Творческая самостоятельная работа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие самостоятельные работы по русской литературе. 11-й класс

Самостоятельные работы по текстам русской литературы с опорой на план или систему «наводящих» вопросов дают возможность учителю не только оценить уровень усвоения фактического материала, но и предоставляют учащимся определенную творческую свободу. Работа ученика представляет собой развернутый ответ, фактически это сочинение ,написанное за урок. В такой работе расставлены все важные акценты, причем с опорой на текст.

Перечень вопросов, в отличие от сложного плана, дает ещё большую творческую свободу ученику: можно начинать с любого пункта, завершать любым, включать в рассуждение собственные пункты. Такая работа близка к эссе. И снова учитель ненавязчиво направляет ученика «вглубь», помогая идти по пути серьёзных размышлений. Подобные работы можно проводить на разных этапах работы с художественным текстом, но лучше как итоговые. в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать аналитические умения, речь, мышление учащихся, умение делать выводы. Учащиеся такого рода задания («вопросы на размышление») выполняют с желанием, интересом.

Читая «Незнакомку» Блока…

1. .Почему лирику Блока называют « романом в стихах»?

Почему его определяют как моноцентричный?

2. «Незнакомка» - одно из лучших стихотворений Блока.

а). В какой том входит это стихотворение?

б) Каким здесь предстает лирический герой? ( Сравните с циклом « Стихи о Прекрасной Даме»).

в). Какой в стихотворении показана окружающая действительность? ( Первые 6 строф: звуки, краски, детали «страшного мира»)

г). Докажите, что следующие 6 строф резко контрастируют с предыдущими. Как обрисован «мир» Незнакомки? (Образы, краски)

д). Почему облик Незнакомки лишен конкретных черт?

е). Можно ли считать образ Незнакомки образом-символом? Раскройте его смысл.

ж). Раскройте смысл последней строфы стихотворения.( В чем состоит трагичность мироощущения лирического героя?)

3.Что открывает Блок в этом стихотворении современному читателю?

ИЛИ: Почему это стихотворение считается одним из лучших стихотворений Блока?

ИЛИ: Почему Блок на всех поэтических встречах читал «Незнакомку»?

Читая поэму «Двенадцать»...

1.Почему Блок ни разу не читал эту поэму на поэтических вечерах?

2.Найдите определения-эпитеты , выражающие Ваше впечатление от поэмы.

3.Почему поэма получила диаметрально противоположные оценки читателей?

4.Какие произведения, кроме поэмы, входят в «февральскую трилогию»? Что их объединяет?

5.Какие образы можно отнести к образам-символам? Почему?

6.Как поэма связана с другими произведениями поэта? ( Образы ,мотивы ,темы).

7.Какие толкования финальной части поэмы Вам ближе? Почему?

8.Что открывает эта поэма современному читателю?

9. Как сам Блок в разное время оценивал это произведение?



© 2010-2022