Презентация по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. учителя: Адилгреева Жанзира Абдигреевна.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке

Место и роль урока в изучаемой теме:

Тип урока: интерактивный урок - расширение, углубление и систематизация сведений, полученных в начальной школе, с использованием ИКТ ресурсов

Метод: дидактический метод

Форма: интегрированный урок

Оборудование (техническое и дидактическое): ноутбук, проектор, мобильный экран, слайд-презентация по теме урока, тесты, оценочные карточки

Контроль: тестирование

Цели и задачи урока:

Обучающая: Расширить, углубить, и систематизировать знания по теме «Основные способы образования новых слов»

Развивающая: Развивать умения и навыки образования новых слов и определения морфологических и неморфологического способов образования слов

Воспитательная: Прививать интерес к предмету, навыки вежливого общения, повышать самооценку учащихся, развивать их творческое воображение, расширять кругозор.

Ожидаемый результат: положительная динамика состояния мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы деятельности учащихся

Знания: углубление знаний по разделу «Словообразование».

Понимания: членение слова на морфемы, значимость морфем.

Навыки: умение определять способ образования новых слов.

Характеристика этапов открытого урока

Этапы урока

Время

Цели

Содержание учебного материала

Методы и приемы

Ожидаемый результат

1.Оргмомент

Постановка темы и целей урока

2 мин

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Подведение детей к восприятию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Усвоение английской лексики - Greeting

Использование терминов: морфема, словообразова-ние.

Беседа, наб-людение, постановка проблем- ной ситуации

Учитель: психологический настрой класса;

Ученики: готовность к уроку

Учитель: организует диалог с учащимися, нацеливает их на выполнение учебных задач

Ученик: готовится к восприятию, усвоению и закреплению новых знаний

2. Повторение ранее изученных сведений

4 мин

Проверка усвоения ранее изученного материала

Сложносокращённые слова

Беседа, работа со слайдом

Учитель: проверяет усвоение предыдущего урока, подводит к началу восприятия новой темы

Ученики: показывают знания по изученной теме, готовятся к восприятию новых знаний.

3. Освоение нового материала

Первичное закрепление нового материала

25 мин

Изучение основных способов образования новых слов

Закрепление умений и навыков определять способ образования новых слов

Морфологические и неморфологические способы образования новых слов в русском языке

Материал учебника параграф 88

Игровые моменты,

постановка проблемных вопросов, эвристический метод

Работа с учебником

Наблюдение

Письменная работа в тетрадях

Учитель: знакомит с новым учебным материалом

Ученики: расширяют, углубляют и систематизируют знания, полученные ранее

Учитель: убеждается в усвоении полученного материала

Ученики: закрепляют умения и навыки на практике

4. Самопровер-ка

10 мин

Контроль усвоения знаний каждым учащимся

10 тестов по теме урока

Тестирование

Самопроверка

Учитель: таким образом выясняет усвоение знаний всеми учащимися

Ученики: проверяют себя

5. Домашнее задание

2 мин

Повторное закрепление полученных знаний

Постройте словообразовательную цепочку

Пояснение

Учитель: разъясняет задание

Ученики: осмысливают это

6. Подведение итогов урока

2 мин

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Рефлексия

Учитель: выясняет, что усвоили учащиеся, а в чем они затрудняются

Ученики: пытаются осмыслить свои успехи и пробелы

Ход урока:

I. Организационный момент:

1. Приветствие класса.

- Добрый день дорогие ребята! Меня зовут Жанзира Абдигреевна!

2. Сегодня нам предстоит освоить строительную специальность: поработать конструкторами или строителями … новых слов. Это интересно и не так сложно, как строить дома. Если вы внимательно будете слушать мои объяснения, я думаю, вы все поймете и запомните. Итак, тема нашего урока «Основные способы образования новых слов в русском языке»

Слайды 1-2



Презентация по русскому языку

Презентация по русскому языку

II. Проверка ранее усвоенного материала по теме «Сложносокращённые слова»

Слайд 3

Презентация по русскому языку

- В русском языке в 20 веке появились необычные слова. На удивление они прижились в нашем языке, хотя не всегда бывают понятны. Давайте рассмотрим их на слайде, можете ли вы их растолковать?

Слова НГМК, вуз, ООН - аббревиатуры. Сегодня мы узнаем, как именно они родились в русском языке.

III. Работа по теме урока «Основные способы образования новых слов»: игровые моменты , постановка проблемных вопросов, эвристический метод.

