- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Формирование языковой компетенции учащихся»
«Формирование языковой компетенции учащихся»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Досанова А.Т. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тауагашская средняя школа
Доклад
Тема: «Формирование языковой компетенции учащихся»
Учитель русского языка: Копеева А.Е
2016
Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется,- очень важная актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение - свое и собеседников, соотносить свой речевые поступки с конкретной ситуацией общения.
Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одно из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации - важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи - это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.
Сегодня при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, уважения к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.
Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:
-
Обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;
-
Познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.
Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:
-
Высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;
-
Стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);
-
Сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.
Особое место следует отвести прецедентным феноменам, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их - предпосылка отторженности от русского языка и русской культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки: « Счастливые часов не наблюдают», « С корабля на бал», « На безрыбье и рак рыба» и другие.
В течение ряда лет через познание русской культуры в диологе и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира учащиеся осуществляют:
-
Изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;
-
Изучение произведении устного народного творчества и внеклассные мероприятия;
-
Творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);
-
Исследовательская работа учащихся;
-
Проектная деятельность в области филологии.
Особое внимание в последнее время направлено на приобщение учащихся к языку, к речевой культуре через организацию иследовательской работы. Можно провести учебные исследования по следущим темам:
-
Жаргонная лексика в современном русском языке;
-
СМС- сообщения: языковой аспект;
-
Прецедентные феномены в речи старшеклассников;
-
Компьютерный сленг как языковое явление.