Духовно-нравственное воспитание учащихся

Сегодня мы все должны нести подрастающему поколению мировоззренческое миропонимание и  нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Надо дать детям возможность подойти к изучению святоотеческой литературы, чтобы изучение представляло собой труд познания известного.  Главное, чтобы в процессе усвоения отечественной литературы, дети четко разделяли добро и зло, нравствен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Нахимовская ОШ, п.Державинка, Жаркаинский район, Акмолинская область».




Духовно- нравственное воспитание учащихся

на уроках литературы и русского языка


Учитель русского языка и литературы

Давлаева М.




п.Державина

2014 г.


Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, падению нравов. В результате экономическую, социальную, политическую культурную жизнь общества поразили многочисленные пороки… При этом самым негативным образом забвение национальных традиций в образовании и воспитании сказалось на подрастающем поколении.

Если ребенок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и так далее, мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодежной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, сексуальная распущенность.

Ныне наступило «время собирать камни…» (Екклизиаст 3,5). Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании. Важнейшей нашей заботой должно быть образование и воспитание молодого поколения - наших наследников, тех, кто из наших рук должен получить еще сохраненные вековые ценности народной жизни, да и самоё её устроение.

Нам не хватает культуры, потому что ХХ в. был атеистическим веком, а во времена атеизма очень много книг попало под запрет, из поля зрения исчезли очень многие авторы, ученые и мировоззренческие теории.

В результате наше бытие отмечено некоей неполнотой, которую ощущает любой культурный человек.

Наши дети должны не только иметь уважение к родной культуре, но и быть её носителями.

Современная молодежная культура несет в себе дехристианизированное сознание западного общества, потребительского и утилитарного, обслуживающего эгоистические наклонности личности. Цель этой культуры- получение удовольствий, даже если это наносит вред здоровью или порождает болезнь души. Вследствие ее влияния на молодое поколение широко распространяются тяжкие социальные пороки, в их числе алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность. Вместе с тем мы видим полное равнодушие к этим порокам, что само по себе является тяжким недугом общества.

Ради будущего надо растить наших детей на основе самобытной российской культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании русского народа, принявшего святое Крещение более 1000 лет назад. Отечественная культура зародилась, по словам русского философа И.В. Киреевского, с первым ударом христианского колокола. Она основана на ценностях Православия и несет христианский образ жизни. В русской культуре нашла свое отображение целостность убеждений и образа жизни православного человека.

Собиратель русского фольклора П.В. Киреевский, который в Х1Хв. обошел сотни деревень и сел российской глубинки и записал народные песни, дал нам свидетельство веры русского народа и того, какое всеобъемлющее влияние имела эта вера на жизнь простых людей.

Если наши дети будут расти вне ценностей Православия, то, находясь под воздействием доступной информации, утратят связь с родной культурой. Только присутствие в жизни учащихся евангельских принципов способно дать импульс развитию духовно-нравственных качеств характера.

Сегодня мы все должны нести подрастающему поколению мировоззренческое миропонимание и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Надо дать детям возможность подойти к изучению святоотеческой литературы, чтобы изучение представляло собой труд познания известного.

Главное, чтобы в процессе усвоения отечественной литературы, дети четко разделяли добро и зло, нравственность и порок, знали, что такое хорошо и что такое плохо, и в то же время учились в своей жизни стоять в добре и отвергать порок.

Особенность русской литературы - в стремлении к небесным сокровищам, в то время как западноевропейская литература утверждает идеал земного счастья как наивысшую ценность человеческого бытия.

Фундаментом, на котором создавалась национальная литература и другие виды искусств (иконопись, зодчество), начиная с Х столетия, была православная церковность. Неувядающие памятники древнерусской словесности донесли до нас самосознание наших предков из разных слоев формирующегося общества. Именно поэтому особенно интересен вводный материал по древнерусской литературе.

В качестве важнейших духовных принципов древнерусской литературы справедливо выделить, благодатность, исповедальность, соборность и сознательную анонимность произведений. Литературу Древней Руси необходимо изучать не только для развития кругозора, воспитания патриотизма и нравственности, но и для того, чтобы понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, в каком русле протекал литературный процесс, как одно направление сменяло другое.

