Программа краткосрочного спецкурса по русскому языку Искусство монолога и диалога

Данная программа разработана в рамках апробационной деятельности школы по введению ФГОС ООО по теме «Формирование умений учащихся 5 класса  по преобразованию текстов (сплошных и несплошных)».Предметом  апробации является фрагмент программы  формирования УУД, которая содержит переработанные и адаптированные к нашей школе материалы программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Особое внимание будет уделено работе по преобразованию текста.      Данный спецкурс является краткосрочным,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»


Утверждено:

Директор школы:____________/Кузнецова М.Г./

Приказ №______ от _____________










Программа краткосрочного спецкурса

«Искусство монолога и диалога»


Составила:

Винокурова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы




Тис - 2013г.




Пояснительная записка.


У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение - среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Данная программа разработана в рамках апробационной деятельности школы по введению ФГОС ООО по теме «Формирование умений учащихся 5 класса по преобразованию текстов (сплошных и несплошных)». Предметом апробации является фрагмент программы формирования УУД, которая содержит переработанные и адаптированные к нашей школе материалы программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Особое внимание будет уделено работе по преобразованию текста.

Данный спецкурс является краткосрочным, рассчитан на 7 часов и является частью модульного метапредметного курса по преобразованию текста.

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии курса целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленную работу по извлечению ин­формации в источниках различного типа; развитие умения составлять текст, подбирать речевой материал в зависимости от ситуации, обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.


Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры через создание монологов, диалогов, полилогов.

Задачи:

  1. Учить детей умению по картинкам создавать тексты, а именно монологи, диалоги и полилоги.

  2. Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.

  3. Формировать умения правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

  4. Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

  5. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

  6. Развивать у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  7. Воспитывать у детей эмоционально-ценностные отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

  8. Формировать у учащихся умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.


Результаты изучения краткосрочного курса:


Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы краткосрочного курса являются следующие умения и качества:


  • осознание необходимости владения языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы краткосрочного курса являются:

  • умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

  • умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  • Умение внимательно работать с рисунком: видеть детали, понимать характер персонажей, стараться передавать этот характер репликами и высказываниями.

  • Умение выразительно, в ролях читать монологи и диалоги, полилоги.

Предметными результатами освоения учащимися программы краткосрочного курса являются:

  1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог, полилог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, письмо как жанр текста.


2. Сформированность следующих умений:

  • различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

  • составлять монолог, диалог и полилог по картинкам.

  • передавать характер персонажей через реплики, воссоздавать интонации и настроение героев;

  • отбирать и использовать языковые средства при составлении монологов и диалогов;

  • моделировать правила участия в диалоге и полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

  • грамотно письменно излагать составленные тексты;

  • последовательно развивать мысль в тексте в соответствии с темой и замыслом, правильно оформлять созданные тексты диалогов и полилогов.

Формы работы: теоретический материал и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • творческие задания;

  • создание и редактирование текстов;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.

Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения практических занятий.

Входящий контроль проводится в форме диагностической работы на вводном занятии, итоговый контроль проводится в форме итоговой зачетной работы на заключительном занятии.

Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.


Содержание краткосрочного курса

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.

Раздел 1. Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат). Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Редактирование - исправление речевых недочетов.

Раздел 2. Монолог.

Речь монологическая. Виды монолога. Знакомство с образцами монолога на примере художественных произведений. Письмо как жанр речевого общения и письменного монолога.

Практическая работа №2 Пишем письма.

Практическая работа №3. Учимся создавать монолог по картинам.

Раздел 3. Диалог.

Речь диалогическая. Условия ведения диалога. Правила создания диалога. Правила письменного оформления диалога.

Практическая работа № 4. Создаем диалог по репродукциям картин.

Практическая работа № 5. Создаем шуточный диалог по юмористическим картинкам.

Раздел 4. Полилог.

Что такое полилог. Правила создания полилога. Образцы полилогов в художественной литературе. Речь героев как способ передачи их характера и чувств.

Практическая работа № 6. Создаем шуточный полилог по юмористическим картинкам.

Практическая работа № 7. Групповая работа - полилог в лицах по репродукции картины.




Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во час.

Дата

Формы организации занятий

Характеристика деятельности учащихся

Пл.

Фак

1. Введение в курс. Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная. Речевая ситуация. Монологическая речь.

1



Беседа

работа в парах

анализ отрывков художественных произведений, исследование

письменная самостоятельная работа

Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения;

Знать особенности построения монологической речи. Анализировать монологическую речь героев художественных произведений, строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи.

2. Создаем монолог.

1



Практическая работа.


Учиться составлять монологи по портретным рисункам.

3. Речь диалогическая. Виды монолога.

1



Беседа, работа в парах, анализ отрывков художественных произведений, исследование

Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; учиться определять характер и мысли героев диалога через их высказывания

4. Создаем диалог

1



Практическая работа

Учиться по портретным зарисовкам определять речевую ситуацию, характер героев, составлять их высказывания в соответствии с ситуацией; отбирать и использовать языковые средства при составлении диалога. Учиться правильно оформлять диалог.

5.Что такое полилог.

1



Беседа, анализ отрывков художественных произведений, исследование работа в группах

Знать, что такое полилог. Знать правила создания полилога. Уметь различать особенности речи героев как способ передачи их характера и чувств.


6. Создаем шуточный полилог по юмористическим картинкам.

1



Практическая работа

Уметь определять характер героев, их настроение и передавать их через реплики. Уметь определять речевую ситуацию и использовать умение при создании полилога. Учиться передавать шуточный характер происходящего.

7. Практическое итоговое занятие: создание полилога по репродукции картины Решетникова «Опять двойка!»

1



Групповая практическая работа

анкетирование

Учиться создавать полилог по картине, соблюдая условия полилога, передавая настроение картины и героев. Представление собственного полилога по ролям.



Литература:

  1. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. - М.,1996.

  2. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1983.

  3. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

  4. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. - М., 1998.

  5. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

  6. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. - 2003 - №4.- С. 23-27.




















© 2010-2022