- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Творческая самостоятельная работа по литературе
Творческая самостоятельная работа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дрочнева Н.Н. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Творческие самостоятельные работы по русской литературе. 11-й класс
Самостоятельные работы по текстам русской литературы с опорой на план или систему «наводящих» вопросов дают возможность учителю не только оценить уровень усвоения фактического материала, но и предоставляют учащимся определенную творческую свободу. Работа ученика представляет собой развернутый ответ, фактически это сочинение ,написанное за урок. В такой работе расставлены все важные акценты, причем с опорой на текст.
Перечень вопросов, в отличие от сложного плана, дает ещё большую творческую свободу ученику: можно начинать с любого пункта, завершать любым, включать в рассуждение собственные пункты. Такая работа близка к эссе. И снова учитель ненавязчиво направляет ученика «вглубь», помогая идти по пути серьёзных размышлений. Подобные работы можно проводить на разных этапах работы с художественным текстом, но лучше как итоговые. в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать аналитические умения, речь, мышление учащихся, умение делать выводы. Учащиеся такого рода задания («вопросы на размышление») выполняют с желанием, интересом.
Читая «Незнакомку» Блока…
1. .Почему лирику Блока называют « романом в стихах»?
Почему его определяют как моноцентричный?
2. «Незнакомка» - одно из лучших стихотворений Блока.
а). В какой том входит это стихотворение?
б) Каким здесь предстает лирический герой? ( Сравните с циклом « Стихи о Прекрасной Даме»).
в). Какой в стихотворении показана окружающая действительность? ( Первые 6 строф: звуки, краски, детали «страшного мира»)
г). Докажите, что следующие 6 строф резко контрастируют с предыдущими. Как обрисован «мир» Незнакомки? (Образы, краски)
д). Почему облик Незнакомки лишен конкретных черт?
е). Можно ли считать образ Незнакомки образом-символом? Раскройте его смысл.
ж). Раскройте смысл последней строфы стихотворения.( В чем состоит трагичность мироощущения лирического героя?)
3.Что открывает Блок в этом стихотворении современному читателю?
ИЛИ: Почему это стихотворение считается одним из лучших стихотворений Блока?
ИЛИ: Почему Блок на всех поэтических встречах читал «Незнакомку»?
Читая поэму «Двенадцать»...
1.Почему Блок ни разу не читал эту поэму на поэтических вечерах?
2.Найдите определения-эпитеты , выражающие Ваше впечатление от поэмы.
3.Почему поэма получила диаметрально противоположные оценки читателей?
4.Какие произведения, кроме поэмы, входят в «февральскую трилогию»? Что их объединяет?
5.Какие образы можно отнести к образам-символам? Почему?
6.Как поэма связана с другими произведениями поэта? ( Образы ,мотивы ,темы).
7.Какие толкования финальной части поэмы Вам ближе? Почему?
8.Что открывает эта поэма современному читателю?
9. Как сам Блок в разное время оценивал это произведение?