Образ города в творчестве набережночелнинских поэтов ( Н. П. Алешкова и М. Г. Сафина)

Исследовательская работа, в которой представлены особенности интерпретации образа в поэзии Н.П.Алешкова и М.Г.Сафина.  Неизученность данной темы в контексте русской литературы (все исследования проводились на уровне краеведения, да и тех не так уж много) позволяет говорить об актуальности и новизне исследования.  Среди исследований по данной теме можно назвать несколько статей известного челнинского поэта и краеведа М. Г. Сафина и публицистические труды известного в Татарстане писателя Рафаэля М...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ№4» Республики Татарстан г.Нурлат.






ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА




Тема: Образ города в творчестве набережночелнинских поэтов

( Н.П.Алешкова и М.Г.Сафина).





Учитель: Семочкина Татьяна Александровна




2014 г.

Содержание



Введение…………………………………………………………………………..1

ГлаваI. История литературной жизни города……..............................................3

1.1.От истоков до наших дней …………………………………………………...3

ГлаваII. Два разных образа одного города……………………………………..6

2.1. Особенности интерпретации образа города в поэзии Н.П.Алешкова и М.Г.Сафина………………………………………………………….…………….6

Заключение…………………………………………………………………….. 14

Список использованной литературы………………………………………..16







Введение

Несмотря на молодость города Набережные Челны, он уже имеет свои литературные традиции. Не каждый город так воспевали в стихотворной форме, как наш. При этом, конечно, важную роль сыграло то, что в своё время город был всесоюзной стройкой, а, следовательно, привлекал всеобщее внимание. Но в литературном контексте главную роль в создании образа города сыграли те, кто строил этот город, те, кто был полон энтузиазма и вдохновения.

Цель нашей работы: проследить воплощение образа города в творчестве набережночелнинских поэтов на примере творчества М.Г.Сафина и Н.П.Алешкова.

Поставленная цель предполагает следующие задачи:

  1. Рассмотреть литературный процесс города Набережные Челны в контексте советской литературы.

  2. Проследить этапы развития литературного процесса города.

  3. 2.Рассмотреть воплощение образа города в контексте темы строительства КамАЗа в творчестве М.Г.Сафина и в поэзии Н.П.Алешкова.

Так как КамАЗ являлся всесоюзной стройкой, то литературный процесс города Набережные Челны можно и нужно рассматривать в контексте советской литературы того периода. Образ нашего города имеет уже свои литературные традиции, связан с определённой тематикой и проблематикой. С нашей точки зрения она имеет и свои перспективы.
Неизученность данной темы в контексте русской литературы (все исследования проводились на уровне краеведения, да и тех не так уж много) позволяет говорить об актуальности и новизне исследования. Среди исследований по данной теме можно назвать несколько статей известного челнинского поэта и краеведа М. Г. Сафина и публицистические труды известного в Татарстане писателя Рафаэля Мустафина.

Предметом исследования является литературный процесс 70-90-х годов. Объектом - особенности воплощения образа города Набережные Челны в литературе этого периода.

Необходимо выделить определённые критерии анализа заявленной в нашей работе проблемы. При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на отдельные факторы в контексте исследования. Во-первых, присутствие личностного начала. Необходимо увидеть взаимосвязь образа города с личной судьбой поэта, что наблюдается у большинства авторов. Город - это в первую очередь люди, которые в нём живут. Поэтому образ города можно рассмотреть только через мозаику судеб лирических героев. Во-вторых - отражение судьбы всей страны в образе родного города. Необходимо проследить в творчестве выбранных авторов присутствие образов других городов или других строек. Необходимо рассмотреть соотношение их с образом Автограда. В-третьих, рассмотреть возможность воплощения образа города в пейзажной, философской, любовной лирике. В-четвёртых, необходимо проследить эволюцию и основные противоречия воплощения данной темы в литературе.

