- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс на тему Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Мастер-класс на тему Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калагина Н.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа
Л.Н. Толстого «После бала»
Калагина Н.А.
КГУ «Саумалкольская школа-гимназия №2», с. Саумалколь, Казахстан.
В условиях развития современного образования для подготовки конкурентоспособной личности, которая способна использовать приобретенные академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях, большое внимание уделяется такому понятию как «функциональная грамотность чтения».
Говоря об уроках русского языка и литературы «грамотность чтения» необходимо понимать не буквально, как технику чтения, а в современных условиях образования как способность к пониманию разных видов текстов, которые изучаются, рассматриваются нашими учащимися в рамках школьной программы и рефлексии на основе прочитанного.
Каждый учащийся, в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей, должен уметь размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном и использовать полученную информацию в жизненных ситуациях.
Например, рассмотрим урок литературы по развитию функциональной грамотности на тему: «Способна ли одна ночь изменить жизнь?» по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
Цель урока: научиться анализировать поведение человека в разных жизненных ситуациях на примере рассказа «После бала».
Задачи:
образовательная: научить анализировать художественное произведение;
развивающая: создать условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе;
воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии; формирование нравственных качеств.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: кластер, таблица «Лист ожиданий», стратегии: «Направленное чтение», «Перефразирование», «Я-ТЫ-МЫ».
Форма работы: групповая, коллективная.
Ход урока
-
Вводно-мотивационный этап урока
Деление на группы проводится методом «Собери пазлы» (предложены картинки с изображением иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»).
Слово учителя:
- Что изображено на данных картинках? (наказание, бал)
- Что объединяет эти картинки?
- Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.
- В течение минуты каждый для себя формулирует цель урока. Озвучьте.
Слово учителя:
Ребята, сегодня наш урок необычен, необычен тем, что он построен на сравнении (антитезе), которую как прием, с целью раскрытия темы произведения, использует автор. Нам необходимо доказать, что 1 и 2 части рассказа противопоставляются. Проанализировать поведение героев в разных ситуациях.
II. Информационно-операционный этап урока
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может
сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело
в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)
Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит "Лист ожидания от урока", в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока - насколько вы готовы к нему. В конце урока - насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он, вам был интересен.
Лист ожидания от урока
В начале урока
В конце урока
Учащимся предлагается ознакомиться с текстами (каждой группе предоставляется текст, с которым ребята будут работать, отрывки из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»), используя стратегии: «Направленное чтение», «Я- ты-мы», «Перефразирование».
Слово учителя:
Сейчас мы с вами попытаемся окунуться в атмосферу рассказа. Вы будите читать предложенные тексты, обсуждать, отвечать на вопросы, составлять кластер на заданную тему, делать выводы о прочитанном. В начале работы давайте определим: категорию текста, формат текста, тип текста.
Категория текста: для личного чтения
Формат текста: непрерывный
Тип текста: повествование
1 группа
Текст задачи № 1 «Описание главного героя, характеристика. Его душевное состояние на балу и после бала»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение» - направлен на поиск информации, которая в тексте представлена в явном виде.
-
Кто рассказывает о себе и своей жизни?
-
В каком университете учился главный герой повествования?
-
Выбери правильный вариант ответа. Что умел делать хорошо главный герой повествования:
А) Умел хорошо рассказывать истории; В) Умел хорошо танцевать;
С) Умел хорошо ездить на лошади.
4) Запишите слово, пропущенное в тексте: «То, что хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время …»
5) Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами…» Восстановите текст:
А) Весёлый и бойкий, да ещё и богатый; В) богатый и бойкий, да ещё и весёлый; С) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»- направлен на извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
-
Какая главная идея передается в тексте? Как бы по-другому Вы озаглавили данный текст?
-
Объясните, какая информация из текста стала наиболее важной для Вас? Почему?
-
Зачем читателю необходимо знать об авторе и рассказчике? Какой образ жизни он вел?
-
Аспект «Осмысление и оценка» - направлен на сопоставление содержания текста с собственным мнением и опытом.
-
Автор рассказа говорит: «Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого». Как вы думаете от чего?
-
Составьте «Логическую цепочку» поведения героя во время бала и после.
-
На балу
После бала
-
От счастья не может заснуть. 2. Полковник бьет по лицу солдата. 3. "Мне было стыдно". 4. Обнимал весь мир своей любовью. 5. Не может заснуть от увиденной картины 6. Я был не я, а какое - то неземное существо. 7. Варенька затмила всех. 8. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника. 9. Иван Васильевич любуется ею. 10. Бал: музыка, танцы. 11. Пьян любовью.
