- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Знаки препинания при однородных членах предложения ( 5 класс фгос)
Конспект урока по русскому языку по теме Знаки препинания при однородных членах предложения ( 5 класс фгос)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бояркина Р.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Урок русского языка
в 5 классе
для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Тема урока: Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах.
Работу выполнила:
Бояркина Раиса Игнатьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Сосновый Бор Ленинградской области
2015 год
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний о постановке знаков препинания при однородных членах.
Цели: систематизировать и углубить сведения об однородных членах предложения, их функции, видах, графическом обозначении;
Отработать алгоритм определения условий для постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
Научить использовать приобретённые знания при написании сочинения (создании текста-описания).
Основное содержание темы: изучение предложений с однородными членами предложения, повторение сведений по теме, отработкаалгоритмапостановки знаков и графическое обозначение пунктограммы.
Термины и понятия: предложения с однородными членами предложения, главные и второстепенные члены предложения, пунктуационное правило, знаки препинания при однородных членах предложения, союзная и бессоюзная связь однородныхчленов.
Планируемый результат:
Предметные умения:
-определять в предложении однородные члены разных видов, обозначать их графически;
Метапредметные умения
Познавательные:
- исследовать однородные члены (обстоятельство, определение, дополнение),
определять вид каждого однородного члена в предложении;
способ связи однородных членов,знаки при них
- использовать приобретённые знания для графического обозначения однородных членов при написании сочинения (создание текста-описания);
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения однородных членов,условий и реализации пунктограммы
Коммуникативные:
- формулировать собственное высказывание, обосновывать свое мнение, анализировать приводимые примеры по теме;
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;
- творческое отношение к процессу создания письма.
Ход урока
I этап. Самоопределение к деятельности
Организационный момент. (2мин.)
Основная часть.(40 мин.)
Заключение.(3 мин.)
1) Попутное повторение: правописание ъ знака.
Орфография: с..гитировать, с..кономить, с..меть, под..конник.
Вывод: 1 ъ знак не ставится переда, о, э, у:
2 ъ знак пишется: после ¬ на согласную: отъезд, объем, объять
в сложных словах после двух, трех, четырех: двухъярусный, трехъязычный
3 ъ знак пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, суб- :
адъютант, инъекция, субъект, конъюнктура.
2)Закрепление ранее изученного материала.
II.Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.
1.Слайд с заголовком «Предложение» (слайд 2)
-Давайте поговорим о том, что вы знаете о предложениях.
-предложение состоит из слов и выражает законченную мысль
- по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные
- по интонации - восклицательные, невосклицательные
-по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные, нераспространенные
-по наличию главных членов:простые и сложные.
2. Слайд с заголовком «члены предложения» (слайд 3)
- Что вы знаете о членах предложения?
- члены предложения могут быть главными и второстепенными
- главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое
- второстепенные члены - дополнение, определение, обстоятельство
Молодцы, ребятки.
СИТУАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд № 3с изображением вопросительного знака.
Учитель: Что такое эпиграф?
Ответы учащихся: - Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественногопроизведения или его части.
-Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого.
По нажатию кнопки появляется эпиграф Мы в ответе за тех, кого приручили
А. Экзюпери.
Учитель: Как бы вы по нему определили тему нашего сегодняшнего разговора?
Ученики: Отношение к животным.
А если бы этот эпиграф записать так?
По нажатию клавиши появляется Мы в ответе за тех, кого приручили, приютили, обогрели, пожалели.
Учитель: Чем отличается вторая конструкция от первой с точки зрения синтаксиса?
Ученики: Во втором эпиграфе есть слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения.Такие слова называются однородными.
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики: Однородные члены предложения.
Мы продолжим закрепление темы «Знаки препинания при однородных членах». А помощником для нас будет текст Ю. Дмитриева «Не только радость, но и обязанность…» (слайд 5).
Текст читает ученик.
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака - это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем - ведь она живое существо. Е если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать… И не день, и не два - годы. Многие не выдерживают… Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце…
Какие чувства Вы испытали, слушая этот текст? Какие мысли? Как вы могли бы прокомментировать услышанное? (ответы детей)
Учитель: О чем говорится в этом тексте?
Ученик:Он рассказывает о взаимоотношении человека и животного.
Учитель: С какой целью автор написал данный текст?
Ученик:Чтобы люди помнили, что появление собаки в доме? Это не толькорадость, но и обязанность.
- Как понимаете слова «обязанность» (долг); «поступиться» (жертвовать чем-то); «обрекать» (создавать трудности).
