Русской речи государь по прозванию Словарь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бондарева Н.В., учитель русского языка и литературы

МКОУ "ООШ №2" г. Лиски Воронежской области

Урок-КВН по русскому языку в 5 классе

Тема : "Русской речи государь по прозванию Словарь" (2 часа)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о лексике.

Задачи урока: в занимательной форме проверить степень усвоения учащимися знаний из раздела "Лексика"; прививать любовь к родному языку; развивать умение точного употребления слов в речи.

Оборудование: толковые словари, эмблемы участников.

Ход урока.

Дети заранее делятся на две команды, придумывают название и девиз команды, изготавливают эмблемы. Подготовить выставку различных

Словарей.

1. Вступление.

Объявить в начале урока тему, цель урока. Записать число, классная работа, тему урока в тетрадь.

Учитель.

Дорогие друзья! Начинаем наш урок-КВН, посвящённый русскому языку. Все мы прекрасно знаем , как богат русский язык, все мы понимаем, что необходимо хорошо знать тот язык, на котором говорим, пишем, думаем.

Ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре -

Выучи русский язык!

Ученица:

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Учитель:

Чем больше человек познаёт мир, тем больше открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Весь познанный мир отражается в словарном составе языка.

Слова на доске:

"Для всего в русском языке есть великое множество хороших, красивых. звучных слов," - писал К.Г.Паустовский.

-Давайте запишем высказывание в тетрадь. Как вы понимаете слова писателя?

-Какой раздел русского языка изучает великое множество значений русских слов? ( лексика)

Этому разделу - лексике - и посвящён наш урок-КВН.

2. Представление команд.

1 команда - "Меткое словечко"

Девиз: "Будь осторожен с метким русским словом - им можно и возвысить, и убить."

2 команда - "Доброе слово и кошке приятно"

Девиз: "Добрые слова не лень

Повторять нам каждый день.

Словом в мир неси добро,

Будет людям всем светло!"

Представление учителем жюри.(присутствующие учителя русского языка и литературы)

Жюри учитывает активность команд, правильность ответов. В конце урока отмечает лучшую команду и лучших учеников.

3. Конкурс "Разминка".

Ученик:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред нами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ею государь, по прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Ученица:

Утверждаем государь,

По прозванию Словарь!

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу.

Русской речи государь,

По прозванию Словарь.

Учитель:

Мы с вами постоянно обращаемся к различным словарям. Вспомните и назовите те словари, которые вы знаете, которые помогают нам в работе дома и на уроке.

Ученики 2-х команд называют...

Учитель дополняет, обращаясь к выставке .(Толковый словарь, словарь синонимов, словарь омонимов, словарь антонимов и др.)

Жюри выставляет команде баллы, отмечает, кто был активнее и больше назвал словарей.

4. Конкурс "Эстафета слов".

Каждый член команды, выходя к доске, должен записать словарное слово на темы. Обе команды с новой строки записывают в тетради.

1команда на тему "Транспорт" (Автобус, автомобиль, метро, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, такси.)

2 команда на тему "Огород, фрукты, овощи"( Помидор, огурец, редис, абрикос, апельсин, мандарин, картофель, морковь, капуста, баклажан, перец)

За правильно названное и записанное слово - 1 балл.

5. Лексический диктант.

Для всего класс читается вопрос. Обе команды записывают только ответ в тетрадь, потом обмениваются в парах и проверяют.

1команда - 1.Какие типы значений есть у слова?(лексическое и грамматическое)

2. Слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.(омонимы, например: лук, строчка, бор)

3. Приведите примеры словосочетаний в переносном значении. (шляпка гвоздя, вой ветра, золотые руки, стальной характер)

2 команда - 1.Слова с противоположным лексическим значением. (антонимы, например: день-ночь, далёкий- близкий)

2.Слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковые оттенки лексического значения. (синонимы, например: весёлый, задорный, радостный)

3.Составьте словосочетания с омонимами строчка и строчка, норка и норка, чтобы было ясно их значение. (Например: красивая строчка на блузке, стихотворная строчка, строчка в тетради; пушистая норка, глубокая норка)

Обменялись тетрадями в парах, проверили.

6. Конкурс"Блиц-вопрос-ответ".

Ученики должны втечение30 секунд ответить на вопрос. Если не отвечают, ответ не засчитывается. На вопросы команды отвечают по очереди. За правильный ответ - 1 балл команде.

Вопросы 1 команде:

1.Синоним к слову интересный (занимательный)

2.Антоним к слову зной (холод)

3.Птичий рынок - какое значение слова? (прямое)

Птичий базар - какое значение? (переносное)

Вопросы 2 команде:

1. Антоним к слову сердечный(бессердечный)

2. Синоним к слову клевета (наговор, обман)

3.Однозначное или многозначное слово - кнопка? (многозначное)

7. Конкурс "Это интересно" - домашнее задание.

