Работа с текстом – путь формирования коммуникативной компетенции учащихся

"Работа с текстом – путь формирования коммуникативной компетенции учащихся".к новому качеству образования, связанного с реализацией компетентностного подхода. В частности в документе говорится: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необхо«Скажи мне и я забуду.Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу». Бенджамин Франклин Вступление. Постановка проблемы и её актуальность. В 19...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Работа с текстом - путь формирования

коммуникативной компетенции учащихся".


Автор: Данилова Светлана Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п.Переяславка




«Скажи мне и я забуду.

Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу».

Бенджамин Франклин



  1. Вступление. Постановка проблемы и её актуальность.

В 1992 году в России был принят Закон «Об образовании», который законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и отдельных учителей на собственные подходы к построению образовательного процесса. Одновременно этим Законом было предусмотрено введение государственных образовательных стандартов, предполагающих формирование единого образовательного пространства России, создание ориентиров развития, определяющих целевые установки осуществления общего образования.

В 2005 году в России началось создание государственного стандарта общего образования второго поколения, который определил ориентацию современного образовательного процесса не на передачу знаний от учителя к ученикам, а на целенаправленное формирование средствами предмета общеучебных умений (или универсальных учебных действий) и личностное развитие учащихся.Появились новые понятия, определившие структуру и содержание образования, - компетентность (компетентностный подход) и компетенции.

В документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» четко охарактеризованы проблемы и задачи развития системы образования. Здесь достаточное место отведено обновлению целей общего образования и основным условиям их достижения. В качестве одного из таких условий называется необходимость поиска возможных путей перехода к новому качеству образования, связанного с реализацией компетентностного подхода. В частности в документе говорится: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо ...те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности...».

В связи с введением ФГОС у педагогов появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся». То есть, развивать ключевые компетентности, к которым относятся: информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем ( по Селевко Г.В.).


Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Это есть развитая владение коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни, готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.


Для эффективной коммуникации характерно:
1)Достижение взаимопонимания партнеров;
2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.


Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
В 2008/ 2009 уч. году, набрав первый класс, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно высказать свои мысли, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых ошибок, учащихся имели низкий уровень коммуникативной компетенции.
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся , их интеллектуального уровня и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Для преодолениявышеназванного противоречия, я начала искать возможности в работе с текстами на уроках русского языка и литературного чтения и выбрала тему для самообразования «Работа с текстом - путь формирования коммуникативной компетенции учащихся».
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений.


2. Теоретико - аналитическое обоснование.

Правильно обучать - это значит развивать у детей способность понимать, а не заполнять головы готовой информацией. В этом помогает работа с текстом. Человек в современном мире живет среди текстов и сам постоянно вынужден их создавать. Что же такое текст? Зачем необходимо учиться понимать его и работать с ним? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка и литературного чтения, как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст - это основа создания развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника, именно через текст реализуются все цели обучения.
Теоретическая основа опыта «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.

Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.
В ведущих дидактических теориях говорится также о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова,
В основу опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению). Т.А. Ладыженская, Варакина В.П., Корчемлюк О.М разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ «Риторика». «Творческая работа со словом» (факультативный курс)
Коммуникативная и языковая компетенции могут быть сформированы на уровне текста, так как он содержит информацию об общих сферах и конкретных ситуациях общения, о его предмете, теме. Ни одна единица обучения языку не несет такой информации.

Таким образом, текстоцентрический подход - необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Для реализации поставленной цели - формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка и литературного чтения форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
работы с информацией (анализа, синтеза, обобщения).
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом
отношении детей. Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития", которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

3.Методические приемы и формы.

