- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Брост А.И. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Брост Анна Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ "СОШ№26", г. Абакан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС-СТАДИ" В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.
В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.
Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study - изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области - управленческих дисциплин.
В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.[1]
Case Study - это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.[2]
Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время. [3]
Источники кейсов:
-
Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.
-
Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.
-
Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.
-
Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.
-
Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.[2]
Характеристика этапов работы метода «кейс-стади» на примере урока развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе:
Метод «кейс-стади» представляет собой поэтапную работу над проблемной ситуацией.
I. Подготовительный этап это сбор и формирование информационного и раздаточного материала.
Обучающий кейс сформирован из:
-
проблемной ситуации (описание конкретной проблемной ситуации: "В прошлом году, после изучения повести Николая Васильевича Гоголя, ученики 7 класса написали сочинение. Один из них выбрал тему «Остап и Андрий - братья и враги». Тема ему показалась простой и понятной. Он написал много и обо всем: и об их отце, коренном, старом полковнике, о его любви к Родине, и о Запорожской Сечи и её традициях, и об их воспитании, учебе, сражениях и гибели. Но за это сочинение ученик получил «неудовлетворительную» оценку".
-
Перечня вопросов и заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы и сопутствующего материала, необходимого для выполнения задания:
-
Материал «как написать сравнительную характеристику двух героев?»
-
Вопросы для характеристики образа Остапа и Андрия
-
Сопоставительная таблица «Образы героев»
Параметры для сравнения
Остап
Андрий
-
Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующие главных героев
-
Схема составления плана сочинения сравнительная характеристика двух героев
II. Рабочий этап. Это собственно знакомство обучающихся с содержанием кейса, его анализ, диагностика проблемы, поиск путей её решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими учащимися, с учителем.
1. Знакомство с проблемной ситуацией
2. Обозначение проблемы: Почему ученик получил «неудовлетворительную» оценку. Что надо сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации?
3. Коллективный поиск путей её решения (класс делится на 4 группы):
-
Работа с материалом «как написать сравнительную характеристику двух героев?» и заполнение колонки «Параметры для сравнения» в сопоставительной таблице «Образы героев»
-
Выступление «ораторов» каждой группы. Дискуссия, поиск единых параметров
-
Работа с вопросами и отрывками из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующими главных героев: 1 и 2 группы работают над образом Остапа и заполняют колонку «Остап» из сопоставительной таблицы «Образы героев», 3 и 4 группы - над образом Андрия, и также заполняют соответствующую колонку в таблице
-
Выступление групп. Слушая выступление «оратора» из 1 группы и дополнения ответа - из 2, учащиеся из 3 и 4 группы заполняют колонку «Остап», и наоборот
Заключительный этап. Принятие решений по проблеме в ходе заключительного обсуждения на занятии.
-
Работа в группах по составлению плана сочинения на тему: «Остап и Андрий - братья и враги»
-
Обсуждение и корректировка планов
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
Опыт проведения занятий с использованием метода ситуационного анализа показывает, что тема усваивается учащимся достаточно быстро и прочно. Пример решения реальной жизненной задачи обеспечивает стойкий интерес к поднимаемому вопросу, формирует правильные учебные умения, обеспечивает подготовку выпускника, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения. Метод «кейс - стади» с высокой эффективностью решает задачу практической направленности образования.
Список литературы:
-
Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
-
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: casemethod.ru
-
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: lan.krasu.ru