Именно в контексте данной проблематики мы будем проводить исследование заявленной темы.

Работа имеет и исследовательские перспективы. Наше исследование позволяет выявить лишь ограниченный круг проблем. Поэтому работа может послужить основой для дальнейших исследований, систематизации и обобщения материала по данной теме.

Выбор именно этих авторов не случаен. В нашей работе мы попытаемся сделать сравнительный анализ отражения заявленной темы. С одной стороны, образ города очень ярко и широко представлен в их творчестве. С другой стороны, мы можем наблюдать два совершенно разных (внутренне близких, а внешне чуть ли не противоположных) художественных способов воплощения данного образа.

Поэтому выбор именно этих авторов, с нашей точки зрения вполне актуален и оправдан.

Цель и задачи определили структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава представляет собой теоретическое исследование литературных процессов, которые происходили в городе. Вторая глава посвящена практическому анализу творчества выбранных авторов в контексте заявленной темы. В заключении даны общие выводы.

В работе применялись исследовательский и сопоставительный методы, а так же метод прямого анализа текста.




ГлаваI. История литературной жизни города.

1.1 От истоков до наших дней.

Набережные Челны (Яр Чалы) - город с богатым историческим прошлым. Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры ещё в середине III века до нашей эры, в эпоху бронзы.

Самые первые письменные упоминания относятся к более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана «Джагфар Тарихы» 1680 года сообщает об основании города Яр Чалы в 1172 году по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали (автора поэмы «Сказание о Иусуфе») и о превращении его в 14-15 веках в крупный булгарский город и центр Ярской («Побережной») области Булгарского царства. На картах итальянских купцов - братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367 года город Набережные Челны так же отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово «яр» произносилось в форме «жар»).

В русских летописях Набережные Челны впервые упоминаются в 1626 году. В этом году в дворцовом селе Елабуга образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с крестьянином Поповым. Поселение первоначально носило название Чалнинский починок, позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны. Ещё исследователи 19 века отмечали часто встречающееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий русских сёл. Эти названия вели своё начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названия речек, на берегах которых появлялись сёла и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чалы» означало огороженное каменной стеной место - крепость. Таким, например, было мнение известного исследователя В.Ф. Лапочкина. Профессор А. Изотов выводит происхождение названия от чувашского слова «чул», что означает «камень». С такой же версией выступил профессор КГУ Г. Сатаров.

. Ещё в начале 18 века была первая попытка придать статус города тому месту, где возникли Челны. Первым это сделал картограф С. Ремезов, который на своих «сибирских картах» обозначил «Град Челн». Речь в данном случае шла о крепости.

К началу 20 века Бережные Челны представляют собой большое и богатое торговое село. К этому времени здесь находилась самая крупная пристань на реке Кама, церковь Никольская, училище, мельница, 18 лавок. Основным населением села были русские и татары. Село выглядело почти городом.

27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской автономной республики. Приказом ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны был присвоен статус города.

Литературная жизнь города Набережные Челны имеет свою историю и свои уже сформировавшиеся традиции, не смотря на то, что сам город достаточно молод. Эти традиции связаны с историей самого города.

Одной из главных особенностей развития литературного процесса города является то, что на всесоюзную стройку съезжались представители разных регионов страны. Поэтому городская культура и литература, опираясь, конечно, на местные традиции, представляет собой определённый синтез разных литературных традиций. Люди приезжали с уже сформировавшимся опытом, в том числе и литературным, что способствовало быстрому и бурному развитию городского литературного процесса. К тому же энтузиазм, связанный со строительством КамАЗа, легко воплощался и в литературные произведения.

Таким образом, с началом строительства КАМАЗа литературная жизнь в Набережных Челнах круто пошла вверх.