Урок, посвященный былине «Илья Муромец», содержит интересные и поучительные сведения о реально существующем духовном подвижнике Древней Руси. Угодник Божий преподобный Илья Муромец, по прозванию Чоботок, жил в ХП веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188г. Его память по церковному календарю отмечается 19 декабря старого стиля / 1 января нового стиля/.

Образовательная задача, которую ставит учитель, проводя этот урок, заключается не только в том, чтобы дать детям представление о художественном своеобразии жанра былин, но и поведать о связи былинных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами.

Воспитательная задача урока подразумевает формирование патриотических убеждений, а также представлений о чести и достоинстве человека, справедливости и нравственном долге. В центре былины находится обобщенный образ Родины - широкого раздолья, необозримых просторов, как и на картине В. Васнецова. Вся поэтическая и притягательная прелесть заключена в изображении Родины. Было бы очень хорошо побывать с учащимися в Андреевском храме г. Ставрополя, где находится частичка мощей преподобного Ильи Муромца.

Межпредметные связи между литературой и историей прослеживаются как при изучении былины «Илья Муромец», так и при ознакомлении школьников с литературным шедевром Древней Руси - «Поучением» Владимира Мономаха.

В своем «Поучении» великий князь завещал своим сыновьям укреплять единство Руси. Он был убежден в том, что отношения между русскими князьями должны строиться на основе любви как между братьями во Христе. Нравственные принципы Владимира Мономаха могут показаться исключительными современным учащимся, успевшим привыкнуть к тому, что власть далеко не всегда ассоциируется с добродетелью. Само изучение жизни, деятельности и литературного творчества этого учителя Древней Руси откроет детям, с детства обучаемым беспринципными средствами массовой информации, мир красоты и правды Божьего порядка.

Любовь к Богу и смирение - вот две основные характеристики Владимира Мономаха, его духовного и гражданского облика.

Изучая сказания «Об Александре Невском», «О преподобном Сергии Радонежском», «О Борисе и Глебе», учащиеся знакомятся с жанром житийной литературы. Здесь необходимо обратить внимание на то, что добро (т.е. следование заповедям Божьим вопреки обстоятельствам) побеждает зло духовно даже тогда, когда преступник одерживает чисто внешнюю (временную и относительную) победу над праведником.

Святые Борис и Глеб своим примером учат нас нравственному подвигу, заповеданному Спасателем: «Любите врагов ваших».

Весьма интересно проходит урок «Повесть о Петре и Февронии Муромских», где формулируется отличие православных супругов Петра и Февронии от таких западноевропейских героев, как Ромео и Джульетта: для героев западной классики любовь - синоним понятия «страсть», она приводит к самопожирающему греху и пороку; в отличие от них Петр и Феврония любят друг друга не эгоистически, а самоотверженно и бесстрастно, видят друг в друге образ Божий.

Исследуя деятельность Ломоносова, нужно сказать о том, что великий ученый «проверял свои научные представления трудами своих отцов».

С именем Державина связано все, что составляет достоинство человека: «вера в Бога, честь, правда, любовь к ближнему, преданность Государю и Отечеству, высокий талант и труд бескорыстный».

Особенность Державина ,как просвещенного дворянина заключается в том, что, занимая в Табели о рангах весьма почетные места, он стремился нравственные свои качества привести в соответствие с положением в социальной иерархии, не желая жить как бы в двух измерениях, как то было установлено человеку 18 в., о котором сказано: … «полдня, полжизни он посвящал государственной службе, время которой было точно установлено регламентом, полдня он находился вне её». Отдав дань просветительским идеям о роли просвещения, о свободе личности, но будучи глубоко верующим человеком, сознающим, что не идеи французских

«энциклопедистов», а свет Христов просвещает всех, и без Него «кто сколько мудростью ни знатен, но всякий человек есть ложь». Он первый в русской литературе поставил неразрешимые на уровне социума вопросы: как жить в мире, лежащем, во зле, то есть, как стать духовно свободным человеком?

И урок «Державинская лира на службе Отечества» позволяет учащимся поразмышлять над философскими вопросами: в чем смысл бытия человека, к чему пришел земной люд, управляемый теорией разумного эгоизма, и сделать соответствующие выводы.

