Родительское собрание

Данное родительское собрание призвано обсудить с родителями детей посещающих дошкольное образовательное учреждение проблему гиперактивности у детей, помочь родителям выработать способы реагирования на возникающие проблемные ситуации в поведении детей. Расширить знания родителей, как воспитать гиперактивного ребенка приятным в общении,  богатым дружескими связями, любимым близкими людьми. Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях и гармонизировать...        Познакомить родителей с психолого-педагогическим сопровождением гиперактивных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повысить психологическую компетентность родителей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его гиперактивности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка.        Таким образом, родительское собрание раскрывает функции всех участников воспитательного процесса детей и встраивается в общий процесс работы дошкольного образовательного учреждения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Наши невнимательные гиперактивные дети».


Базарова Татьяна Михайловна

педагог-психолог

МАДОУ центр развития ребенка

детский сад № 69 «Ладушки»

г. Старый Оскол, Белгородская область


Цель: обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации. Углубить знания родителей, как воспитать гиперактивного ребенка приятным в общении, богатым дружескими связями, любимым близкими людьми. Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях и гармонизировать детско-родительские отношения.

Методы и формы работы: беседа, решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, элементы игротерапии.

Реквизит: бланк анкеты, ручки, карточки с ситуациями, бумажные сердечки.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Стулья размещены полукругом. Оформлена выставка литературы и игр для гиперактивных детей.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, я подготовила несколько примеров поведения детей, а вы попробуйте догадаться, о каком поведении детей мы поговорим на сегодняшней встрече.

1 пример. «Упитанный, красивый мальчуган 5-ти лет, вошел в кабинет, взглянул на меня с мимолетным интересом, но тут же увидел игрушки на полках и побежал к ним.

Достал самый большой, яркий автобус, мимоходом прихватил пару машинок поменьше, сел на ковре и сдержанно загудел, имитируя рокот мотора, с размаху загнал автобус под кресло и, оставив его там лежать на боку, взял с полки набор головоломок, высыпал на ковер и начал быстро и довольно успешно составлять картинки, затем бросил недособранные картинки, потянулся к игрушечной посуде, бросил все («Потом сложу...»)».

2 пример. «3-х летний мальчик едет с мамой в автобусе. Постоянно вскакивает со своего места, спрашивает маму, скоро ли доедут, заводит шумную игрушку, которая грохотом мешает пассажирам. Мальчик постоянно ерзает, оборачивается, дергает маму и соседей, о чем-то спрашивает, на замечания не реагирует или ссорится с мамой. Сказать, что он просто непоседлив - значит не сказать ничего. Он подвижен как ртуть, он весь как «на иголках».

3 пример. «На занятиях ребенок не может работать со всей группой, ему трудно вспомнить инструкцию воспитателя. Он не может сконцентрироваться на каком-либо занятии. Его внимание перескакивает с одного предмета на другой.».

(Ответ родителей).

Педагог-психолог: Как вы правильно догадались тема нашего родительского собрания «Наши невнимательные гиперактивные дети». Прошу вас заполнить анкету, направленную на выявление признаков гиперактивности в поведении ребенка. (Приложение 1).

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? (Высказывания родителей.)

Под гиперактивностью принято понимать беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

1. Пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);

2. Осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфексии);

3. Психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Умственная деятельность детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивностью характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5-15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3-7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

Родителям гиперактивного ребенка, прежде всего важно изменить их отношение к своему ребенку и их общение с ним. Каким Вы видите идеальное общение «Родитель - ребенок?» Что для этого нужно делать? (Ответ родителей.). Должна быть выработана правильная позиция общения.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них. И для того чтобы выбрать наиболее подходящую я предлагаю каждую из позиций опробовать на себе. Для этого нужно разбиться на пары, один будет изображать родителя, а другой ребенка. Вы оба почувствуете на себе достоинства и недостатки занимаемой позиции, а затем поделитесь своими впечатлениями.