Известный челнинский поэт и краевед Мансур Сафин предлагает разделить историю литературы города на несколько периодов:

1. Докамазовский период (до 1969 года). Этот период связан с именами русских и татарских поэтов, в большей или меньшей степени связанных с историей Челнинского региона. Здесь можно отметить таких авторов, как Тази Гиззат, Дмитрий Стахеев, Даут Губайди, Надежда Дурова, Лариса Рейснер, Марина Цветаева, Маргарита Алигер, Егор Уткин, Борис Пастернак. Если же говорить о литературном прошлом самих Челнов, то можно выделить такие имена, как Нур Баян, Эдуард Касимов, Мударис Аглямов и другие.

Здесь бывали и писали о челнинском крае А. Радищев, А.П. Чехов, В. Короленко, О. Мандельштам, М.Е. Салтыков-Щедрин. Этот пласт литературной истории нашего края нуждается в обстоятельном исследовании.

С 1963 года в Набережных Челнах активно работало татарское литературное объединение при районной газете "Знамя коммунизма", где начинали свой творческий путь многие известные челнинские писатели и поэты.

2. Период строительства КАМАЗа (с 1969 года до первой половины 80-х годов). Это период энтузиазма. Именно в эти годы происходит формирование новых традиций в литературной жизни города.

3. Посткамазовский период (с 80-х годов по наше время). Это период, когда пафос ударной стройки отходит на второй план. В творчестве поэтов появляется новая тематика и проблематика, которая всё также тесно связана с образом города. Наиболее ярко в этот период проявили себя в творческом плане такие авторы, как Рашит Башар, Ямаш Игеней, Владимир Гофман, Александр Макаров-Век, Михаил Гоголев, Разина Мухияр, Юрий Кучумов, Владимир Кирилёв, Михаил Волостнов, Надежда Камышева, Вахит Имамов и другие.

Строительство КамАЗа имело всесоюзный литературный резонанс. Многие поэты, писатели и журналисты побывали на ударной стройке и отразили своё впечатление в ряде произведений, уже вошедших в классику советской и русской литературы.

При этом главной отличительной чертой литературы, связанной с темой строительства КамАЗа, является сочетание энтузиазма, определённого пафоса (что вполне оправдано в данной ситуации) с романтическим и лирическим началом. Это не просто стихи-лозунги, это жизнь отдельно взятого человека с его чувствами, переживаниями и впечатлениями в единстве с судьбой других людей и всего города.

Каждый автор пропускал данную тему через своё внутреннее "я". Поэтому тема эта имеет множество граней и даёт повод для исследования.






ГлавII. Два разных образа одного города.

2.1.Особенности интерпретации образа города в творчестве М.Г.Сафина и в поэзии Н.П.Алешкова.

Мансур Габдуллович Сафин родился в 1949 году в Кемеровской области. Служил офицером в Советской армии. Окончил Казанский государственный университет. Занимается журналистикой, краеведением и культурно-просветительской деятельности. Автор ряда поэтических сборников, а также книг и статей по истории края. Дважды удостоен литературно-краеведческой премии имени Эдуарда Касимова. Сафин- автор учебного пособия «Челныведение». Многие его стихи имеют определенный исторический оттенок, отражая этапы развития и становления города. Является членом Союза журналистов РФ, а так же членом Союза российских писателей и Союза писателей Татарстана.

Николай Петрович Алешков родился в селе Орловка Челнинского района ТАССР, входящем сейчас в черту современного города, 26 июня 1945 года. Работал на КАМАЗе плотником-бетонщиком, монтером связи, электриком, кровельщиком, диспетчером домостроительного комбината. Но основная деятельность связана с журналистикой. Был редактором челнинской газеты «Время», а так же редактором межрегиональной литературной газеты «Звезда полей».В 1982 гаду заочно окончил Литературный институт им.А.М.Горького. В 1984 году принят в Союз писателей СССР. Автор восьми книг стихов, изданных в Казани, Набережных Челнах и москве. В 2006 году стал лауреатом республиканской литературной премии имени Г.Р.Державина. Работает председателем Татарстанского отделения Союза российских писателей.