Учащиеся размышляют о религиозном смысле произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Зайцева, Шмелева, Шолохова, Шукшина и др.

Рассматривая христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова, обращаемся к его произведениям, где автор размышляет о духовной борьбе, происходящей на уровне, определяемом противостоянием христианской мистики и антихристианского демонизма. Обратимся к ключевым в этом смысле лирическим произведениям. Вопрос о борьбе части высших духов с Богом - Творцом привлекал Лермонтова всегда, что в частности нашло отражение в работе над поэмой «Демон» Н.Я. Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов».

Стихотворение Лермонтова «Ангел» - это та точка, где пробивается наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Вопросы веры, Божьего суда, спасения, вечного блаженства, возможность примирения в человеке духовного и телесно- чувственного начал - все это центральные в его миросозерцании вопросы. История познания продолжается в стихотворениях «Ночь», «Исповедь», «Я не для ангелов и рая», в «Герое нашего времени».

При изучении биографии Пушкина провожу урок: «Духовный путь великого поэта», который раскрывает перед учащимися личность поэта с другой стороны, с внутренней. Личность всегда тайна. Личность великого человека - тем более. Но поэтические творения - творения сердца и ума, в них очень многое видно. Тем более в поэзии Пушкина, в которой он, как и в жизни, всегда оставался искренним и насквозь правдивым. Тема смерти и бессмертия, тема смысла жизни - одна из центральных в поэзии Пушкина. Она пронизывает поэтическое творчество Пушкина на протяжении всей его жизни.

В советскую эпоху о Пушкине писали много и часто использовали его биографию и творчество в определенных идеологических целях, но все они были недостаточно объективны. Много внимания уделялось различным подробностям, но никто не замечал духовной нити событий.

Российский ученый - этнограф и историк Б.А. Васильев на огромном биографическом и поэтическом материале проследил духовный путь

А.С. Пушкина. Он пишет: «Для того, чтобы войти в богатство внутренней жизни поэта, необходимо следовать хронологическому порядку его биографии. Рассматривая этапы развития пушкинского мировоззрения с юношеских лет, мы убедимся в том, что Пушкин постепенно пришел к живой личной вере во Христа. Свидетельства этому - собственные поэтические признания Пушкина, которые звучат особенно громко и убедительно, если читать его сочинения в хронологическом порядке».

В восьмом классе по повести «Капитанская дочка» провожу урок: «Тема чести и милосердия в произведении, его религиозно-нравственный смысл». Целями урока являются раскрытие религиозно - нравственного смысла повести и воспитание у учащихся христианского отношения к близким, к миру, следование Заповедям Христа, стремление к идеалу, воспитание патриотизма и любви к родине. Эпиграфы к уроку - цитаты из Евангелия.

Знакомство с Достоевским начинается с его высказывания: «Если мне докажут, что истина не с Христом, я откажусь от такой истины».

Речь на уроке идет о том, что все главные сочинения Ф.М. Достоевского - это не просто великая литература и яркая публицистика, они, по его словам, - наше «национальное священное писание, а их автор - наш национальный пророк». Он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания, которая - в христианстве. Анализируем статью «Объявление о подписке на журнал «Время на 1861 год», где речь идет о реформах Петра Великого, которые были чужды народу.

Мы говорим о теме любви к Родине в творчестве писателя, пробуждении в обществе национального чувства, о том, что, значит, быть русским, читаем отрывки из великого публицистического сочинения «Дневник писателя».

Изучая творчество Островского, останавливаюсь на его драме «Гроза». Чтобы раскрыть проблемы, которые автор поднимает в своем произведении, провожу урок - семинар, целью которого является воспитание стремления жить по заповедям Божьим и понять поступки героев в пьесе с христианской точки зрения.

В течение урока, работая по группам, сопоставляем поступки героев с нравственными законами.

Об образе священного времени идет разговор на уроке «Степь. Акафист». А.П. Чехова.

«Степь» - это произведение в своем роде « торжественное славословие» девственной природе, созданной Творцом.

