- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по литературному чтению на тему Ю. Коваль Сказка о серебряном соколе
Конспект по литературному чтению на тему Ю. Коваль Сказка о серебряном соколе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Естекова А.А. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УМК: «Перспектива»
Учебник, автор: «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.
Класс: 3 «В»
Тема: Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: традиционная
Цели: познакомить с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формировать нравственные ценности; учить коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;
Личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы которые воспевает литературная сказка.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
УУД
Организационный момент
-Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения буду вести я, меня зовут Альфия Сергеевна.
Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
Актуализация знаний
-Прочитайте на стр.120 учебника название произведения, которое мы будем читать.
-Кто его автор?
Рассмотрите иллюстрации к произведению.
-Как вы думаете, о чём в нем может говориться?
-Сказка о серебряном соколе.
-Ю.Коваль.
-О солдате, который встретил дедушку.
Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.
Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.
Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях - чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
Словарная работа
Ведется в процессе чтения и анализа произведения.
1 часть
Жалованье- плата за службу.
Клеть-помещение, комната в строении,
здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.
2 часть
Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.
3часть
Картечь-патрон.
Развилка-образуемое обычно двумя разошедшимися в стороны частями на конце дерева.
4 часть
Мушка - часть механического прицельного приспособления стрелкового оружия.
Познавательные:
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Постановка учебной задачи
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
мы должны выяснить во время чтения произведения, какой же урок содержится в нем?
Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Этап первичного чтения и анализа художественного произведения( по частям, т.к крупнообъемное)
Чтение первой части до слов «…Служба такая»
-Куда шел солдат?
-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.
-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? Почему солдат согласился послужить нечистому?
-Кого увидел солдат в клетках?
-Найдите в тексте описание каждого сокола.
-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?
-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?
Чтение второй части до слов «Так и добрался до палат нечистого»
-Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью?
-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?
-Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает?
-Что же оно ему приказывало?
Чтение третьей части до слов «Взлетел сокол- поднялся солдат на ноги.»
-Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы?
-Что подсказало сердце в первый раз?
-Пожалел солдат об этом? Почему?
-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?
-Прочитайте строки. которые доказывают. что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?
-Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?
-Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки?
Чтение четвертой части до конца.
-Какое еще испытание поджидало солдата?
-Почему солдат решил сразиться с нечистым?
-Что подсказало ему сердце?
-Найдите и перечитайте описание "боя".
-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?
-Какие чудесные превращения встретились в этой части сказки?
-На родину.
-Нечистый. Не понравился ему нечистый -рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.
-У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.
-Соколов.
-У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.
-Крылья у него бурые, грудь красная,а глаза так медью свркают, аж в кровь отдают.
-А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приокрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.
-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел.
-Эпитеты.
-Нет.
-Пойди в ту деревню, что на горке и найди там дедушку Николая. А что тебе скажет дедушка- исполни.
-Нет.
-Попить, перекусить, отпустить сокола.
-Два раза.
-Отпустить кровавого сокала.
-Да. Сокол напал на солдата и исцарапал его.
-Потому что он хотел полностью увидеть девушку.
-Девушка вышла полностью.
-Береза вылечила солдата, солдат ослеп, девушка появилась полностью, серебренный сокол вылечил солдата.
-Сражение с нечистым.
-Чтобы спасти себя и девушку.
-Убить нечистого.
-Шагнул было к ней солдат - вдруг небо потемнело гром ударил вдали. И понял солдат- нечистый летит. Схватил ружьё. И видят они- крылья кожаные небо чертят, нечисты летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить. Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал. Ударил солдат картечью- только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.
-Братья расколдовались, солдат женился на девушке и жили они вместе.
-Братья расколдовались.
Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Вторичный синтез
-Найдите в сказке предложения, в которых дано описание главного героя.
-Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату?
-Доброта, чуткость, отзывчивость, храбрость.
Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Этап обобщения
-К какому жанру относится данное произведение?
-Назовите признаки сказки, встречающиеся в данном произведении.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой же урок содержится в этой сказке?
-Авторская сказка.
Личностные
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Рефлексия
Продолжи предложения
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
На уроке я…
Материал урока мне был…
Регулятивные
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.