Ярко и масштабно представлен образ города в творчестве известного краеведа и поэта М. Сафина .Об этом говорят уже сами названия стихотворений: "Мой город", "Чаллы мои былинные", "Новый город", "Утреннему городу" и так далее.

О, Новый город,

стоязыкий, дивный -

Ты стал моею родиной второй:

Пусть сладок дым Отечества и горек -

Люблю Тебя всегда,

люблю порой!

(Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с. 18)

Чувствуется, что жизнь города тесно связана с судьбой автора и его лирического героя:

Моя судьба, КАМАЗ, в Твоей судьбе

Растворена, как время в ритме буден,

И оттого так остро на себе

Я чувствую, как сложен он и труден.

( Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 44)

Эпический размах изображения сливается с личными переживаниями героя, отражающего чувства самого автора. Поэтому, при внешнем пафосе образ города в поэзии М. Сафина не лишён лиричности и романтичности:

Я Тебя снегом белым-пребелым

Вновь целую сегодня с утра,

Чтоб Ты вся и сияла и пела.

И смеялась, свежа и бодра!

Вновь невестой

в фате из фантазий

Просыпайся же милый мой край:

Сотвори неописуемый праздник -

Подари сердцу утренний рай!

(Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 19)

Образ города в творчестве Н.П. Алешкова вовсе лишён пафоса и лозунговости. Это скорее лирический образ, ощущение города, пропущенное через внутренний мир поэта. Поэтому этот образ носит здесь личностное начало и тесно связан с переживаниями, впечатлениями самого автора.

А на Каме половодье забродило,

а над Камой проплывают облака.

Всё, что с нами десять лет происходило,

в этот город воплотилось на века.( Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.177)

При этом во многих стихотворениях звучит мотив потери корней, ностальгия по уходящей деревне, место которой захватывает индустриальный город.

Автозавод поставил точку

в судьбе деревни навсегда. (там же, с 153)

Поэтому у Алешкова мало городских индустриальных пейзажей. И хотя пейзаж играет важную роль в его художественном мире, но в основном это виды природы, выражающие состояния или переживания лирического героя и противопоставленные городскому пейзажу.

Конечно, у Николая Петровича есть, собственно, стихотворения - пейзажи. Например, "Гроза", "Закат", "Сентябрь", "На исходе осень…", но даже эти стихотворения, на наш взгляд, являются отражением состояния лирического героя, сопровождают его переживания и размышления. Чаще всего пейзаж и чувства лирического героя настолько переплетены, что сложно понять, пейзажная это лирика или же, например, любовная или философская.

Элемент пейзажа может выразить и боль утраты ("Две красные розы на белом снегу…"), и ностальгию (" Я рождён в хорошем месте…", "Помнишь ты не одно поколение).

Но есть и другой пейзаж, отражающий конфликт между чувством и мыслью, тесно связанный с образом растущего города:

Ты шляпу снял. Но где же дом и сад?

Асфальт… Автомобильная развязка…(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.147)

Становится понятно, от чего зависит настроение автора. Таким образом, через пейзаж может быть раскрыта основная идея произведения. И именно через образы живой природы во многом раскрывается одна из ведущих тем в творчестве Алешкова - тема родной земли, малой родины, возвращения к корням:

Помнишь ты не одно поколение.

Что же ныне с тобою, река?

Вот течёшь - воробью по колено.

Мне ль забыть, как была глубока?

Я бежал за тобой огородами.

Пятки мне щекотала трава…

В центре поэтического мира Николая Петровича Алешкова стоит человек, но он является неотделимой частью окружающей действительности, порой пугающей, но всё же неотделимой от лирического героя.

