Урок-игра по русскому языку Лингвистический турнир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по русскому языку

Название мероприятия:

-Лингвистический турнир

Ведущий: учитель русского языка

Возраст участников: 6 класс

Форма работы: групповая

Время: 45 мин.

Материалы к конкурсу: таблички с указанием класса (расставлены у участников на столах), этапы мероприятия ( написаны или вывешены на доске ), карточки с заданиями, материалы для жюри.

Описание мероприятия:

-Конкурс представляет собой состязание нескольких команд , состоящих из 3-6 человек. Игра состоит из заданий по разным разделам русского языка. Команды выполняют их за определённое количество времени, установленное ведущим. За каждый правильный ответ команда получает балл. В конце турнира по сумме баллов выстраивается рейтинг команд. Каждой из них присуждается определённое место в турнирной таблице. Таким образом, выявляются лучшие знатоки русского языка.

(Примечание: задания выдаются на карточках)

Этапы:

Конкурс 1 «Орфоэпический»

Конкурс 2 «Фонетический»

Конкурс 3 «Словообразовательный»

Конкурс 4 «Составь слово»

Конкурс 5 «Морфологический»

Конкурс 6 «Орфографический»

Конкурс 7 «Определи часть речи»

Конкурс 8 «Составь меню»

(Примечание: этапы вывешены перед игроками в виде плаката или отражены на интерактивной доске)

Жюри: 2-4 ученика старших классов. Перед членами жюри лежат правильные ответы на задания и таблица, где командам будут выставляться баллы (выполненные задания после каждого этапа участники передают жюри).

Проведение игры:

Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

Конкурс1 «Орфоэпический».

Расставьте ударение в словах кухонный, щавель, квартал, баловать, украинский, искра, каучук, договор, звонит, красивее. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Даю на это задание 1 мин. ( После этого задания ведущий называет правильные ответы, и ребята вместе с учителем повторяют их хором).

Конкурс 2 «Фонетический».

Определите, сколько звуков в слове «длинношеее». За правильный ответ - 1 балл. (После задания ведущий называет правильный ответ).

Конкурс 3 «Словообразовательный».

От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки - однокоренные слова. Чьё дерево окажется ветвистее, та команда и получит наибольшее количество баллов. За одну минуту вам нужно образовать как можно больше однокоренных слов к слову «говор». За каждый правильный ответ (однокоренное слово) - 1 балл.

Конкурс 4 «Составь слова». Составьте как можно больше слов из слова «библиотека». Это должны быть имена существительные в ед.ч. Имена и названия не брать. Даю 3 мин. За каждое слово - 1 балл.

Конкурс 5 «Морфологический». Подчеркните только одушевлённые существительные: стая, кукла, страшилище, народ, жюри, валет, ромашка, мертвец, русалка, тополь, детвора, леший, человечество. Даю 2 мин. (После задания ведущий называет правильные ответы).

Интересно, что слово «покойник» и «мертвец» - одушевлённые, а «труп» - неодушевлённое.

Как вы думаете, одушевлённое или неодушевлённое слово «микроб»? (дети отвечают). В биологии ( в терминологическом значении) это слово мыслится как одушевлённое существительное, а в обыденной жизни, в разговорной речи - неодушевлённое.

Конкурс 6 «Орфографический».

Вставьте пропущенные буквы: пред…юбилейный, об…ект, бул…он, шампин…он, двух…ярусный, под…ячий, почтал…он, об…ять, трёх…ярусный, павил…он, ад…ютант, ин…екция, компан…он, без…языкий. Даю 2 мин. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Проверим, в каких словах вы вставили ъ, а в каких ь. Проверку проведём в форме разминки. Если в слове пишется ъ, вы поднимаетесь, тянетесь вверх, если ь - вниз.

Вам в задании попалось слово «подьячий». А знаете ли вы значение этого слова? (ребята отвечают). Подьячий - слово устаревшее. Это помощник дьяка, служителя церкви. Он выполнял в царской России делопроизводственную работу в государственных учреждениях.