  1. Очень хочется мне с вами поближе познакомиться! Вы видите на некоторых партах таблички с именами:

Учтите, что это не простые таблички, а с сюрпризом. Переверните их и прочитайте. Вам понравилось? Да, это ваши ласковые имена, так вас могут называть мама и папа. Скажите, ребята, а как из ваших обычных имен получились приятные ласковые имена? Правильно, мы добавили уменьшительно-ласкательные суффиксы и у нас получились новые слова.

И такой способ образования новых слов называется - суффиксальный.

Слайд 4

Презентация по русскому языку

  1. Если некоторые до сих пор думают, что на уроке русского языка мы можем только изучать скучные орфограммы и выполнять сложные упражнения по учебнику, то вы ошибаетесь, ребята. Давайте попробуем выполнить несколько действий: ходить - уходить - выходить - заходить. Как вы думаете, чем различаются глаголы, которые обозначали эти действия?

Правильно, приставками!

И этот способ образования новых слов называется - приставочный.

Слайд 5

Презентация по русскому языку

  1. У вас есть одна секунда, чтобы вырастить под березой гриб. Посмотрите на этот слайд.

Я затрудняюсь это сделать. А вы назовете это гриб? ПОДБЕРЕЗОВИК. Как это у вас получилось? А как называется способ образования нового слова - приставочно-суффиксальный.

Слайд - 6

Презентация по русскому языку

  1. А теперь я решила отдохнуть! Ну а вам отдыхать на уроке не полагается. Поэтому все внимательно рассматривают таблицу в учебнике на стр.157 левую колонку. После этого вы мне скажете, как называется способ, которым были образованы наши чудо-слова аббревиатуры. Работа по учебнику - анализ таблицы.

Способ - сложение и он сложнее всех остальных. Посмотрите, сколько там пунктов? Целых пять! Нам их надо изучать! Этот твердый орешек вы будете догрызать дома! И узнаете, как получаются сложные слова и аббревиатуры.

Все эти четыре способа так называются морфологическими потому, что новые слова были образованы с помощью морфем: приставки, суффикса, корней.

Слайд 7

Презентация по русскому языку

  1. А теперь обратите внимание на правый столбик таблички. Почему этот способ образования слов называется неморфологическим? Здесь нам были не нужны строительные кирпичики - морфемы. Слова просто поменяли свой паспорт.

Слайд 8

Презентация по русскому языку

IV. Закрепление материала.

  1. Выполнение упражнения по учебнику - № 387 устно. Указать способ образования слов.

  2. Чтение сведений о словообразовательном гнезде стр. 158

Слайд 9

Презентация по русскому языку

  1. Задание - образуйте словообразовательное гнездо со словом вода .

Слайд 10

Презентация по русскому языку

  1. Словообразовательная цепочка

Слайд № 11

Презентация по русскому языку

Тестирование с последующей самопроверкой

Слайд 12, 13

Презентация по русскому языку

Презентация по русскому языку

1. Найдите слово, образованное приставочным способом:

A. ушел B. холодный C. озеро D. сирень

2. Определите суффиксальный способ образования слова:

A. отец B. отчизна C. Папа D. Мать

3. Найдите слово, образованное при помощи суффикса и приставки:

A. вертолет B. подосиновик C. снежный D. миленький

4. Найдите сложное слово:

A. засухоустойчивый B. засуха C. Аральское D. море

5. Найдите пример перехода слова из одной части речи в другую

A. дежурный B. мода C. елочка D. жадность

6. Где спряталась аббревиатура?

A. оса B. ключ C. ООН D. ночь

7. Найдите слово с суффиксом

A. мяч B. мячик C. мячи D. мячом

8. Найдите слово с приставкой

A. летел B. летал C. летит D. улетел

9. Что такое ООН?

A. аббревиатура B. абракадабра C. набор букв

D. имя мальчика

10. Где можно получить высшее образование?

A. вуз B. школа C. Спортивная секция

D. детсад

Ключ к тестам: 1 А 2 B 3 В 4 А 5 А 6 C 7 B 8 D 9 A 10 A

Слайд 14

Презентация по русскому языку

V. Домашнее задание: 1.Составить рассказ о том, что нового узнали на уроке - как образуются новые слова.

2. Кто затрудняется, тот о новой теме может рассказать по материалу учебника, §88.

3. Выполнить упражнение №389 - построить словообразовательную цепочку.

Слайд 15

Презентация по русскому языку

VI. Подведение итогов урока. Оценивание тестов и ответов учащихся с помощью оценочных карточек .

© 2010-2022