Позиция 1. Ребенок сидит на стуле, а родитель стоит перед ним. Между вами идет общение. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами).

Педагог-психолог: Как вы, чувствовали себя в роли родителя? А как в роли ребенка? Какие плюсы и минусы вы почувствовали в позиции: ребенок смотрит вверх, а родитель - вниз? (Ответ: быстро наступает усталость у обоих участников и как следствие, невнимательность при общении и угасание интереса о предмете разговора).

Позиция 2. Родитель, стоя перед ребенком, ласково гладит ребенка по голове. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами). Вопрос к родителю: Вам удобно? Долгим будет ваше общение с ребенком? (Ответ родителя.)

Педагог-психолог: Те чувства, которые вы хотели передать ребенку, он их не получит при использовании данной позиции общения. В этой позиции люди видят друг друга совершенно по-разному. И передать свои чувства они практически не могут.

Позиция 3. «Глаза в глаза». Оба участники присаживаются на стулья и ведут разговор.

Педагог-психолог: Родитель вам удобно общаться с ребенком в данной позиции? (Ответ.) А вам ребенок удобно? (Ответ.) Скажите, пожалуйста, которая из 3-х позиций самая удобная для общения с друг другом? (Ответ.)

Педагог-психолог: Правильно позиция 3. Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане. Ни один не ощущает себя более важным, значимым и т. п., чем другой.

Итак, можно сделать вывод, что позиция общения - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Позиция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения и понимания вас ребенком.

В разговоре с гиперактивным ребенком недопустимы (в критических случаях в том числе) унижение, грубость, злость. Взрослому ни в коем случае нельзя говорить с ним между делом, раздраженно, показывая своим видом, что ребенок от более важных дел, чем общение с ним. Если у родителя нет возможности переключиться на разговор, следует извиниться и пообещать поговорить с ребенком позже. Если же такая возможность имеется и можно отвлечься хотя бы на несколько минут, следует отложить все дела: пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность им. При этом нужно помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика и жесты. В них не должно быть признаков недовольства, раздражения, нетерпения.

Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывая, что-то, о чем он говорит, интересно и важно. Не нужно оставлять без внимания его просьбы. Если их нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться или ограничиваться коротким «нет». Лучше объяснять, почему они невыполнимы.

Основные ошибки в воспитании гиперактивного ребенка:

1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого лечением.

2. Недостаток твердости (но не жестокости) в воспитании, спокойствия и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

3. Недостаточное внимание к формированию произвольной регуляции деятельности и поведения.

Гиперактивного ребенка важно научить оценивать собственные чувства, эмоционально адекватно реагировать на разные ситуации. Для этого при чтении с ним книг, просмотре фильмов, рисунков важно учить его оценивать эмоциональное состояние и чувства героев, сравнивать их с тем, что чувствует и переживает он сам. Полезно обсуждать с таким ребенком те или иные ситуации, стараться вместе с ним разбираться в том, что происходит, когда он гуляет, плохо себя чувствует, переживает тревогу, страх, обижен. Это будет стимулировать его эмоциональное развитие и постепенно научит разбираться в собственных чувствах.

Родители, воспитатели должны быть особенно внимательны к интонационной окраске своего голоса при обращении к ним. Даже критика должна быть позитивной.

Для того, чтобы знать как реагировать на сложные ситуации, возникающие с гиперактивными детьми я подготовила памятку для вас уважаемые родители. (Приложение 2).

Педагог-психолог: Наше родительское собрание подошло к концу. Я вас попрошу выразить свое впечатление от нашего родительского собрания. Для этого нужно на обратной стороне сердечка написать свое мнение, что нового узнали, что будете использовать в воспитании своих детей, а потом мне его вернуть.

(Педагог-психолог раздает всем родителям по сердечку и авторучке.) Педагог-психолог благодарит всех за внимание и за работу на родительском собрании. На этом родительское собрание заканчивается. Звучит тихая музыка и все уходят.






© 2010-2022