Конкурс 7 «Определи часть речи».

Определите часть речи: двойной, удвоить, по двое, двоякий, во-вторых, двухлитровый, двойка, двести. (После этого задания проверяем правильность ответов)

Конкурс 8 «Составь меню».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Куприн посмотрел в меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако, в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите меню грамотно, исправив в нём ошибки. Даю 1 мин. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.

1. Булъон 2. Расольник с калбасой 3. Катлеты рыбные 4. Пильмени

5. Шампеньоны в соусе 6. Кампот из сухофруктов 7. Ковришка слаткая

8. Перожное бесквитное 9. Пирошки с кортошкой 10. Зимляничное мароженое

( После выполнения проверяем, где были допущены ошибки. Учитель на листе на доску

прикрепляет правильно оформленное меню).

Пока жюри подводит итоги, мы с вами будем разгадывать загадки о русском языке.

Всему название дано,

И зверю, и предмету.

Вокруг вещей - полным-полно,

И безымянных - нету.

И всё, что может видеть глаз,

За нами, перед нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено….(словами).

Других предлогов не люблю.

С собой их рядом не терплю.

Мои вопросы: « Кто?» и «Что?»

Не перепутает никто.

(Именительный падеж)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета.

И в количестве предметов

Применяем также это.

Нам оно на всё укажет,

Только вот имён не скажет.

Без него, как ни вертись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение)

Кому писать? К чему призвать?

Один лишь я могу узнать.

С предлогом «по» всегда дружу.

С предлогом «к» гулять хожу.

(Дательный падеж)

Слово делим мы на части.

Это ведь - большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей.

(Слоги)

Мы приставляемся всегда

Лишь к началу слова.

И меняем без труда

Смысл его на новый.

В речи очень много нас:

У, ЗА,ДО,ПО,БЕС,НЕ,РАЗ.

И ещё другие есть,

Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья,

В языке без нас нельзя!

(Приставки)

Подведение итогов, вручение сертификатов и призов.

Закончить наше мероприятие я бы хотела словами великого русского писателя

И. С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!». Всем участникам спасибо за работу. Желаю удачи!

Приложение.

Карточки к 1 конкурсу

Расставьте ударение в словах кухонный, щавель, квартал, баловать, украинский, искра, каучук, договор, звонит, красивее.

Карточки ко 2 конкурсу

Длинношеее

Карточки к 3 конкурсу

Говор

Карточки к 4 конкурсу

Библиотека

Карточки к 5 конкурсу

Подчеркните только одушевлённые существительные: стая, кукла, страшилище, народ, жюри, валет, ромашка, мертвец, русалка, тополь, детвора, леший, человечество.

Карточки к 6 конкурсу

Вставьте пропущенные буквы: пред…юбилейный, об…ект, бул…он, шампин…он, двух…ярусный, под…ячий, почтал…он, об…ять, трёх…ярусный, павил…он, ад…ютант, ин…екция, компан…он, без…языкий.

Карточки к 7 конкурсу

Определите части речи: двойной, удвоить, по двое, двоякий, во-вторых, двухлитровый, двойка, двести.

Карточки к 8 конкурсу

Меню

1. Булъон

2. Расольник с калбасой

3. Катлеты рыбные

4. Пильмени

5. Шампеньоны в соусе

6. Кампот из сухофруктов

7. Ковришка слаткая

8. Перожное бесквитное

9. Пирошки с кортошкой

10.Зимляничное мароженое

Меню (вывешивается на доске)

1. Бульон

2. Рассольник с калбасой

3. Котлеты рыбные

4. Пельмени

5. Шампиньоны в соусе

6. Компот из сухофруктов

7. Коврижка сладкая

8. Пирожное бисквитное

9. Пирожки с картошкой

10.Земляничное мороженое

Таблица для жюри

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

6 «Г»

1 этап


2 этап


3 этап


4 этап


5 этап


6 этап


7 этап


8 этап


Итоги:


Выполнила_________________________________ Конькова Юлия Валентиновна

© 2010-2022