внимай предупрежденьям и советам,

Проживешь долго на свете этом.

Сибгаев Ильдар, 5 класс.

Учитель задает вопросы:

- Можно ли назвать басней произведение, написанное командой «Поэты»?

Команда «Артисты»

- А теперь команда «Артисты» представят нашему вниманию выразительное чтение любимых басен И. А. Крылова.

Учитель задает вопросы:

- Понравилась ли вам исполнение басен вашими одноклассниками? Удалось ли нашим артистам передать характеры героев басни? Оцените актерское мастерство исполнителей.

-Учитель предлагает детям прослушать эти же басни в исполнении профессиональных артистов.

- Как вам кажется, кто лучше справился с заданием. Чье исполнение вам понравилось больше?

Игра - «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)

2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)

3)«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)

4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)

5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.


Басня

Её мораль

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Подведение итогов

- Они отображают проблемы, недостатки, пороки человеческого характера, не зависящие от конкретного времени, они актуальны в любое время.

- Как вы думаете, почему басни дедушки И.А. Крылова, написанные более двух веков назад, нам по-прежнему интересны, понятны, смешны?

Слово учителя:

- Заканчивается наш урок, но нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца. Не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, т.к. басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

- Закончить наше путешествие в мир басен Крылова я хочу строками из стихотворения И.А. Крылова «К другу моему»:

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, -

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, -

Чин человека…

Дополнительный материал: (для учителя) Статья о работе И. Клодта над памятником И. Крылову

Диагностика достижений планируемых результатов: расширили представление о жизни и творчестве Крылова; узнали о своеобразии басен Крылова, познакомились с новыми теоретическими понятиями, обогатили словарный запас

Дополнительные творческие задания: прослушайте музыку «Четыре басни по Крылову» композитора Р. Еникеева, попробуйте услышать характеры басенных героев



© 2010-2022