Конспект по литературному чтению на тему Ю. Коваль Сказка о серебряном соколе

УМК: «Перспектива»Учебник, автор: «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.Класс: 3 «В»Тема: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: традиционнаяЦели: познакомить с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формировать нравственные ценности; учить коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.Планируемые результаты:Предметны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК: «Перспектива»

Учебник, автор: «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.

Класс: 3 «В»

Тема: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: традиционная

Цели: познакомить с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формировать нравственные ценности; учить коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения;

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;

Личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы которые воспевает литературная сказка.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения буду вести я, меня зовут Альфия Сергеевна.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

Актуализация знаний

-Прочитайте на стр.120 учебника название произведения, которое мы будем читать.

-Кто его автор?

Рассмотрите иллюстрации к произведению.

-Как вы думаете, о чём в нем может говориться?

-Сказка о серебряном соколе.

-Ю.Коваль.

-О солдате, который встретил дедушку.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях - чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

Словарная работа


Ведется в процессе чтения и анализа произведения.

1 часть

Жалованье- плата за службу.

Клеть-помещение, комната в строении,

здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.

2 часть

Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.

3часть

Картечь-патрон.

Развилка-образуемое обычно двумя разошедшимися в стороны частями на конце дерева.

4 часть

Мушка - часть механического прицельного приспособления стрелкового оружия.

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Постановка учебной задачи

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

мы должны выяснить во время чтения произведения, какой же урок содержится в нем?

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Этап первичного чтения и анализа художественного произведения( по частям, т.к крупнообъемное)

Чтение первой части до слов «…Служба такая»

-Куда шел солдат?

-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.

-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? Почему солдат согласился послужить нечистому?

-Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.





-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?

-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?

Чтение второй части до слов «Так и добрался до палат нечистого»

-Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью?

-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?

-Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает?

-Что же оно ему приказывало?

Чтение третьей части до слов «Взлетел сокол- поднялся солдат на ноги.»

-Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы?

-Что подсказало сердце в первый раз?

-Пожалел солдат об этом? Почему?

-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?

-Прочитайте строки. которые доказывают. что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?

-Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?

-Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки?

Чтение четвертой части до конца.

-Какое еще испытание поджидало солдата?

-Почему солдат решил сразиться с нечистым?

-Что подсказало ему сердце?

-Найдите и перечитайте описание "боя".






-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

-Какие чудесные превращения встретились в этой части сказки?

-На родину.

-Нечистый. Не понравился ему нечистый -рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.

-У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Соколов.

-У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Крылья у него бурые, грудь красная,а глаза так медью свркают, аж в кровь отдают.

-А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приокрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел.

-Эпитеты.

-Нет.

-Пойди в ту деревню, что на горке и найди там дедушку Николая. А что тебе скажет дедушка- исполни.

-Нет.

-Попить, перекусить, отпустить сокола.

-Два раза.

-Отпустить кровавого сокала.

-Да. Сокол напал на солдата и исцарапал его.

-Потому что он хотел полностью увидеть девушку.

-Девушка вышла полностью.

-Береза вылечила солдата, солдат ослеп, девушка появилась полностью, серебренный сокол вылечил солдата.

-Сражение с нечистым.

-Чтобы спасти себя и девушку.

-Убить нечистого.

-Шагнул было к ней солдат - вдруг небо потемнело гром ударил вдали. И понял солдат- нечистый летит. Схватил ружьё. И видят они- крылья кожаные небо чертят, нечисты летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить. Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал. Ударил солдат картечью- только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

-Братья расколдовались, солдат женился на девушке и жили они вместе.

-Братья расколдовались.

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Вторичный синтез

-Найдите в сказке предложения, в которых дано описание главного героя.

-Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату?

-Доброта, чуткость, отзывчивость, храбрость.

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Этап обобщения

-К какому жанру относится данное произведение?

-Назовите признаки сказки, встречающиеся в данном произведении.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой же урок содержится в этой сказке?

-Авторская сказка.

Личностные

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Рефлексия

Продолжи предложения

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



© 2010-2022