- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему Басни дедушки Крылова (5 класс)
Урок литературы на тему Басни дедушки Крылова (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саетова Р.Т. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
к уроку литературы в 5 классе
по теме «В гостях у дедушки Крылова» по УМК Г.С.Меркина
Тема: «В гостях у дедушки Крылова» (Басни И.А.Крылова)
Тип: обобщающий урок.
Задачи:
1.Создать установку на эмоционально-образное постижение басен Крылова
2. Продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы
3. Развивать сотворчество и сотрудничество в группах
4.Использовать игровые технологии для развития творческих способностей учащихся
5. Помочь научиться изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока
- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме
- научиться ориентироваться в системе моральных норм
-анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
- извлекать информацию, представленнуюв разных формах (текст, иллюстрации, таблицы)
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
- развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль
- выработать потребность в самовыражении и самореализации
Межпредметные связи
Ресурсы урока:
Информационно-методические: живопись, архитектура, музыка
Материально-технические: презентация
Содержание деятельности ученика
Содержание деятельности учителя
Мотивация познавательной деятельности
Дети расшифровывают слова, появившиеся на доске:
БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Дети разглядывают портрет баснописца и говорят о том, что у Крылова добрые глаза, седые волосы, он пожилой, мудрый.
- Персонажи басен не менее известны, популярны, чем их создатель. Имя Крылова не отделимо от его творчества.
-
На доску выводятся слова: ИНСАБ ИКШУДЕД АВОЛЫРК
Учитель предлагает учащимся расшифровать слова, появившиеся на доске
-
На доску выводится портрет И. А. Крылова работы К. Брюллова
Учитель задает вопрос:
- Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт «дедушкой Крыловым». Почему?
?
-
На доске появляется слайд с изображением памятника И. А. Крылову работы И. Клодта в Летнем саду Санкт - Петербурга.
Учитель рассказывает о том, что этот памятник был создан на народные деньги. Здесь великий русский баснописец изображен в окружении своих героев.
- Как вы думаете, почему рядом с Крыловом находятся герои его басен?
Актуализация необходимых знаний
Дети выполняют ЗАДАНИЕ 1
Дети выполняют ЗАДАНИЕ 2
Примеры
Литературоведческий термин
Хоть видит око, да зуб неймет
афоризм
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
мораль
У сильного всегда бессильный виноват
афоризм
Осел-глупость
аллегория
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
мораль
Сильнее Кошки зверя нет
афоризм
Лиса-хитрость
аллегория
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль
Муравей-трудолюбие
аллегория
Слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с жанром басни, с ее важнейшими составляющими, узнали о других известных баснописцах. Давайте вспомним все, что вы узнали на прошлом уроке.
ЗАДАНИЕ 1
Учитель предлагает детям выполнить следующее задание:
Дети получают карточки, на которых нарисовано солнышко с лучиками. Учащиеся должны вспомнить всех известных им баснописцев и записать их имена на солнечных лучах. По окончании работы на доску выводится правильный ответ. Дети должны обменяться карточками и проверить друг друга
Теперь давайте вспомним особенности басни как жанра литературы
ЗАДАНИЕ 2
Дети получают карточки:
Исправьте ошибки и соотнесите правильно
-
Примеры
Литературоведческий термин
Хоть видит око, да зуб неймет
аллегория
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
афоризм
У сильного всегда бессильный виноват
аллегория
Осел-глупость
мораль
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
аллегория
Сильнее Кошки зверя нет
аллегория
Лиса-хитрость
мораль
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
афоризм
Муравей-трудолюбие
афоризм
Организация познавательной деятельности
Дети работают в группах
Учащиеся внимательно рассматривают работы одноклассников и оценивают их
Дети слушают басню, написанную командой «Поэты», и пытаются оценить ее: найти в басне особенности, характерные для басни как жанра литературы: мораль, аллегорию. Дают оценку.
Дети делятся впечатлениями после прослушанных басен, оценивают их умение передать характеры героев, артистизм.