Дома команды готовили интересные факты по разделу "Лексика" и сейчас расскажут о них.

1 команда - Про антонимы.

Литературоведы подсчитали , сколько раз в произведениях А.С.Пушкина встречаются антонимы.

День-1163 раза, ночь-546 раз;

друг -788 раз, враг- 153 раза;

любить- 614 раз, ненавидеть- 32 раза;

весёлый- 196 раз, грустный- 46 раз;

добрый- 277 раз, злой- 113 раз.

На основании этих данных можно судить о том, что в творчестве А.С.Пушкина преобладает вера в светлые, радостные чувства человека.

2команда -"Ветвистое дерево".

В языке часто от одного значения слова ответвляется другое, третье, и так до нескольких десятков. Получается целое дерево - многозначное слово. К примеру, на стволе слова "идти" - 26 ветвей -значений, слова "стоять"- 17.Как же мы догадаемся о значении слова? Помогают слова- "соседи" в предложении и обстановка, где происходит действие. Слово "колокольчик"(маленький колокол сочетается со словом "звонить", а "колокольчик"(цветок) - со словом "рвать", но не со словом "звонить". Вот вам и 2 значения одного слова, всем понятного.

Команды справились, заработали по 1 баллу.

8. Творческий диктант "Перевёртыши".

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Первые 4 словосочетания комментирует 1 команда "Меткое словечко", а следующие 2 команда "Доброе слово и кошке приятно". Записывают обе команды.

1команда- Железный гвоздь - ... (железный характер)

румяная девочка - ... (румяное яблоко)

глухая собака - ... (глухая сторона)

спящая красавица - ... (спящая природа)

2 команда - Сладкий пирог - ...(сладкий сон)

золотые часы - ... ( золотые руки)

бархатная штора - ... (бархатный сезон)

стальная балка - ... (стальной характер)

За каждый правильный ответ - 1 балл команде.

9. Конкурс капитанов.

Дать одинаковое задание на карточках.

Запишите стихотворные строки. Расставьте знаки препинания , постройте схему . Найдите слово в переносном значении.

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом. (А.Блок)

10. Самостоятельная работа для команд.

1 команда - Три омонима слова бокс. Придумайте с ними словосочетания.

2 команда - Два омонима слова боксёр. Придумайте с ними словосочетания или предложения.

11. Проверка учителем 1-2-х учеников. - Лексический диктант. Объявить результат.

12. Проверка выполнения заданий. Читают представители команд.

( Жюри выставляют баллы.)

13. Конкурс "Угадай-ка!"-устно.

Учитель: Как известно, на многозначности слов основаны загадки.

Отгадайте загадки.

1.Каким гребне не расчешешь головы?( петушиным)

2. По какой дороге не ездят автомобили?(по железной дороге)

3.Какое кулинарное изделие "сделано" из песка?(песочное печенье)

4. Из какой крупы не сваришь каши?( из снежной)

5.Какой рыбой моют посуду?(ершом)

6.Какая нить даёт свет?(нить накаливания)

14. Конкурс "Кроссворд".

Команды разгадывают предложенный им кроссворд. Кто быстрее поднимет руку и правильно ответит, тому засчитывается один балл.

1 п

е

2 н

к

е

а

д

н

а

б

о

р

а

а

е

л

о

т

о

с

По горизонтали: 1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области примирения. 5. Водное растение с крупными цветками, растущие в индии на водоёмах.

По вертикали: 1.Длинная коробка, футляр для хранения ручек, карандашей. 2. Сигнал тревоги в случае бедствия, подаваемый колоколом. 3.Надпись на конверте, указывающая, куда отправили письмо.

15. Вспомните пословицы и поговорки о языке, о словах.

Ученики называют.

1.Язык до Киева доведёт.2. Доброе слово и кошке приятно.3.Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Слухом земля полнится. 5. Что написано пером, то не вырубишь топором. 6. Что слово молвит, то рублём подарит.

Учитель: Как богат и разнообразен , как интересен русский язык! Это настоящая ценность нашего народа. Не случайно во всём мире люди изучают его, читают произведения русских писателей, интересуются русской культурой.

Ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Ученица:

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

16. Итог урока -КВН. Жюри объявляет команду-победителя. Учитель отмечает ответы учеников, объявляет оценки.

17. Домашнее задание: Задание дифференцированное- подобрать синонимы к слову добрый и составить словосочетания; подобрать антонимы к слову лёгкий и составить словосочетания; написать сочинение-миниатюру "Доброе слово и кошке приятно" (для сильных учеников).

© 2010-2022