Учитель: Со словами, которые вы видите на экране, составьте предложения с однородными членами предложения (слайд 6).Объясните постановку запятой при однородных членах.
На доске записаны опорные слова: собака, животное, «братья меньшие», четвероногие друзья, питомцы
8.Физминутка. (Слайд 7).
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Молодцы, присаживайтесь потихоньку, продолжаем работать.
Учитель: Составьте предложение из данных слов: люди, собак, заводить, многие, их, содержать, дом, в, себя, у (слайд 8).
Многие люди заводят собак и содержат их у себя дома.
Учитель:Это предложение простое или сложное?
Ученик:Простое
Учитель:В чем особенность этого предложения?
Ученик: В нем два сказуемых.
Учитель:Как называются такие сказуемые?
Ученик: Однородные.
Учитель:Какую роль играет союз и?
Ученик:Он соединяет два однородных члена предложения.
Учитель:Каким правилом пользуемсяв этом случае? (читаем правило на стр.78)
Учитель: По данному правилу составьте простое предложение, в котором два и более сказуемых. Объясните постановку запятой между однородными членами. (Слайд 9, пустой, беседа с детьми).
Ученик: Некоторые люди не заботятся о своих животных, (отдают, продают, выбрасывают их).
Учитель: Начертите схему предложения на доске.
Вывод. Перед союзом и запятая не ставится, если он соединяет два однородных сказуемых.
Учитель:А когда ставится запятая?
Ученик:Когда нет союза.
Например. Хозяева не заботятся о своих питомцах, отказываются их содержать.
Учитель: Что еще люди делают?
Ученик: Хозяева не заботятся о своих питомцах,отказываются их содержать.
Учитель: По данной схеме составить предложение [ O , но O ].
Ученик: Многие люди хотят иметь собаку, но забывают о ней заботиться
Вывод. Запятая ставится между однородными членами предложения, если они соединены союзом но(а, да(в значении «но»)), однако, хотя(слайд 10).
Учитель: Подтвердите свой вывод предложением из текста.
Ученик:Собака - это не только радость, но и забота.
Учитель:Рассмотрим предложения, в которых запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами( и...и, да…да, то…то, ли…ли, или…или).
Пример. Собаку надо обучать и не день, и не два - годы (слайд 11).
Учитель: Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами.
Общий вывод (слайд 12).
Запятая ставится:
-
Когда между однородными членами предложения нет союза.
-
Запятая ставится между однородными членами предложения, если они соединены союзом но (а, да (в значении «но»)), однако, хотя.
-
Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и…и, да…да, то…то, ли…ли, или…или).
Алгоритм нахождения в предложении однородных членов(слайд 13 - 14).
-
Найти грамматическую основу предложения.
-
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами.
-
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
-
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
-
Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И - не ставим запятую, А, НО и ДА в значении НО - ставим запятую.
Лексическая пятиминутка.
Учитель: Какое словосочетание имеет прямое значение, а какое переносное?(Слайд 15).По нажатию кнопки появляются словосочетания:
собачий холод
пятнистый щенок
собачья жизнь
Ученик: - Собачий холод.
Работа с текстом. У каждого ребёнка на парте распечатанный текст. Беседа с учениками по прочитанному тексту. (Слайд 16, пустой).
Учитель: Чем для людей является появление животного?
Ученик: Радостью.
Учитель:Только ли радостью? В каком предложении выражена главная мысль?
Ученик:Собака - это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться.
Учитель: А как понимает автор наши обязанности перед «братьями меньшими»?
Ученик:Надо выводить гулять, вставать раньше, обучать...
Учитель: Чему учит этот текст?
Ученик: Не надо предавать четвероногих друзей, не надо обижать их!
Учитель: Закончим нашу работу словами Сергея Есенина«… изверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»(Слайд 17).
Повторение правила (слайд 18).
Рефлексия
VIII.Подведение итогов.Рефлексия (слайд 19).
11.Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить предложения: Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился….
Мне было легко….
Мне было сложно ….
Домашнее задание по группам:
Домашнее задание
Первая группа(слайд 20):
Из художественной литературы выписать пять предложений о животных с однородными членами.
Составить схемы этих предложений.
[―и―= ].
[ -═, но═].
[ -=иO, иO,иO].
Вторая группа(слайд 21):
написать сочинение с элементами рассуждения(подготовка к ОГЭ)
«Мой настоящий друг Моня», «Я и Джек».
7