М. Сафин показывает смену эпох, смену мировоззренческих позиций и, как следствие, изменение облика города. Есть определённый момент ностальгии, но основным мотивом является гордость за свой город, как в его прошлом, так и в настоящем и в будущем. То, что с огромной силой отразилось в поэзии Н.П. Алешкова - ностальгия, грусть по уходящему и, в то же время, понимание неизбежности прихода нового - так же является одним из мотивов поэзии М. Сафина, связанным с образом города:

В Орловке угасшей,

Как память о прошлом,

Вновь вишенек вешних

Пожар суматошный!..

( Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 21)

Ностальгические мотивы зачастую так же передаются через пейзаж, когда от исчезнувшего остаётся какая-то маленькая часть, которая вызывает чувства и воспоминания (например, вишни в заброшенном саду).

Но наряду с этим, как и у Алешкова, появляется другой пейзаж - городской.

Вставали каркасы домов,

Фантомы заводов вставали

Из сотен и тысяч томов

Проектов и планов ментальных.

(Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 50)

При этом топонимическая достоверность (есть, например, такие стихотворения, как "Челны. Улица Беляева", "На проспекте Джалиля", "У обелиска", "У Боровецкой церкви" и так далее) сочетается с умением лирически передать красоту и настроение той или иной городской достопримечательности. На этом уровне городской пейзаж оживает, синтезируясь с живой природой:

На проспекте Муссы Джалиля

Полыхает вновь яблоней цвет…

( Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 29)

Город представлен как живой человек. Автор часто применяет приём олицетворения, что позволяет говорить о городе как о равном себе по ощущениям, впечатлениям. Таким образом, город в поэзии М. Сафина является самостоятельным лирическим героем. Он дышит, чувствует, живет, меняется, как меняются и люди, живущие в нём.

Держатся пока ещё дома,

Всё кряхтя по-старчески, сутулясь…

( Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 20)

При этом образ города представлен и рядом лиц - персонажей, от известных людей до простых горожан. Все они - патриоты своего города, но судьба у всех разная. Как разные и сами герои: от простого рабочего ("Монолог Камазовца"), до деда-старьёвщика, увозящего в утиль прошлое:

Старьёвщик-дед

на тачке по проспекту

Увозит наше прошлое в утиль…

( Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 43)

Тема родины у Н.П Алешкова связана в первую очередь не с городом, а с посёлком, в котором родился и жил поэт. Но этот посёлок постепенно и неизбежно сливается с городом. При этом можно уловить и мотив гордости за этот могучий надвигающийся город и за своё участие в его судьбе.

Но посмотри направо - не мираж,

а город здесь растёт под облаками.

Ему бы не стихами а руками

помочь подняться вверх хоть на этаж.

Таким образом, появляется мотив противопоставления города и деревни, зачастую не в пользу города. При этом остаётся понимание неизбежности процесса захвата городом деревни.

Невозвратима эта доля.

Я в новом городе, как все,

с балкона вижу луг и поле.

(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с. 80)

Тема родины связана в первую очередь не с городом, а с посёлком, в котором родился и жил поэт. Но этот посёлок постепенно и неизбежно сливается с городом. При этом можно уловить и мотив гордости за этот могучий надвигающийся город и за своё участие в его судьбе.

Но посмотри направо - не мираж,

а город здесь растёт под облаками.

Ему бы не стихами а руками

помочь подняться вверх хоть на этаж.

(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.51)

Наиболее ярко в поэзии Алешкова город представлен не сам по себе, а в образах людей, живущих в этом городе. Представлена целая галерея ярких запоминающихся героев, самобытных неординарных, выражающих разные мировоззренческие позиции. Из этой мозаики лиц и характеров и создаётся у поэта целостный образ города. Поэту порой не важна конкретика места, архитектурная особенность или подробность в описании. На первый план выходит впечатление лирического героя, его отношение к данному объекту или ситуации.

В большинстве случаев герои непосредственно или опосредованно выражают чувства и мысли самого автора. Поэтому поэзия Н.П. Алешкова носит во многом автобиографический характер.

