- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа краткосрочного спецкурса по русскому языку Искусство монолога и диалога
Программа краткосрочного спецкурса по русскому языку Искусство монолога и диалога
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова О.Н. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено:
Директор школы:____________/Кузнецова М.Г./
Приказ №______ от _____________
Программа краткосрочного спецкурса
«Искусство монолога и диалога»
Составила:
Винокурова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Тис - 2013г.
Пояснительная записка.
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение - среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Данная программа разработана в рамках апробационной деятельности школы по введению ФГОС ООО по теме «Формирование умений учащихся 5 класса по преобразованию текстов (сплошных и несплошных)». Предметом апробации является фрагмент программы формирования УУД, которая содержит переработанные и адаптированные к нашей школе материалы программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Особое внимание будет уделено работе по преобразованию текста.
Данный спецкурс является краткосрочным, рассчитан на 7 часов и является частью модульного метапредметного курса по преобразованию текста.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии курса целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленную работу по извлечению информации в источниках различного типа; развитие умения составлять текст, подбирать речевой материал в зависимости от ситуации, обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры через создание монологов, диалогов, полилогов.
Задачи:
-
Учить детей умению по картинкам создавать тексты, а именно монологи, диалоги и полилоги.
-
Совершенствовать у детей умения в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
-
Формировать умения правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
-
Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
-
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
-
Развивать у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
-
Воспитывать у детей эмоционально-ценностные отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
-
Формировать у учащихся умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Результаты изучения краткосрочного курса:
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы краткосрочного курса являются следующие умения и качества:
-
осознание необходимости владения языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
-
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы краткосрочного курса являются:
-
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
-
умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
-
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
-
Умение внимательно работать с рисунком: видеть детали, понимать характер персонажей, стараться передавать этот характер репликами и высказываниями.
-
Умение выразительно, в ролях читать монологи и диалоги, полилоги.
Предметными результатами освоения учащимися программы краткосрочного курса являются:
-
Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог, полилог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, письмо как жанр текста.
2. Сформированность следующих умений:
-
различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;
-
составлять монолог, диалог и полилог по картинкам.
-
передавать характер персонажей через реплики, воссоздавать интонации и настроение героев;
-
отбирать и использовать языковые средства при составлении монологов и диалогов;
-
моделировать правила участия в диалоге и полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-
находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;
-
грамотно письменно излагать составленные тексты;
-
последовательно развивать мысль в тексте в соответствии с темой и замыслом, правильно оформлять созданные тексты диалогов и полилогов.
Формы работы: теоретический материал и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
-
беседа;
-
объяснение учителя;
-
исследование;
-
наблюдение;
-
творческие задания;
-
создание и редактирование текстов;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения практических занятий.
Входящий контроль проводится в форме диагностической работы на вводном занятии, итоговый контроль проводится в форме итоговой зачетной работы на заключительном занятии.
Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Содержание краткосрочного курса
Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.
Раздел 1. Речь и речевое общение.
Речь. Речевое общение. Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат). Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.
Практическая работа №1. Редактирование - исправление речевых недочетов.
Раздел 2. Монолог.
Речь монологическая. Виды монолога. Знакомство с образцами монолога на примере художественных произведений. Письмо как жанр речевого общения и письменного монолога.
Практическая работа №2 Пишем письма.
Практическая работа №3. Учимся создавать монолог по картинам.
Раздел 3. Диалог.
Речь диалогическая. Условия ведения диалога. Правила создания диалога. Правила письменного оформления диалога.
Практическая работа № 4. Создаем диалог по репродукциям картин.
Практическая работа № 5. Создаем шуточный диалог по юмористическим картинкам.
Раздел 4. Полилог.
Что такое полилог. Правила создания полилога. Образцы полилогов в художественной литературе. Речь героев как способ передачи их характера и чувств.
Практическая работа № 6. Создаем шуточный полилог по юмористическим картинкам.
Практическая работа № 7. Групповая работа - полилог в лицах по репродукции картины.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятий
Кол-во час.
Дата
Формы организации занятий
Характеристика деятельности учащихся
Пл.
Фак
1. Введение в курс. Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная. Речевая ситуация. Монологическая речь.
1
Беседа
работа в парах
анализ отрывков художественных произведений, исследование
письменная самостоятельная работа
Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения;
Знать особенности построения монологической речи. Анализировать монологическую речь героев художественных произведений, строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи.
2. Создаем монолог.
1
Практическая работа.
Учиться составлять монологи по портретным рисункам.
3. Речь диалогическая. Виды монолога.
1
Беседа, работа в парах, анализ отрывков художественных произведений, исследование
Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; учиться определять характер и мысли героев диалога через их высказывания
4. Создаем диалог
1
Практическая работа
Учиться по портретным зарисовкам определять речевую ситуацию, характер героев, составлять их высказывания в соответствии с ситуацией; отбирать и использовать языковые средства при составлении диалога. Учиться правильно оформлять диалог.
5.Что такое полилог.
1
Беседа, анализ отрывков художественных произведений, исследование работа в группах
Знать, что такое полилог. Знать правила создания полилога. Уметь различать особенности речи героев как способ передачи их характера и чувств.
6. Создаем шуточный полилог по юмористическим картинкам.
1
Практическая работа
Уметь определять характер героев, их настроение и передавать их через реплики. Уметь определять речевую ситуацию и использовать умение при создании полилога. Учиться передавать шуточный характер происходящего.
7. Практическое итоговое занятие: создание полилога по репродукции картины Решетникова «Опять двойка!»
1
Групповая практическая работа
анкетирование
Учиться создавать полилог по картине, соблюдая условия полилога, передавая настроение картины и героев. Представление собственного полилога по ролям.
Литература:
-
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. - М.,1996.
-
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1983.
-
Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
-
Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 1998.
-
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
-
Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные
технологии.- 2005.-№ 1.
-
Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. - 2003 - №4.- С. 23-27.