Дети высказывают свое мнение
Игра - «Путаница».
1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)
2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)
3)«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)
4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)
5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)
Дети заполняют таблицу
Басня
Её мораль
Ворона и Лисица
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
Квартет
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!
Лебедь, Рак и Щука
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Свинья под дубом
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие
Стрекоза и Муравей
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
Слово учителя
- А теперь, ребята, обратимся к домашнему заданию. Перед нами 3 команды, каждая из которых должна попробовать себя в какой-либо роли.
За первым столом команда «Художники»
За вторым столом команда «Поэты»
За третьим столом команда «Артисты»
Команда «Художники»
На доску выводятся иллюстрации к басням И. А. Крылова художника Е. Рогачева. Учащиеся обмениваются впечатлениями. После знакомства с ними команда «Художники» вывешивает свои иллюстрации к любимым басням.
Учитель задает вопросы:
- Удалось ли нашим художникам передать настроение басен, характеры героев?
Команда «Поэты»
-Ребята, вы должны были самостоятельно сочинить басню. Прочитайте басню выразительно. Раздайте текст вашей басни другим командам.
Мышка- воровка.
Почуяв запах сыра,
Поесть решила мышка.
Быстро из норы вышла,
Чтоб на стол залезть.
Но котик наш хитёр,
И слух его остёр.
За Мышкой Кот следит,
Как будто бы он спит.
Мышь проворна, но глупа,
Она забыла про Кота.
А Кот воришку в миг поймал,
Чтоб тот из кухни не удрал.
Мораль сей басни такова:
Мотай же на ус, детвора!
Не станешь сытой никогда,
Занимаясь воровством.
Гараева Ильзира, 5 класс.
Шалость глупой Мышки
В один прекрасный летний день
Играл наш Котик: скок да прыг…
Устал играть, прилег вздремнуть
Тут рядом на дубовый пень.
И вдруг, откуда ни возмись,
Прокралась несмышлёна мышь,
Дразнить Кота решилась-
Вмиг в пищу превратилась.
Мораль сей басни такова:
Не играй ,друг, в ,,Кошки- мышки»,
Коль являешься ты Мышкой.
Внимай предупрежденьям и советам,
Проживешь долго на свете этом.
Сибгаев Ильдар, 5 класс.
Учитель задает вопросы:
- Можно ли назвать басней произведение, написанное командой «Поэты»?
Команда «Артисты»
- А теперь команда «Артисты» представят нашему вниманию выразительное чтение любимых басен И. А. Крылова.
Учитель задает вопросы:
- Понравилась ли вам исполнение басен вашими одноклассниками? Удалось ли нашим артистам передать характеры героев басни? Оцените актерское мастерство исполнителей.
-Учитель предлагает детям прослушать эти же басни в исполнении профессиональных артистов.
- Как вам кажется, кто лучше справился с заданием. Чье исполнение вам понравилось больше?
Игра - «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)
2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)
3)«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)
4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)
5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)
Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
-
Басня
Её мораль
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
Подведение итогов
- Они отображают проблемы, недостатки, пороки человеческого характера, не зависящие от конкретного времени, они актуальны в любое время.
- Как вы думаете, почему басни дедушки И.А. Крылова, написанные более двух веков назад, нам по-прежнему интересны, понятны, смешны?
Слово учителя:
- Заканчивается наш урок, но нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца. Не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, т.к. басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
- Закончить наше путешествие в мир басен Крылова я хочу строками из стихотворения И.А. Крылова «К другу моему»:
Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, -
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, -
Чин человека…
Дополнительный материал: (для учителя) Статья о работе И. Клодта над памятником И. Крылову
Диагностика достижений планируемых результатов: расширили представление о жизни и творчестве Крылова; узнали о своеобразии басен Крылова, познакомились с новыми теоретическими понятиями, обогатили словарный запас
Дополнительные творческие задания: прослушайте музыку «Четыре басни по Крылову» композитора Р. Еникеева, попробуйте услышать характеры басенных героев