Описания степи напоминают иногда торжественный хорал, почти гекзаметр раскачивает прозу Чехова: «А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море, да в степи ночью, когда светит луна». Так петь можно лишь в храме и о храме. Это ритм акафиста, где каждый икос начинается словом «Радуйся!» И этому «Радуйся!» ответствует и душа молящегося, который «сердцем радуется и плачет».

С течением тысячелетий, ослаблением христианской веры многие люди утратили ощущение святости Богом данного нам времени. Оно стало для людей понятием бытовым, обыденным, наполненным житейской суеты.

В наше смутное и переменчивое время все менее востребованными кажутся люди скромные, консервативного склада, не стремящиеся к дешевой популярности. Но эта невостребованность кажущаяся, мнимая, так как именно такие «негромкие» труженики составляют основу общества. Эти люди могут быть весьма талантливыми и незаурядными, но они ни при каких обстоятельствах не выпячивают себя на первый план, оставаясь как бы в тени. Их визитной карточкой можно назвать плоды их деятельности в той или иной сфере.

Именно таким скромным труженикам пера, своего рода идеалом тихого праведника был замечательный писатель, один из «последних могикан» русского зарубежья Борис Константинович Зайцев. Талантливейший прозаик, лирик, наследник Тургенева и Чехова. Автор произведений, посвященных дореволюционной России, он уже в эмиграции написал повесть о преподобном Сергии Радонежском, много статей и книг о литературе, в том числе художественные биографии: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов».

Тема России главенствует в произведениях Б.К. Зайцева, созданных в эмиграции. Эта тема осмыслена писателем духовно: Зайцев осознает, что основой как культуры и государственности Руси, так и склада национального характера является святоотеческое Православие, воспринятое русским народом как полнота Истины. В формировании на Руси подвижнической традиции громадную роль сыграли древнерусские святые, в сонме которых выделяется имя преподобного Сергия Радонежского. Именно ему посвящена одна из повестей замечательного прозаика.

Б.К. Зайцеву свойственно особенное, во многом мистическое чувство Вечности. Человек в его творчестве - не просто часть Вселенной, а сложный духовный организм, созданный по образу и подобию Творца. Писатель учит нас с присущим ему духовным аристократизмом быть скромными, воспитанными, добрыми, милосердными. Творчество Б.К. Зайцева принадлежит не только нам, современным читателям, но и возрождаемой ныне, чаемой нами России будущего.

Необходимо знакомить детей с литературой такого рода: без описания страстей и соблазнов современного мира, но с любовью к прошлому своей страны, с благоговением к вере предков. Это роман И. Шмелева «Лето Господне».

«Великий мастер слова и образа, Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и избирательных. Все показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением. Здесь все лучится от сдержанных, непролитых слез умиленной благодатной памяти», - так писал о романе И.С. Шмелева «Лето Господне» философ и друг автора Иван Ильин.

Жизнь подчиняется смене времен года, чередованию праздников и будней. Цикличность, повторяемость - основа миропорядка для героев романа

И. Шмелева, поэтому грусть сменяется радостью. Мир героя расцвечен яркими цветами и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым. Этому способствует и атмосфера всеобщего праздника. Герою интересно и одинаково важно все: и пасхальные яйца, и колокольный звон, и поездка в Кремль, и квартирка Домны Панферовны, и представление старичков- музыкантов. Ведь для Вани каждое событие - это открытие мира. Мы часто встречали слово «подивились», герой любит это слово. А ведь умение удивляться - прекрасная черта характера, которую хорошо бы сохранить на долгие годы всем.

Рассказ И. Шмелева учит нас радости бытия, открытости миру, чувству сопричастности нашей личной жизни целого народа.

С рассказом Шмелева перекликается рассказ И. Бунина «Чистый понедельник», где сообщается учащимся о Великом посте, Чистом понедельнике - первом дне поста, о том, что подготовка к подвигу поста, тяжкому душевному труду, молитве, самоограничению - это расставание с сытой, роскошной, праздной жизнью. Рассуждаем о смысле названия рассказа, о том, почему он так назван. Целью урока является показать душевную красоту героини, её стремление служить Богу (реальный образ княгини Елизаветы Федоровны), силу характера, бескорыстие ума.

