«Формирование языковой компетенции учащихся»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тауагашская средняя школа













Доклад

Тема: «Формирование языковой компетенции учащихся»

















Учитель русского языка: Копеева А.Е











2016

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется,- очень важная актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение - свое и собеседников, соотносить свой речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одно из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог, добиваться успеха в процессе коммуникации - важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи - это не только непременная составляющая хорошо, профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.

Сегодня при изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект изучения языка и культуры, что предполагает, прежде всего, формирование представлений о русской культуре, уважения к русскому народу, формирование языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия.

Как нам видится, русская речевая культура в современном образовании может и должна развиваться в двух направлениях:

  1. Обучение русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отраженной в языке;

  2. Познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства в сопоставлении с другими культурами и языками.

Процесс формирования контекста русской культуры необходимо осуществлять, по нашему мнению, путем включения в содержание преподавания следующей информации:

  • Высказываний о русском языке и русской культуре ученых и писателей;

  • Стереотипов речевого поведения (знакомство с основами речевого этикета);

  • Сведений о быте, традициях и обычаях русского народа, о духовных ценностях.




Особое место следует отвести прецедентным феноменам, знание которых есть показатель принадлежности к данной эпохе и культуре, незнание их - предпосылка отторженности от русского языка и русской культуры. Это могут быть цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки: « Счастливые часов не наблюдают», « С корабля на бал», « На безрыбье и рак рыба» и другие.

В течение ряда лет через познание русской культуры в диологе и взаимодействии с культурами других народов с опорой на понятие языковой картины мира учащиеся осуществляют:

  • Изучение лексики: терминов родства, названий времен годов, календарных дат;

  • Изучение произведении устного народного творчества и внеклассные мероприятия;

  • Творческие задания (ассоциации, сочинения разных жанров и т.п.);

  • Исследовательская работа учащихся;

  • Проектная деятельность в области филологии.

Особое внимание в последнее время направлено на приобщение учащихся к языку, к речевой культуре через организацию иследовательской работы. Можно провести учебные исследования по следущим темам:

  1. Жаргонная лексика в современном русском языке;

  2. СМС- сообщения: языковой аспект;

  3. Прецедентные феномены в речи старшеклассников;

  4. Компьютерный сленг как языковое явление.

© 2010-2018