Наиболее интересными в контексте нашей темы являются образы так называемых "новых горожан" - людей всю жизнь проживших в деревне, привыкших к крестьянскому труду, но по воле судьбы вынужденных поселиться в городе. Автор показывает противоречивость их чувств, тоску по прошлому, иногда даже в юмористической форме. Но всё же есть ощущение трагедии:

Не избу сломали, а судьбу.

Дед Семён к бетону не привык.

Древний, словно ворон на дубу,

на балконе горбится старик.

(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.80)

Есть у Алешкова и стихи, непосредственно обращённые к городу (например, "Письмо городу Набережные Челны"). Но даже они лишены пафоса. Это скорее желание поговорить по душам и с родным городом, и с читателем, и с самим собой.

По земным неписаным законам

мы сильнее тянемся вдали

к улицам, со школьных лет знакомым,

к городам, в которых мы росли.

Вот и я пишу тебе, как другу…..

(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.32)

У М. Сафина есть стихи, напрямую обращённые к городу, в которых чувствуется любовь и глубина взаимосвязей. Город воспринимается автором как близкий друг:

Здравствуй друг мой по бессмертью!

По галактике Любви!

В солнечный вплетаясь ветер,

Я вернусь из лет глуби.

Обойму Тебя, как прежде,

Звёздной памятью дыша…

Пусть взойдёт крылом надежды

В жизнь Твою - моя душа.

(Мансур Сафин. Челны мои былинные. - Наб. Челны, 2007 г., с 61)

Тема строительства КАМАЗа представлена в творчестве М. Сафина также и широко и с эпическим размахом. Та лозунговость в сочетании с личностным началом, которая была определена нами ранее (и не только в творчестве этого автора), пожалуй в полной мере воплотилась в его творчестве.

Стихи М. Сафина звучат как призыв и, в тоже время обладают напевностью, некоторые из них положены на музыку и превратились в песни.

В целом поэзии М. Сафина присущи высокий пафос и патриотизм в сочетании с тонкой лиричностью. Это касается и темы родного города, широко представленной в творчестве поэта.

Тема строительства КАМАЗа в творчестве Алешкова представлена не так широко, как в творчестве Мансура Сафина. При этом она дана более лирично. Есть несколько мотивов развивающих данную тему. При этом порой идея заявлена лишь в контексте, одним штрихом, одной строкой. Но она понятна читателю.

С одной стороны - это гордость не лишённая пафоса, но заявленная в контексте интимной лирики:

Настанет срок - судьба тряхнёт за ворот.

Я жил, как все: и пел и горевал,

Я книгу написал, построил город,

я никогда друзей не предавал.

(Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с. 84).

С другой стороны, это ощущение того, что вклад не так уж велик, что нужно было сделать нечто большее, но не удалось. С этой точки зрения, впрочем, как и, наверное, в целом, тема ударной стройки тесно связана и переплетена с темой Родины:

Но посмотри направо - не мираж,

а город здесь растёт под облаками.

Ему бы не стихами, а руками

помочь подняться вверх хоть на этаж.

…………………………………………

А прямо - деревянный островок,

твоя незнаменитая Орловка

в пыли дорожной прячется неловко

среди бетона, грохота, тревог. [Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г. С.169]

Первые два мотива вполне соответствуют основной, на наш взгляд, проблеме, заявленной в творчестве Н.П. Алешкова: противостоянию города и деревни. Идеал автора всё же в прошлом, но сам он обращён в будущее и верит в него. Но, тем не мене, определённым лейтмотивом звенит:

Под снос деревня угодила,

Смахнул её автозавод.

( Алешков Н.П. Сын Петра и Маришы. - Казань, 2005 г., с.148)

Поэтому тема строительства КамАЗа в творчестве Алешкова носит достаточно интимный характер и воплощена на уровне философской, пейзажной и любовной лирики.