В заключение урока учащиеся пишут сочинение - миниатюру «Ушла ли любовь из нашей жизни?». Ещё с одним рассказом Бунина знакомлю учащихся. Это рассказ «Ангел», который очень любил сам Бунин. Он повествует о простой деревенской девушке, воспитанной в глуши её старшей сестрой на примерах житийной литературы.

На уроке учащиеся знакомятся с житием преподобного Серафима Саровского, с Летописью Серафимо - Дивеевского монастыря.

Обращаем внимание учащихся на то, что Бунин, тонкий и взыскательный стилист, счел возможным заимствовать буквальные выражения из «Летописи». Так великий писатель свидетельствовал не только о духовной, но и об огромной эстетической ценности церковной литературы.

Размышляя с учащимися на уроках о жизни и творчестве В. Шукшина, приходим к выводу о том, как писатель любил Россию, русский народ.

Смерть Шукшина потрясла всех не только своей преждевременностью, было еще нечто, заставляющее многих задуматься о судьбе культуры, народа, о роли художника. Предсмертный крик Шукшина в последней строке прижизненного произведения: «Что с нами происходит?!» - был как удар в колокол, когда мыслящие и ищущие смысла жизни люди словно отрезвели и избавились от фальши и фарисейства того времени. «Пока критики искали в прозе Василия Шукшина плюсы и минусы героев, сам писатель мыслил в других категориях. Его интересовали люди, полные душевной смутой, с надорванным сердцем, толкующие и ищущие смысл жизни. Этим героям автор прощал все: и их чудачества, и их бескультурье, и их ветреную, бесшабашную жизнь, и измену своему дому, и даже их нетерпимость. Единственно, чего не прощал он своим героям, - это душевной пустоты».

Годы советского застоя, отсутствие нравственного ориентира породили проблему проблем: к чему стремится думающий человек? Шукшин, создав своих «чудаков», словно пытался подсказать ответ: эти беспокойные люди как-то смогут послужить делу избавления от спячки и возрождения нации. Ведь это талантливые люди, но только с изуродованными судьбами после столкновения с административной советской машиной.

Можно заметить, что многие персонажи Шукшина сродни героям Достоевского: алогичность и сумасшедшие перепады в характерах и поступках. То самоуничтожение, то тоска по отсутствию чувства собственного достоинства и впадение в гордыню. Шукшин предупреждал: «Слепой бунт измельченного человека опаснее спокойной силы свободной личности». Он был дальнозорок, как истинный гений. Я с православных позиций помогаю понять эти слова писателя так: человек, не имеющий духовной составляющей своей личности, страшен в порыве и свободе, он может попасть лишь в омут своеволия, произвола, греха и крови.

В 1966 году в ответ на благожелательные читательские отклики из Сибири Василий Макарович написал, в частности: «Дорог тот, кто находит время читать, вдвойне дорог тот, кто читает и думает».

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле».

Словно предчувствуя свой недолгий срок на земле, он писал сестре: «Я хочу, чтобы меня тоже похоронили на нашей горе и чтобы вид оттуда открывался широкий и красивый. Я, мне помнится, говорил тебе об этом. Я же, грешным делом, очень задумался. Я хочу, чтобы меня похоронили также по-русски, с отпеванием, с причитаниями, - и чтоб была жива моя мама и ты с ребятишками».

Самоуничижительная оценка своего творчества, а православные сказали бы «смиренная», не повлияла на то, что имя Василия Макаровича по праву занесено в учебники и для поколений 70-80-ых. Он и его творчество остались символом самобытности, такой любви к Родине, о которой писал Некрасов: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть»; «так глубоко ненавижу, так бесконечно люблю».

Вряд ли мы можем усомниться в том, что вектор поиска смысла жизни Шукшиным привел бы его к глубокой вере. Слишком болело его сердце за Россию, страдало от лжи и фарисейства, стремилось к высшей истине. Любя своих предков и их историю, он не мог не понять в конце концов то сущностное, что было основой бытия русских - православную веру. Шукшин был на подступе: дорогого стоит знаменитая, не устранимая из памяти наших сердец пронзительная сцена покаяния из «Калины красной», совершенно неслучайно снятая им на фоне храма!

