Урок развития речи. Обзор литературы

Конспект представляет собой материал для работы ученика на уроке и дома по теме "Обзор литературы". В конспекте дано задание на исправление ошибок в библиографическом описании источников с последующей самопроверкой. Вторая часть конспекта - текст обзора литературы по теме "Деепричастие: самостоятельная часть речи или особая форма глагола" и аннотации статей и исследований на заданную тему. Текст с пропусками, которые ученики заполняют, проанализировав аннотации, используя знания учеников, получе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исправь ошибки в оформлении библиографии

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,Наука. - 1955, с.459

  2. Ломоносов М.В. Российская грамматика. - М.,Наука. - 1952, с.407

  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., «Академия», 1990, с. 177

  4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Просвещение, 2013. - С. 181

  5. Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В. Русский язык. 7 класс. Учебник. Издание: М.: Дрофа, 2013 318 с.

  6. Розенталь Д. Словарь лингвистических терминов. http :// www . gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/

Проверь себя

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль. - М.: Наука, 1955. - 459 с.

  2. Ломоносов М.В. Российская грамматика / М.В. Ломоносов. - М.: Наука, 1952. - 407 с.

  3. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь. - Л.: Академия, 1990. - 177 с.

  4. Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2013. - 181 с.

  5. Русский язык. 7 класс : учебник / [М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.]; под ред. М.М.Разумовской. - М.: Дрофа, 2013. - 318 с.

Электронные ресурсы:

Розенталь Д. Словарь лингвистических терминов [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http :// www . gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/

Обзор литературы

Некоторые ученые считают деепричастие ______________________, так как оно не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу. Другие ученые придерживаются ___________точки зрения: «Деепричастие - неспрягаемая форма глагола, совмещающая в себе грамматические свойства глагола и наречия.»

Вопрос о частях речи в лингвистике в принципе является ______________.

Понятие_____________ в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. При этом каждая ____________ часть речи определяется по трём основаниям (обобщённое значение, морфологические признаки, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает _________, имеет ________ и изменяется _____________, в предложении выполняет синтаксическую функцию ______________ или __________.

Попробуем проанализировать те первоисточники, из которых мы черпали материал о деепричастии.

Ценным источником для изучения данной темы есть «___________________» под редакцией Д.Э. Розенталя [10], который в описании термина «части речи» указывает, что «Современная их классификация опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках».

Поэтому особый интерес вызвал поиск источников, относящихся к суждениям ученых прошлых столетий, в которых мы не всегда смогли найти упоминания о деепричастии. Так, в "__________________" _______________ [7] в 18 ст. выделяет две главные, или знаменательные, части речи (имя и глагол) и шесть служебных частей речи (местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие) - деепричастия среди них нет.

В "Русской грамматике" А. X. Востокова (19ст.) [2] представлены восемь частей речи, однако из имени выделены как особая часть речи прилагательные, причастия рассматриваются как разновидность прилагательных. О деепричастии сказано, что причастия действительные настоящего и прошедшего времени «при отнятии у них окончаний переменяются в ___________».

С точки зрения Ф. Ф. Фортунатова [12], впервые термин деепричастие возник в русской грамматике в 17 веке вместо утраченной краткой формы действительных причастий.

По мнению А. М. Пешковского (нач. 20 ст.) [9], который называет семь частей речи: __________________________________________________, термин "деепричастие" возник в XVII веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Доказывая, что деепричастие - самостоятельная часть речи, автор указывает на то, что деепричастие может относиться только __________________________________

________________ (замечательно красивый), и к другому наречию _______________________, кроме этого деепричастие в силу своей двойной связи __________________________________________________________.