Таким образом, в творчестве М. Сафина образ города Набережные Челны дан широко, многообразно, в конкретных исторических реалиях и с эпическим размахом. Однако размах изображения сливается с личными переживаниями героя, отражающего чувства самого автора. Поэтому, при внешнем пафосе образ города в поэзии М. Сафина не лишён лиричности и романтичности. Но всё же пафос преобладает. Во имя выражения основной идеи М. Сафин иногда жертвует художественностью, но придаёт теме общечеловеческий, хотя и не интимный характер.

Несколько по-иному представлен образ города в поэзии Н.П. Алешкова.

Образ города в творчестве Алешкова лишён пафоса и лозунговости. Это скорее лирический образ, ощущение города, пропущенное через внутренний мир поэта. Поэтому этот образ носит здесь личностное начало и тесно связан с переживаниями, впечатлениями самого автора. При этом во многих стихотворениях звучит мотив потери корней, ностальгия по уходящей деревне, место которой захватывает индустриальный город.

Наиболее ярко в поэзии Алешкова город представлен не сам по себе, а в образах людей, живущих в этом городе. Представлена целая галерея ярких запоминающихся героев, самобытных неординарных, выражающих разные мировоззренческие позиции. Из этой мозаики лиц и характеров и создаётся у поэта целостный образ города. Поэту порой не важна конкретика места, архитектурная особенность или подробность в описании. На первый план выходит впечатление лирического героя, его отношение к данному объекту или ситуации.

Тема строительства КамАЗа в творчестве Алешкова представлена не так широко, как в творчестве Мансура Сафина. При этом она дана более лирично. Есть несколько мотивов развивающих данную тему. С одной стороны - это гордость не лишённая пафоса, но заявленная в контексте интимной лирики. С другой стороны, это ощущение того, что вклад не так уж велик, что нужно было сделать нечто большее, но не удалось. Первые два мотива вполне соответствуют основной, на наш взгляд, проблеме, заявленной в творчестве Н.П. Алешкова: противостоянию города и деревни.

Поэтому тема строительства КамАЗа в творчестве Алешкова носит достаточно интимный характер и воплощена на уровне философской, пейзажной и любовной лирики.

Таким образом, нужно говорить о неоднозначности и многогранности воплощения образа города Набережные Челны в русской и советской литературе.

Заключение

Имея свои традиции, литературный процесс города Набережные Челны продолжает развиваться. С нашей точки зрения, наступает новый, пока не осознанный и, тем более, не исследованный этап его развития.

Это позволяет говорить о необходимости исследования предыдущих этапов с целью систематизации и обобщения.

Образ города Набережные Челны достаточно широко представлен в литературе 50-60 годов.Это во многом связано с темой строительства КамАЗа, которая воплотилась как в прозе и драматургии, так и в поэзии. На строительство Автограда съехались люди со всех уголков страны. Среди них было много талантливых поэтов и писателей. Поэтому можно говорить о том, что образ города приобрёл в литературе общесоюзное значение и показал многогранность и неоднозначность его воплощения.

Мы представили два разных художественных способа отражения данной темы, два разных взгляда на ситуацию, не смотря на их внутреннюю схожесть. Главной отличительной чертой литературы, связанной с образом города Набережные Челны периода строительства КамАЗа, является сочетание энтузиазма, определённого пафоса (что вполне оправдано в данной ситуации) с лирическим началом. Это не просто стихи-лозунги, это жизнь отдельно взятого человека с его чувствами, переживаниями и впечатлениями в единстве с судьбой других людей и всего города. Каждый автор пропускал данную тему через своё внутреннее "я". При этом сочетание пафосного и личного начала было разным у разных авторов.

Поэтому данная тема, обретая художественную форму в стихах, практически растворялась в переживаниях и впечатлениях лирического героя. На наш взгляд, говорить каких-то темах или образах как таковых, относительно поэтических произведений не всегда оправдано, а порой даже некорректно, так как даже на уровне одного стихотворения можно говорить о переплетении нескольких мотивов и тем. Таким образом, тема Автограда в поэзии чаще всего воплощалась не напрямую, а опосредованно - через судьбу и впечатления героя, через пейзаж, даже через любовные переживания.