Говоря о духовно- нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, я не могу не сказать о проблеме языка, которая стоит особенно остро в наше время.

Часто ли мы задумываемся, какую роль играет в нашей жизни звучащее слово? Если мы задумаемся, то поймем, что роль эта определяющая: вся наша жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и силу, и смысл, и поэзию, и закон. За словом сокрыта вся наша жизнь. Казалось бы, что такое СЛОВО? Вот как пишет об этом В.И. Даль: «Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.

Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Итак, слово - это дар Божий. И как же мы поступаем с ним? Казалось бы, слова - это лишь несколько прозвучавших и исчезнувших в воздухе звуков, мимолетных и бесплотных. Но нет, они обладают огромной силой!

Когда мы говорим друг о друге плохо или проклинаем, то словно закладываем мины замедленного действия. Ведь ученые доказали: наши ДНК «понимают» человеческую речь. Мы получаем не только акустическую, звуковую информацию, но и воспринимаем световую информацию. Читая написанный текст про себя, мы все равно получаем его содержание по электромагнитным каналам и усваиваем его даже на клеточном уровне. Наш генетический аппарат так устроен Господом, оказывается, что ему небезразлично, о чем мы думаем, что говорим и читаем.

Впрочем, для верующих людей в этих научно сформулированных фактах нет ничего нового: по молитвам святых исцелялись безнадежно больные и воскресали мертвецы. Благословения праведников распространялись на многие поколения, если, конечно, потомки были достойны своих предков. В искренних, благожелательных словах, идущих от сердца, заложена огромная сила. Даже наши мысли перед встречей с кем-нибудь способны навеять хорошую или плохую атмосферу.

К сожалению, созидать сложнее, чем разрушать, и иногда мы начинаем разрушать словами. В наше время, к ужасу взрослых, похабные слова становятся чуть ли не нормой для многих молодых людей. Сквернословие, порой употребляется и взрослыми в общении с детьми, причем причиной зачастую и не является гнев, иногда и друзья и влюбленные просто перекидываются ими. Такое состояние нашего языка является признаком деградации, морального падения общества. Язык народа сохраняет бытовые и нравственные знания народа. Все то лучшее, что создано в языке целыми веками поколений передается новым поколениям как народное богатство. Язык воспитывает новые поколения людей. То, красивое и многозначное, что удастся сохранить, то и окажется духовно-нравственным богатством нации, и оно будет передаваться другим поколениям. Недаром говорят: «хочешь погубить народ, истреби его язык».

В наше время в массовой речи великий русский язык превращается в убогую мешанину блатных слов с матерщиной. А в старину в русском народе того, кто ругался матом, называли богохульником. Матерная ругань у язычников использовались для вызывания демонов, произнося эти слова, человек привлекает к себе гнусных бесов и приносит сатане словесную жертву.

Православная Церковь говорит, что Пресвятая Богородица не молится за тех, кто ругается матом. В истории Русской Церкви записаны факты, когда сквернословы были сурово наказаны за надругательство над русским языком, в котором и должна сохраняться нравственность и вера. В.И. Даль: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, нравственное растление, все богопротивное».

Зло нужно стараться вытеснять добром. Какие же слова благоприятны Богу и спасительны? Это слова молитв, псалмы. Это те слова, к которым мы прибегаем, давая добрые советы, жалея других, отстаивая истину без лести и лицемерия, когда говорим другим такие слова, которые хотели бы слышать сами. Это слова, которые действительно могут помочь человеку в трудных ситуациях, когда мы показываем речами своими уважение к другим и сеем мир, а не раздоры среди людей. Это язык прозы и поэзии Пушкина и великих русских писателей и поэтов, читать которых мы постепенно, к сожалению, перестаем, может, как раз потому, что язык классиков требует подготовленного читателя.

Сейчас церковнославянский и русский в обыденном сознании воспринимаются как разные языки. А между тем они имеют единую фонетическую, грамматическую и лексическую основу. На уроке с детьми мы читали басню. «О воле и псе». Некогда прииде вол от работы своея. И восхоте этот вол глад насытити своим ему уготованным сеном. На нем же обрети лежаща великого пса. Иже никакого восхоте вола корму его припустити. Вол же печально рече псу: «НЕ даси, им же питаются; веси , яко сено неяси и продче пси сено не ядят». Пес же отвеща ему: «Иди от мене и сие бо сено аще мы не ямы, обаче постели моя есть, на ней же покойно опочиваю».

