Конспект урока по русской литературе «Проблема человека и власти в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»

"Описание материала: "Цель урока: Показать  специфику булгаковской интерпретации сюжета. "Раскрыть нравственно-философское "содержание "романа, показать "взаимоотношение государства "и "личности.  ""Материал "направлен "на формирование ключевых компетентностей обучающихся.   "Нравственно-философский смысл  заключается  "в "утверждении "социальных устоев, которая подавляет в гражданине "духовно-нравственное "начало.  ""На уроке применяются электронные ресурсы, современные образовательные техно... "Методы и приемы урока соответствую требованиям ФГОС.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

городского округа Стрежевой



Конспект урока по литературе

в 11 классе

«Проблема человека и власти

в романе М.Булгакова

«Мастер и Маргарита»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Степанова Анна Семеновна


г. Стрежевой

2013



Цель: Выявить специфику булгаковской интерпретации сюжета; формировать жизненную позицию обучающихся; создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением; показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

  • выявить основные философско-этические проблемы романа;

  • сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;

  • показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; воспитание и развитие личностных компетенций учащегося; помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Материально - техническое оснащение: Презентация к уроку М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно - мотивационный этап

  • Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство -

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

  1. .Актуалиазация

Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?» Что слышит в ответ? -О Понтии Пилате. - Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га- Ноцри. Почему? - Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? (Ответы обучающихся)
Интерпретация библейского сюжета. Сопоставление содержания ершалаимских глав романа с их библейским первоисточником
Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. Ершалаимские главы:
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. «Злых людей нет на свете»

2. «И настанет царство истины? Оно никогда не настанет».

3. «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

4. «Правду говорить легко и приятно».
5. «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

  1. Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (Современный поэт)

Смысловой центр урока (на доске)

- Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

- Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

  • Сформулируем основной проблемный вопрос урока

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

  • Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

  1. Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу - 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа - женщина сомнительного поведения, отец - сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа - нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

6. Работа с иллюстрациями на библейские темы: там Понтий Пилат не страдает. Рассказ ученика о художнике Николае Николаевиче Ге (1831 -1894г.), русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Это экспрессивная, драматическая композиция на На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину "Что есть истина? Пилат и Христос". Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина?
(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).

  1. Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его портрет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат задает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступить от открывшейсд ему истины. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как награда (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

  • Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

8. Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы
1. Какова жизненная философия Иешуа?
2. Что такое истина?
3. В честь какого великого праздника даровали жизнь осужденному на казнь?
(Показ видеофрагмента (из фильма «Мастер и Маргарита»).
Кем для вас является Иешуа?
Наказание для Понтия Пилата - бессмысленная вечность. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему-то улыбается. Заканчивается эта история прощением.
Вопросы
Но почему же Пилат казнил его? Разве не было у него возможности спасти человеческую жизнь?

  1. Проекция этических проблем, поднятых в ершалаимских главах, на события современности

9. Творческая работа. Закончите текст.
«Сотвори добро»- так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило…»

10. Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.


1. М.А.Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га - Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
2. Евангельская идея божественного предопределения , предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
3.Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека(прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящим вокруг.
4.Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок - трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.
В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. Роман - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.
Домашнее задание. Ответить на вопросы в форме эссе.
Действительно ли необходимо зло на Земле?
Кто в романе, на ваш взгляд, по - настоящему свободен и независим?

Список использованной литературы


1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. - М.: Дрофа, 2000

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75

1.Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман.

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман.

  2. Э. Проффер "Художник и власть"По страницам романа «Мастер и Маргарита» //Иностранная литература. - 1991. - №5. - С. 212-221

  3. Шиндель А. Пятое измерение. Знамя. 1991. 5.

  4. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993

  5. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. - М.: Московский рабочий, 1989..

  6. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

  7. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. - М.: Дрофа, 2000

  8. 2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

  9. 3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75


© 2010-2022