12. Звуки флейты и барабана. 13. Это была нехорошая музыка.
-
Почему потерпела крушение, такая сильная любовь? Аргументируйте свой ответ.
-
Что становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?
-
Иван Васильевич отказывается от государственной службы. Прав ли он? Согласны ли Вы с его решением?
2 группа
Текст задачи № 2 «Полковник на балу и после бала»
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Найдите описание полковника на балу. После бала. О чем говорит его портретное описание?
Задания на соотнесение
-
Заполните таблицу «Полковник на балу и после бала». Найдите соответствия между левой частью таблицы и правой.
«Полковник на балу и после бала»
На балу
После бала
-
Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»
-
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
-
Полковник искренен в отношении к дочери и к участникам бала?
-
Согласны ли вы с мнением, «что человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире». Используя стратегию «Перефразирование», напишите свое понимание цитаты.
Цитата
Перефразированная цитата
«… человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире».
-
Аспект «Осмысление и оценка»
-
Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Аргументируйте свой ответ.
-
Можно предположить, что полковник носит маску, так ли это? Двуличен он, лицемер он или что-то иное скрывается в его душе?
-
Как Вы считаете, понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника? Докажите.
3 группа
Текст задачи № 3 «Описание бала и описание улицы»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Какими эпитетами обрисован бал?
-
Какой музыкальный мотив звучит непрерывно?
-
Как на балу выглядела Варенька? Восстановите текст (запишите слова через запятую): «Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».
-
Что танцевала Варенька и ее отец?
А) Мазурку; В) вальс; С) кадриль.
5) Что надел на себя отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней?
А) Шпагу; В) замшевую перчатку; С) мундир.
6) Что представляет описание улицы?
-
Аспект «Интеграция и интерпретация».
-
Какое социальное положение у Вареньки? У Ивана Васильевича?
-
Как вы думаете, как относится к отцу Варенька?
-
С помощью, какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) Замшевая перчатка; В) белые усы и бакенбарды;
С) блестящие глаза и радостная улыбка; Д) «домодельные» сапоги.
4) «Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его … » О чём говорит Иван Васильевич?
-
Аспект «Осмысление и оценка».
-
Какая деталь портрета Вареньки Вас удивила? Почему? Аргументируйте свой ответ.
-
У вас есть возможность изменить рассказ. Воспользуетесь ли вы этой возможностью? Если да, то объясните, почему?
4 группа
Текст задачи № 4 «Бал и наказание солдата»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Какие качества натуры полковника проявляются в сцене на плацу?
-
Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова?
-
Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки?
А) Весёлую, звонкую; В) жёсткую, нехорошую; С) грубую, резкую.
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»
-
Почему Л.Н. Толстой в описании противопоставляет две части рассказа?
-
Найдите в словаре определение слова «контраст»?
-
Автор использует повтор одной и той же стилистической фигуры (синтаксический параллелизм): «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась … статная фигура полковника…». С какой целью?
А) Воспроизвести унылый свист флейты; В) показать полковника в новой роли; С) передать ужас совершающегося.
-
Аспект «Осмысление и оценка»
-
Пронаблюдайте над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей - Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя.
-
Составьте сравнительную характеристику полковника и наказываемого.
-
Могли полковник поступить иначе?
IV. Контрольно-оценочный этап урока
Учащиеся представляют работы групп.
Слово учителя:
- Давайте вновь обратимся к эпиграфу урока (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) - - Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?
- Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?
Запись вывода в тетради.
Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.
- Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого? (Анализ композиции произведения).
Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.
-
Рефлексия. Заполните вторую часть «Листа ожидания».
-
Домашнее задание. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: "Неучастие в жестокости, во лжи - это форма протеста или способ выживания?". Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.
Список литературы
1. Л.Н. Толстой "После бала". // Русская литература: хрестоматия/ Сост. : И.Ю. Хлызова, С.М. Алтыбаева, Ж.Х. Салханова и др. - Алматы: Издательство «Мектеп», 2008.- С. 312.
2. Н.С. Шер " Рассказы о русских писателях". - Москва: Издательство " Детская литература", 1964. - С.186.
3. В.Я. Коровина " Развитие речи учащихся 5 - 10 классов в процессе изучения литературы в школе". - Москва: "Просвещение", 1985. - С. 219.
4. И.А. Фогельсон "Литература учителя" (раздел "Л.Н.Толстой"). Москва: "Просвещение", 1990. - С. 76.
5. П.И. Сергеенко " Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой". - Москва «Просвящение», 1959.- С. 47.