Какая пословица скрывается за этим сюжетом? Конечно же, «Собака на сене». И дети быстро её отгадывают. Как мы видим, догадаться не так уж сложно.

Конечно, между церковно-славянским и русским языками существуют различия. Но они не таковы, чтобы выводить церковнославянский язык за рамки русского. Напротив, его надо изучать как родной, живой язык.

Работая над темой «Лексика», обращаемся к этимологии слова «крест».

Дохристианский славянский крыть - это устроенный из дерев, возженный и посвященный языческим богам жертвенник. Такова исконная семантика этого слова, которому после принятия славянами христианства было присуждено новое значение - распятие, на котором принес искупительную жертву Христос.

Совпадение звучаний исконно славянского крьсть и готского (Христос) способствовало тому, что языческий крест оказался переосмыслен у славян как христианский жертвенник, а затем как крест животворящий. Эта смена значений содержит то, что за изменением семантики стоит глубокая богословская идея. Старому слову присваивалось новое понимание, но глубинное торжество прежнего и нового понятия - обозначение жертвенника помогало миссионеру- христианину объяснить славянам, пребывавшим во тьме язычества, сущность веры Христовой.

Привожу в пример славяно-русский корнеслов.

Крест. Может быть, сначала корест. Слово, то же значащее, что крыж, без сомнения, от того же подобия с корнем произведено.

Крыж. (Сначала корыж, крест). Без сомнения, произошло от слова корень, поскольку нигде не видим мы столько переплетшихся между собою и один через другой переходящих отраслей, как во всяком корне, пускающем от себя множество усиков, находящихся с ним в том перекрестном положении, которое разумеется мы под словом крыж.

Корень. Без всякого сомнения, произведено от слова кора; поскольку вещь, называемая корнем, есть не что иное, как та же самая кора, уходящая в землю и там пускающая от себя множество отраслей.

Крестьянин. Многие думают, что слово сие есть испорченное из христианин; но можно и от слова крест произвести его. Христос на кресте был распят, а потому понятия о Христе и кресте соединены тесно между собой, так что крещение означает уже - христианина.

Детям мы обязаны передавать веру, если она у нас есть, и истину, если сами знаем её. Истина - это неопровержимые факты, без пробелов и нелогичностей.

Без образования нет науки, а без религии и нравственных поступков, которые она устанавливает, нет элементарной человечности.

Первых образованных людей называют просветителями. Имя существительное «просветитель» возникло от глагола «просветить», слово «просвещение» и ныне употребляется для обозначения обучения и преподавания.

Каждый нормальный человек сегодня знает, что мир перешагнул через границу допустимого и больше ему некуда идти. Поэтому он должен повернуть назад - к своей человеческой и богоугодной сути, пойти туда, где образование опять будет просвещением. Каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно- нравственные ценности её не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны и её выход из затяжного кризиса.

Наш народ по-прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошенности. Разве случайно, что почти 4 млн. детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу. А сколько юных душ приобщилось к алкоголю, наркоманам, разврату, с ранних лет познало духовную горечь!

Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу.

Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно, и каждому придется сделать выбор: чему служить - добру или злу? Богу или маммоне? Своему Отечеству и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?

Учителям -словесникам и всем, кому не безразлична судьба подрастающего поколения, очень важно обратиться к духовным корням великого и мощного древа национальной культуры. Ведь если адепты либерально- западнических концепций в педагогике окончательно победят, то кем вырастут наши школьники: патриотами Росси или безликими «гражданами мира». От этого будет зависеть дальнейшее бытие нашей Отчизны, некогда выбравшей себе путеводную звезду - возвышенный и немеркнущий во все времена идеал Святой Руси.

Я закончу словами, которые приписываются одному из самых известных умов мировой философии Эммануилу Канту: «По звездному небу над собой и нравственным постулатам в себе я знаю, что Бог существует - для меня и во мне».












14

© 2010-2022