На уроках русского языка и литературного чтения изучаются тексты разных видов: тексты, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка - официально-деловому, научному, научно-популярному, публицистическому. Предусматривается анализ разных типов художественных текстов. Таким образом, осуществляется интеграция различных школьных предметов. Школьники осваивают разные жанры устной и письменной речи (пересказ, конспект, реферат, рецензия, заявление, аннотация, доклад и т. п). Особое внимание уделяется созданию устных текстов разного типа.
Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой - это явление, объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.
Текст - включает существующие языковые единицы, изучение которых и является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Таким образом, происходит сближение двух важнейших предметов. Работа с текстом позволяет в рамках существующих программ русского языка и литературы восстановить связь между текстом художественного произведения и изучаемой системой родного языка. Наконец, следует отметить, что в тексте отражаются особенности национальной культуры, через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего народа, приобретает нравственные и эстетические качества.
Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста - как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентирована на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное. Т.е работа направлена на формирование у школьников обобщённых умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.
Для формирования и развития умений текстовосприятия и текстообразования необходимо, чтобы учащиеся владели речеведческими понятиями. Интерпретация речеведческих понятий осуществляется в соответствии с возрастными возможностями школьников. Постоянно используя понятие "текст" на практике, учащиеся осознают текст как результат, продукт речевой деятельности. Понятие «текст» традиционно вводится при сравнении отдельных предложений, связанных по смыслу и грамматически. Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения (отработка такого категориального признака текста, как членимость). Для этого предлагаются тексты без точек и заглавных букв.
В доступном для детей варианте происходит осмысление основных признаков текста: тематическое единство, смысловая цельность, связность, возможность заголовка.
В 4 классе проводится работа над тематической группировкой лексики, пословиц и поговорок, сравнение прозаического и стихотворного текстов (часто на одну и ту же тему). Определение темы и основной мысли текста связано с озаглавливанием. Заголовок дает возможность прогнозировать, на какую тему написан данный текст. Весьма продуктивной является работа по редактированию текста - установлению границ темы и отбрасыванию материала, не соответствующего теме.
Учащиеся знакомятся с типами текста: повествованием, описанием, рассуждением, получают представление о видах связи предложений в тексте. Умение развивать тему в нужной последовательности формируются путем восстановления деформированного текста. Опираясь на полученные сведения, школьники овладевают элементами анализа текста с тем, чтобы научиться продуцировать собственные связные высказывания.
Проблема создания текста представляет собой существенную трудность с точки зрения как содержания, так и оформления. Поэтому большое значение придается созданию мотивационной основы высказывания, так называемого "стимулирующего климата" на уроках русского языка. Прежде всего, это отбор содержания: каждое изучаемое явление должно продвигать ребенка в его интеллектуальном и речевом развитии, быть связанным с его жизненным опытом и речевой практикой.

Поэтапно от класса к классу учу приёмам работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах.

I этап

  1. Приёмы понимания - диалог с текстом.

  • Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.

  • Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.

  • Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.

Приёмы понимания - диалог с текстом. Работа с текстом до чтения. Цель этого этапа - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Это один из элементов рефлексивного чтения, связанного с глубоким пониманием текста. Кроме того, этот этап связан с мотивированностью учащихся на восприятие текстовой информации.

Работа с темой урока. Выделение ключевых слов.

Учитель записывает тему урока на доске и просит учеников выделить ключевые слова темы, которые фиксируются на доске. В течение урока учитель может обращаться к этим словам на этапе объяснения нового материала, при выполнении практических заданий по теме, при подведении итогов урока. В процессе урока список ключевых слов может дополняться, что дает возможность учителю поддерживать постоянное внимание учащихся к теме урока, развивает способность учащихся к самоконтролю, к критическому восприятию получаемой информации. Работа с ключевыми словами также помогает расширению речевого кругозора учащихся, способствует личностному освоению новой информации.

Работа с темой урока. Постановка вопросов к теме.

Учитель записывает тему урока на доске и просит учащихся составить вопросы по теме урока, используя следующие модели: Что …? Где …? Какие … ? Чем … ? и т.п. Приведем пример использования этого приема на уроке геометрии в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник». Учащиеся сформулировали следующие вопросы к теме: «Какой треугольник называется равнобедренным?», «Чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего?», «Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?» Эти вопросы учитель фиксирует на доске, на основе вопросов можно попросить учащихся сформулировать цели урока и план деятельности по поиску ответов. При подведении итогов урока учащимся предлагается ответить на поставленные в начале урока вопросы. Такая организация урока позволяет говорить о сотрудничестве учителя и учащихся, способствует развитию умений, связанных с формулированием цели, результатов деятельности, что выводит отдельный урок по изучению предметной темы на уровень обучения универсальным метапредметным умениям.

