Подготовка к написанию сочинения по отрывку из поэмы Н. В. Гоголя Мёртвые души

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по отрывку из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Цель урока:

  • повторить композицию сочинения-рассуждения;

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Ход урока:


  1. 1. Приветствие.

2. У каждого из вас на парте лежит файл с полезной информацией, которая пригодится вам в ходе сегодняшнего урока и при выполнении домашнего задания.

Достаньте первый (индивидуальный) лист белого цвета, который мы будем использовать для необходимых записей, подпишите его и заполните первую графу «Дата». Для того чтобы заполнить следующую графу, поработаем с терминами, которые при сдаче экзамена по русскому языку вам необходимо знать.

3. Работаем с заданием I. Впишите 5 терминов, значение которых здесь раскрывается.

(зачитать по очереди)

Таким образом, вы ,наверное, смогли догадаться, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (Готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту).

4. А вспомнить и назвать текст и его автора нам помогут следующие иллюстрации к произведению (слайд № ). («Мёртвые души» Н.В. Гоголя)

5. Попробуем сформулировать тему урока. («Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по отрывку из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). Записываем тему урока (слайд № с грамматической ошибкой). Все согласны с такой формулировкой темы? (Допущена грамматическая ошибка, а именно нарушение в построении предложения с несогласованным приложением, 7 задание) слайд №

  1. Т.обр., сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ - написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.


  1. 1. А сейчас перевернём лист и познакомимся с самим текстом, по которому вам придётся написать сочинение. Давайте его сначала вместе прочитаем (чтение текста).

Значение какого слова может вызвать вопрос? (ПОВЫТЧИК) слайд №

Объяснить значение.

повытье
1) Отделение в приказе, ведающее делопроизводством (на Руси XVI-XVII вв.).
2) устар. Отделение в канцелярии.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Повытчик - 1) Должностное лицо, ведавшее делопроизводством в повытье (на Руси 16 - 17 вв. Столоначальник.

2. Как вы считаете, к какому стилю и типу речи относится данный текст? (Стиль художественный. Тип речи - повествование с элементами описания).

3. Определите тему текста. (В тексте говорится о том, какими средствами Чичиков добивался жизненного успеха).

4. А сейчас я предлагаю вам выделить в этом отрывке микротемы и составить назывной план текста.

План.

  1. Отличительные черты Чичикова-чиновника.

  2. Тщетные попытки завоевать сердце начальника.

  3. Точное попадание: обещание жениться на дочери повытчика.

  4. Новое назначение и новое поведение.

  5. Состоявшийся подлец.

5.Поставьте вопрос к каждому пункту плана. Вопросный план.

  1. Каково было отношение Чичикова к работе?

  2. Какова была цель дружбы с начальником?

  3. Что «пошатнуло» сурового повытчика?

  4. Почему Чичиков «передумал» жениться на дочери повытчика?

  5. Почему история с дочерью начальника была самым трудным порогом, который переступил Чичиков?

6. Ответьте на поставленный смысловой вопрос (по каждому пункту плана) Эта работа должна помочь вам правильно понять смысл текста, в том числе содержащийся в нём подтекст. Старайтесь отвечать на вопросы своими словами, анализировать исходный текст, обобщать сказанное автором. При этом лучше задавать себе вопросы: «Для чего та или иная деталь появилась в тексте?», « Зачем автор использовал данный образ, сравнение, метафору или иную особенность?»

(Ответить письменно на 1 поставленный смысловой вопрос (остальное проанализировать дома)

ВЫВОД: Чичиков проявил огромное усердие в работе, к тому же он не имел вредных привычек и отличался приятной наружностью. Был ли он при этом честен и бескорыстен?


  1. 1. Следующий этап нашей работы - это создание самого сочинения. Вы в папке найдёте несколько листов на цветной бумаге. Я это сделала не для украшения и более яркого оформления, а чтобы вы представили все основные этапы работы, каждый этап - определённый цвет.

Для начала вспомним и перечислим основные этапы сочинения-рассуждения. (Вступление, проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, заключение). В цветовом решении это будет выглядеть так: СИНИЙ - ЗЕЛЁНЫЙ - КРАСНЫЙ - ОРАНЖЕВЫЙ - ЖЁЛТЫЙ - РОЗОВЫЙ.

Когда все эти листочки будут вами заполнены, вы раскладываете их в этой последовательности, сочинение по заданному тексту готово! То есть вы словно складываете красивую цветную картинку, а результат - сочинение. Приступим.

2. Какой листок возьмём первым? (синий)

Сформулируйте проблему текста. Попробуйте написать несколько вариантов формулировки проблемы. Выберите лучшую формулировку для текста своего сочинения. Можете использовать следующие обороты речи для оформления данной части сочинения. ПИШЕМ.

(предлагается выбрать свой вариант, записать и зачитать).

Можно ли этот синий листок использовать для написания сочинений по другим текстам? МОЖНО.

3. Зелёный! Напишите об актуальности поставленной автором проблемы в одном или двух предложениях. Данный текст можно считать переходным к комментирующей части вашего сочинения. Подумайте, можно ли считать поставленную Гоголем проблему актуальной? В чём заключается её актуальность? Возьмите зелёный листок. В случае необходимости можете воспользоваться привёдёнными на нём описательными оборотами речи. (Зачитать)

4. Далее следует красный листок. Какую часть сочинения нам предстоит написать? КОММЕНТАРИЙ текста.

Почему я выбрала именно этот цвет? Скажите, есть в этом году что-то новое в критериях оценивания комментария? (Необходимо включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Что может быть этими примерами?

Давайте вернёмся к вопросному плану (белый индивидуальный лист). Для того, чтобы написать комментарий текста, мы можем использовать ответы на вопросы, которые составили. К тому, что у вас получится, добавьте аналитические структуры, которые я предложила вам на красных листочках..

5.Оранжевый цвет! Что мы формулируем на этих листочках? ТОЧКУ ЗРЕНИЯ АВТОРА

6.Жёлтый цвет о чем вам сигнализирует? Что наступило время самим идти вперёд и высказать собственную точку зрения.


  1. Остаётся последний РОЗОВЫЙ цвет. Чем может помочь вам эта подсказка? (Переход к аргументации, оформление заключения.)

Примеры: Грибоедов «Горе от ума» образ Молчалина.

Толстой «Война и мир», Элен Курагина, Анатоль Курагин

Чехов «Крыжовник», Достоевский «Преступление и наказание»

Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин

Пушкин «Капитанская дочка» (Швабрин и его любовь к Маше Мироновой), «Пиковая дама» Герман.

III.Ну а сейчас давайте подведём итоги. Скажите, что дал вам сегодняшний урок в рамках подготовки к ЕГЭ? ( Самое главное -повторили основные этапы сочинения, так как не все ещё в полной мере отошли от декабрьского сочинения по литературе).

Дома заполните все цветные листочки, разложите их в определённой последовательности, а именно:

СИНИЙ - ЗЕЛЁНЫЙ - КРАСНЫЙ - ОРАНЖЕВЫЙ - ЖЁЛТЫЙ - РОЗОВЫЙ.

Перед вами ваше сочинение! Перепишите его на отдельный лист и сдайте на следующем уроке. Сами шаблоны сдавать не нужно, это подсказка для следующих сочинений.

Результаты урока.

Ну а закончить наш урок мне хотелось бы словами древнеримского философа Марка Туллия Цицерона: «Если человек целый день бросает в цель копье, он когда-нибудь да попадет.» Удачи!


© 2010-2022