М.В. Панов [7] в статье "_______________" выделяет пять основных частей речи: существительные, глагол, деепричастие, прилагательные и наречия (числительные и местоимения распределяются по другим частям речи); вне системы частей речи, с его точки зрения, находятся частицы речи и междометия. В основе классификации ___________________________________

____________________________________________________________ указывают, к какой части речи принадлежит слово.

Особый интерес для нас составили современные учебники русского языка. Для анализа мы отобрали 7 учебников, среди которых 4 - российских издателей, 3 - украинских издателя. Мы с уверенностью можем констатировать факт, что в учебниках украинских авторов (Т.Ф.Баландина и др. [2], В.И.Корсаков и др. [5], Л.Ф.Давыдюк [4]) деепричастие рассматривается как ________________________, а в российских учебниках можно наблюдать обе формулировки. В учебниках под редакцией М.Т.Баранова [3], В.В. Бабайцева [1], как и в статье М. В. Панова [7], деепричастие ________________________.

В учебниках под редакцией М.М. Разумовской [9], Р.Н. Бунеева [5], как и в «Словаре лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя [10] даются практически одинаковые определения деепричастия как особой формы глагола.

Таким образом, можно сделать вывод, что отобранный для поиска ответа на проблемный вопрос «Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола?», достаточный для последующего анализа.

Аннотации

  1. Словарь-справочник лингвистических терминов» под редакцией Д.Э. Розенталя в четкой и доступной форме даёт толкование наиболее употребительных в учебной и методической литературе лингвистических терминов (около 2 тысяч).

Предназначен для учителей, учеников и любителей русского языка.

  1. В статье «О частях речи в русском языке» А. М. Пешковский объясняет причины объединения грамматических единиц в три морфологические группы, подчеркивая, что 7 звеньев ее: существительное, прилагательное, причастие, глагол, наречие, деепричастие и инфинитив являются, со стороны значения, не только разрядами слов, но и особыми основными словообразовательными формами языка, которые и можно назвать формами частей речи. Доказывая, что деепричастие - самостоятельная часть речи, автор указывает на то, что деепричастие может относиться только к глаголу, тогда как наречие может относиться и к прилагательному (замечательно красивый) и к другому наречию (замечательно красиво). Да и самое отношение к глаголу у того и другого далеко неодинаковое: деепричастие в силу своей двойной связи со сказуемым и подлежащим гораздо менее тесно слито с глаголом, чем наречие. Статья рассчитана на учителей средних школ, помогает по-новому посмотреть на преподавание грамматики.

  1. В науке существует много разнообразных классификаций частей речи. М.В. Панов в работе «Части речи в русском языке» предлагает точку зрения последователей московской школы, согласно которой каждую часть речи можно определить трояко - с точки зрения морфологической, словообразовательной и синтаксической. В основе классификации М.В. Панова значение не корня, а суффиксов и окончаний. Именно они, за небольшим исключением, явно указывают, к какой части речи принадлежит слово. Деепричастие выделено как самостоятельная ЧР, его категориальное значение - процессуальный признак признака. В этой классификации нет места служебным, модальным словам и междометиям, которые не обозначают ни предмет, ни признак, ни процессуальность.

  1. Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского языкознания: выдающийся учёный-лингвист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в области сравнительно-исторической грамматики, академик Петербургской академии наук (с 1902 года). В своей работе «Система частей речи в русском языке» Ф.Ф. Фортунатов построил классификацию частей речи на основе морфологического принципа. Он выделял формальные классы полных слов по наличию и характеру форм: слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Эти классы он назвал частями речи. Классам полных форм противопоставлен класс бесформенных слов - частичных: частицы, предлоги, союзы, связки.

  1. «Российская грамматика» Ломоносова, впервые увидевшая свет более 250-ти лет тому назад (в 1757 г.), была первой полной научной нормативной грамматикой русского литературного языка, в ней автор назвал 2 группы частей речи: имя и глагол, отнеся причастие, наречие к служебным частям речи, информация о деепричастии отсутствует. Спрос на нее был настолько значителен, что на протяжении первого тридцатилетия (с конца 50-х до конца 80-х годов) она переиздавалась Академией наук пять раз, при этом всегда «с наискорейшим поспешанием».


© 2010-2022