Высказывание предположений.

Этот прием можно использовать на уроках литературы, когда учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают предположения о героях, теме, содержании текста. Высказывание предположений становится отправной точкой к разговору о произведении, затрагивает личностное восприятие учащихся, создает мотивацию к изучению темы урока, позволяет решить проблему успешности в обучении, т.к. дает возможность ученику высказать свои предположения независимо от сложности рассматриваемого текста.

. В процессе работы с текстом ученик выстраивает не только диалог с автором как носителем художественной идеи, но и с учителем, вполне реальным человеком со сложившимся мировоззрением. Учитель и ученик становятся равноправными участниками диалога культур, а это уже позволяет говорить о создании модели взаимоотношений мира и человека. Именно такой подход заложен в новых образовательных стандартах, определяет содержание компетентностного подхода, когда «люди образования решают главный вопрос - как человеку стать человеком человечества».

Что значит владеть умениями и навыками работы с текстом? Это значит уметь выделить концепт текста, уметь понимать фактуальную и подтекстовую информации, учить составлять эпизоды к рассказам и рассказы, уметь прогнозировать, понимать системы взглядов автора - а это и есть формирование важных интеллектуальных способностей - мыслить, рассуждать, обобщать. Важно формировать способы понимания текста, начиная с 1 класса. Ученики с 1 класса учатся развивать устную речь, учатся слышать другого, обучаются диалогу с текстом, следовательно, дети получают удовлетворение от возможности сотрудничества с книгой и сотрудничества друг с другом. Учитель никогда не оставляет ученика один на один с заданием на понимание, он создаёт проблемную ситуацию и направляет ребёнка, показывает приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ. Учитель специально создаёт на уроке ситуации, которые могут помочь понять непонятное в тексте школьнику, а в процессе совместной работы, беседуя с текстом, ученик непроизвольно включается в овладение приёмами понимания.

Такой элементарный такт процесса понимания: от непонимания к вопросу и далее к пониманию, с последующим восстановлением способа движения, необходимое условие для формирования способности понимания текста. Диалог начинается с заголовка текста, размышление над которым создаёт установку на понимание (учитель советует ребёнку уже на «пороге» текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте).К подобной мыслительной работе подталкивает учеников и формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются приёмы в форме прямого вопроса. ( Придумайте заголовок к тексту, сравните с авторским).

II этап

  1. Работа над смыслом текста. Извлечь концепт - системы взглядов автора.

    • Умение видеть - основную мысль - концептуальную.

    • Умение видеть фактуальную мысль.

    • Умение видеть подтекстовую информацию.

Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста - мыслей текста, подчинённых главной. Выделение главной мысли - результат понимания. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой - возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).

Обучение выделения концепта текста (системы взглядов автора) начинаем на мини - тексте, т.к. учитель решает одну из важных задач, а именно, применить, осуществлять перенос мысли. И наконец, творческим компонентом может быть создание по подобию, как у автора.

Подросшие второклассники способны уже не просто сочинить свои эпизоды, отдельные главы, но подобреть их по замечаниям и рекомендациям учителя. Даная работа является одним из способов по развитию навыков размышления, умение навыков своими словами выразить понятую мысль текста. Сложнее обучать вычерпыванию подтекстовой информации, развивать умение читать «между строк».

III этап

  1. Развитие читательского воображения.

  • Развитие воссоздающего воображения.

  • Развитие творческого воображения.

  • Осмысление (разных образов, разных точек зрения, практические действия)

  • Способность изменить ход событий;

  • Способность придумать завязку;

  • Способность сочинить развязку истории.

Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка. Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что

относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения; мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать. Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух была названа беседой-дискуссией.

В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

В процессе коллективной работы в мини - группах ребятам предлагается составлять рассказы по предложениям, делать ремарки к репликам персонажей, восстановить текст и другие задания.

комплексная работа с текстом;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.