Литературный процесс города Набережные Челны продолжает развиваться. С нашей точки зрения, наступает новый, пока не осознанный и, тем более не исследованный этап его развития. Это позволяет говорить о необходимости исследования предыдущих этапов с целью систематизации и обобщения. И на современном этапе образ города так же достаточно популярен, но воплощается по новому, звучит в других мотивах.

Наиболее полно и многогранно образ города Набережные Челны представлен в творчестве челнинских поэтов. При внешнем пафосе, это стихи, писавшиеся не по заказу, а идущие от души.

Таким образом, нужно говорить о неоднозначности и многогранности воплощения темы строительства КАМАЗа и образа города. Данную тему мы рассмотрели на примере творчества Алешкова и Сафина, поэтому можно говорить об исследовательских перспективах и открытии новых граней в исследуемой проблеме.

.







Список использованной литературы


  1. Алешков, Н.П. Сын Петра и Мариши / Н.П. Алешков. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 287 с.

  2. Бакланов, Г. Гигант строится / Г. Бакланов // Поступь Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство,1973. - С. 58 - 60.

  3. Биктагиров, Р. "Автопортрет" камского богатыря / Р. Биктагиров // Поступь Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство,1973. - С. 22 - 23.

  4. Ермаков, В.В. Обращение к истокам (Очерки истории города Набережные Челны / В.В. Ермаков. - Наб. Челны, 1996.

  5. Есть КамАЗ: сборник / под ред. В.И. Белокопытова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1978. - 223 с.

  6. Злобин, А. Новый герой / А. Злобин // Испытание Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство, 1974. - С. 258 - 268.

  7. Золотцев, С. Отчизна / С. Золотцев // Новый мир. - 1976. - №2. - С. 3 - 14.

  8. Испытания Батыра: сборник / под ред. М.М. Мусина. - Казань: Татарское книжное издательство, 1974. - 312

  9. Лебеди над Челнами / под ред. Г. Резниченко. - М.: Известия, 1987. - 96 с.

  10. Лейрак, С. Гигант на Каме / С. Лейрак // Поступь Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство,1973. - С. 221 -225.

  11. Мустафин, Р.А. Образ времени / Р.А. Мустафин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1981. - 296 с.

  12. Мустафин, Р. Три грани / Р. Мустафин // Испытание Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство, 1974. - С. 112 - 127.

  13. Набережные челны. Новый мир: сборник / под. ред. Ф. Выдрашку. - М.: Известия, 1976. - 336 с.

  14. Набережные челны. Новый мир: сборник / под ред. Ф. Выдрашку. - М.: Известия, 1979. - 288 с.

  15. Под небом высоким: антология челнинской поэзии / под ред. Н.П. Алешкова. - Казань: 2008. - 480 с.

  16. Подвиг на КамАЗе: сборник / под ред. В. И. Белокопытова. - М.: Сов. Россия, 1978. - 235 с.

  17. Путь Батыра: сборник / под ред. М.М. Мусина. - Казань: Татарское книжное издательство, 1973. - 264 с.

  18. Потапов, В. Рождение стройки / В. Потапов // Испытание Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство, 1974. - С. 50 - 52.

  19. Прикамье. Набережные челны. Новый мир: сборник / под ред. Ф. Выдрашку. - М.: Известия, 1987. - 352 с.

  20. Сафин М. Г. Челны мои былинные / М. Г. Сафин. - Наб. Челны, 2007. 95 с.

  21. Хаким, С. Врата времени / С. Хаким // Испытание Батыра. - Казань: Татарское книжное издательство, 1974. - С. 192 - 206.







































24

© 2010-2022