Приобщение к чтению учащихся с ОВЗ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №89"









Доклад на тему:

«Приобщение к чтению учащихся с ОВЗ »







подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Е.В.






Ульяновск2015

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

К.Г. Паустовский

Свое выступление по данной теме мне хотелось бы начать словами К.Г. Паустовского и В.А.Сухомлинского.слайд№2

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». К.Г. Паустовский

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В.А.Сухомлинский

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления обучающихся. И эффективность работы коррекционной школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учиться творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, помогает детям развиваться и жить. Это шанс реализоваться в этом мире.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке занятий для учащихся с ОВЗ через приобщение к художественной литературе с целью развития художественно-творческих способностей. Почему именно через чтение? Потому что дети любят читать. Слайд №3, №4,№5,№6.

Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

В своей работе я опираюсь на: деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которой должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, игровая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная.

· Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

· Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.

· Игровые технологии (Иванов И.П.).

· Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.

в Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и развитию у них природных творческих способностей.

Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

Приобщение к художественной литературе во внеурочное время ценно ещё и в том отношении, что дети чаще всего занимаются по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Слайд№7

Цель педагогического опыта: формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности, учить детей слушать чтение, воспитывать грамотного читателя.

Создание условий для проявления и развития обучающихся своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Слайд№8

Задачи, способствующие достижению цели:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе приобщения к художественной литературе.

  • стимулирование интереса к художественной литературе.

  • воспитание нравственных качеств личности детей.

Методы, способствующие достижению цели:

Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • Словесные: Слайд №9

  • Чтение художественных произведений;

  • Беседы по прочитанному;

  • Вопросы к детям по содержанию произведений;

  • Заучивание наизусть;

  • Пересказ произведений;

  • Выразительное чтение.(например, участвуя в акции «70 добрых дел», ученики 7б-8б класса готовили наизусть стихи. Победителем стала Константинова Ольга. Слайд№10

  • Практические: Слайд№11

  • игры-драматизации;

  • Элементы инсценирования;

  • Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

  • Сочинение своих произведений;

  • Театрализованная деятельность. (например, мы читали по желанию детей русские народные сказки и после этого организовали театрализованное представление) Слайд№12 Дети пробуют сочинять стихи. Алекперов Эльнур сочинил стихотворение «Ласточка» Слайд№13.Вериялова Валерия вместе с бабушкой сочинила стихотворение «Мамочка» Слайд№14

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: "стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку".

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большимтрудом.
С детьми мы рисуем стихи на каждое время года. Здесь применяем индивидуальный подход: кому рисовать сложно, те дети рисуют с помощью аппликаций, материал готовлю заранее.Слайд№15 рисунок по стихотворению «Осень» . Изображение прочитанного в изобразительной деятельности Слайд№16 рисунки по басням И.А. Крылова. Совместно с библиотекарем Зоей Петровной и учителем трудового обучения Тамарой Григорьевной провели акцию «Я лечу книги». Слайд№17

  • Наглядные:

  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

  • Просмотр видеороликов, фильмов; смотрели «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», фильм по произведению Тургенева «Муму» и др..

  • Оформление выставок; Книга и мой дневник чтения» Слайд№18

  • Моделирование, схемы;

Представленный опыт работы направлен на интеллектуальное развитие обучающихся в процессе приобщения к художественной литературе. Системно-деятельностный подход поможет выявить, насколько успешно обучающиеся овладевают различными видами творчества. ЧТЕНИЕ играет важную роль для развития любого человека, повышает культурную и читательскую компетентность обучающихся, повышает уровень грамотности, улучшается владение русским языком, пробуждает интерес к истории и культуре.

Приобщение детей к художественной литературе проходит в тесной работе с родителями. Слайд№19,20 Приглашаем родителей на классные часы. Вериялова Светлана Ильинична выступала по теме «Книга моего детства». Слайд№21.

Мама Эльнура рассказывала детям о том,как она сочиняет стихи ,читала на родном языке.Слайд№21.

Ольга прочитала свое произведение. Дети учатся общаться, задают вопросы. И это очень ценно.

Слайд№23,24

Приобщение к художественной литературе во внеурочное время проходит в тесной работе с детьми из других классов.Слайд№25 - мы в гостях у 5 а класса.

Заитов Дамир читает стихотворение «Осень», инсценировка басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» Слайд№26.

Представленный опыт работы направлен на интеллектуальное, творческое развитие обучающихся в процессе приобщения к художественной литературе.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ученика помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца и добиваться положительных результатов. Слайд№27


  • Участие в городском конкурсе детского творчества «С детских лет пожару - нет!» Вериялова Валерия заняла I место в номинации «Частушки».

  • XIX Всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых "Талантоха" ("Талантоха - 19").номинация литературная Вериялова Валерия октябрь 2015. 3 место

  • Международная занимательная викторина «Осенний день», октябрь 2015 Константинова Ольга диплом победителя 1 место.

  • Участие в III международном конкурсе юных чтецов «Живая классика». Константинова Ольга

  • Участие в городском фестивале «Война и музы»




© 2010-2022