Данная работа с текстом превращается в увлекательное занятие, у ребят появляется желание делиться со своими одноклассниками творческими мини - рассказами , сочинениями, формируется культура учения. А самое главное - умение работать с текстом благодаря механизму переноса помогает ученику в овладении всеми учебными предметами. На занятиях курса «Детская риторика» учитель создаёт специальные ситуации противоречия. В таких ситуациях ученики перестают спрашивать «а как правильно?» или «а как на самом деле», они включают все силы своего воображения, логику, начинают размышлять версию, способную противостоять критике. Технология работы с противоречием включает обязательную работу в микрогруппах - для подготовки к основному этапу работы - обнаружить суть конфликта. Следовательно ребёнок не только получает предметные знания, но и овладеет навыками элементарного вхождения в сложную философскую дискуссию.

Для понимания текста используем приём деформации текста. Деформируя текст, легко заметить, что восприятие меняется, делается видимой связь между текстом и возникающим образом, создаются условия, в которых дети выработают личное отношение к тексту.? Приём деформации текста позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.

Такой анализ уточняет, углубляет читательские переживания, формирует навыки, и умения переносить мысли на другие тексты.

IV этап

  1. Внимание к слову и видам текстовой информации.

а. Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.

  • Создание своих пословиц, рассказов.

б. Формирование исследовательских навыков.

  • Различение принадлежности текстов.

  • Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.

  • Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.

У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений - умение учиться в процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новое коммуникативное пространство урока. Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» (Дьяченко) методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава - как раз и направлена на формирование таких коммуникативных умений, как умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, понимать точку зрения собеседника, излагать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять главное и существенное.

Одновременно на уроке изучаются два текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы.

Учащиеся получают для работы памятку

Памятка

1. Получи текст. Прочитай его внимательно.

2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух.

3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.

4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.

5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.

6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.

7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6.

8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме.

В результате работы в парах сменного состава у каждого учащего в тетради записан план из четырех пунктов (в соответствии с количеством абзацев каждого текста).

На последнем этапе урока можно всех учащихся, работающих над одной темой, посадить вместе. Задача вновь организованной группы - обсудить варианты планов, внести по необходимости коррективы, выбрать лучший план и предложить одному из участников от группы воспроизвести текст перед всем классом.

Далее учащиеся вновь организованной группы получают задание: работая вместе, сформулировать основные проблемы текста, сжать текст, используя приемы компрессии.

Работа в парах сменного состава даст возможность каждому ученику более глубоко разобраться в теме, понять содержание текста, заставит четче формулировать мысли, раскрепостит учащихся в общении друг с другом, сформирует навыки диалогической речи, самоконтроля и самооценки.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. (приложение 1) Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

С учётом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

Поиск ассоциаций, расширение границ восприятия приведёт ребёнка, даже самого среднего, к умению связывать любые понятия, слова на основе фантазии. Например, используя методику «бином фантазии» ДжанниРодари, описанную в известной книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», ученик не должен бояться поначалу создавать даже «абсурдные» тексты. Ценность «абсурдного» в том, что у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, повышается самооценка, т.е. возникает мотивация к формированию компетентности языковой культуры.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.


Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста - это своеобразная игра, где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Подобное сотворчество и на уроках литературы благотворно влияет на формирование духовного мира детей. Наилучшие находки ребят, а иногда и забавные «решения» обсуждаются, вносятся в творческую копилку. (приложение 3) Личный дневник

Степень новизны и содержание необходимых изменений
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку и литературному чтению, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Опыт работы по теме «Работа с текстом -уть формирования коммуникативной компетенции учащихся» потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.


• углубление знаний учащихся по предмету через внеклассную работу;
• изменение в организации учебного процесса;
• разработка технологических аспектов реализации опыта.
Одно из условий успешности данного педагогического опыта - переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному ивнесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса
Безусловно, при этом коренным образом меняется позиция учителя - «дающего, несущего знание» на «получающего его вместе с учащимися». Сначала всё это напоминает «игру в исследователей», а затем становится серьёзной исследовательской работой детей и перерастает в создание проектов на самые разные темы.
Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.


Прогнозирование результатов.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности - желание участвовать в различных творческих конкурсах.


Результативность работы.
Дидактическая ценность разработки.
Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» я начала в 2008/2009 учебном году.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
• повысился уровень коммуникативной компетенции:


Заключение

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык - не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа - 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературного чтения коммуникативной компетенции. Ключевой единицей курса филологии становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает успешно учиться, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.



© 2010-2022