Урок письма

Урок по теме «Письмо в художественном произведении» проводится в 9 классе. Целью данного урока является знакомство          учащихся с письмом как литературным жанром. Проведение такого занятия способствует возрождению традиций эпистолярного жанра,             Повышению интереса к эпистолярному жанру. На уроке приводятся примеры писем из литературных произведений, анализируются письма литературных героев. Выполняя творческое задание, учащиеся сами составляют письма любимым героям. Урок имеет большое воспитательное значение.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические разработки проведения урока письма

Категория: педагог

Ф.И.О.: Сабинская Татьяна Ануприевна

Год рождения: 1964 г.

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

Почтовый адрес: 446351, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Московская, д.2Е

Телефон: 88466044516

Е-mail:

Ф.И.О. директора: Иванова Ольга Евгеньевна

Домашний адрес: 446354, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Майская, д.19А

Контактный телефон: 89027487948



Тема: Письмо в художественном произведении.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с письмом как литературным жанром.

  2. Раскрыть закономерности эпистолярного повествования в художественном произведении.

  3. Способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра.

  4. Повысить интерес к эпистолярному жанру.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы урока.

  1. Вступительное слово учителя. Письмо как литературный жанр.

Письмо, изначально бывшее жанром бытового общения, давно уже канонизировано литературой. В письме как литературном жанре сохранялись все атрибуты обычного письма (включая и способ его передачи адресату: по почте, а не путём публикации), и в то же время этот вид письма представлял собой род литературной игры, целью которой было создание художественного эффекта, а условием - сохранение иллюзии подлинного письма.

Письмо также было способом распространения литературных сочинений автора (путём включения их в письмо). Адресуя конкретному лицу, обычно другу, свои стихи, эссе, автор придавал своему произведению признак некоторого домашнего» опуса, тем самым снимая с себя возможные упреки за его несовершенство. В таких письмах стиралась грань между обычным общением и общением посредством искусства. Через эти письма эстетическое начало входило в бытовую речь.

  1. Способы использования письма в литературе.

Широко известны различные способы использования письма в литературе:

- включение специально сочиненных от имени персонажа писем в художественное произведение в качестве фрагмента;

- переписка героев;

- серии писем одного лица - адресанта к одному постоянному лицу - адресанту;

- собрание писем, адресованных одному лицу от одного или разных лиц - «архив»;

- подборки писем разных адресантов к разным адресатам.

- Назовите известные вам примеры использования письма в литературном произведении.

IV. Изобразительные задачи использования эпистолярной формы.

Использование эпистолярной формы способствует решению различных изобразительных задач:

- автор оставляет себе скромную роль публикатора чужих писем, передоверяя свой «голос» персонажу, который сам раскрывает свои взгляды на мир и на самого себя;

- когда герою представлено слово, то содержание его речи и её форма становятся важнейшим средством его косвенной характеристики: герой «проговаривается», «выдает себя», как , например, Макар Девушкин, герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»;

- используя не одно, а несколько писем персонажа, автор имеет возможность показать, как меняются окружающий мир и внутренний мир героя; даты на письмах покажут, как быстро (или как медленно) происходят эти изменения; указания на местонахождение героя покажут, как связано изменение его состояния с переменой места; письмо, таким образом, превращается в способ структурирования изображаемого мира и самого процесса его изображения - от письма к письму, т.е. в средство композиции;

- сопоставление в одном произведении писем разных персонажей позволяет представить разные точки зрения на происходящее и даже сталкивать точки зрения, что придаёт изображению объёмность.

Всё это делало эпистолярную форму чрезвычайно привлекательной для писателей.

V. Анализ особенностей сюжетной организации произведений.

Закрепившись в области художественной литературы, эпистолярная форма принесла с собой некоторые особенности сюжетной организации произведений. Так, в письмах устойчиво повторяется мотив разлуки, одиночества. Для адресанта переписка становится средством их преодоления. Автор письма много, подробно говорит о себе и об окружающих, тем более что адресат просит рассказывать подробно.

Примеры для анализа:

Ты требуешь подробной повести нашего знакомства. Исполняю твоё желание. (М. Сушков).

Лошади у крыльца…еду - должно ехать! Я плачу, как детя… Прощайте…(Ю. Жадовская)

Руки мои дрожат, и я вся в лихорадке…Лицо горит. Пора перестать. (И.С. Тургенев)

Прости, уже скоро полночь, и сон велит мне покинуть перо.

(М.Сушков)

- Какие чувства героев выражены в данных отрывках писем?

- Кто чаще всего становится персонажем эпистолярных произведений? (Персонажи эпистолярных произведений - чаще всего влюблённые, путешественники, люди, чуждые миру, в котором вынуждены жить).

VI. Элементы письма в художественном произведении.

При включении писем в художественные произведения используются не все элементы эпистолярной формы, а лишь те, которые отвечают художественно - изобразительной задаче автора. Элементы структуры письма - внешняя, особым образом организованная «рамка».

- Какие элементы письма можно встретить в художественном произведении?

Обращение к адресату, приветствие, подтверждение получения письма, объяснение причин, по которым автор обращается к письму, прощание с адресатом, заключительные пожелания и приветы родным и близким, выражение надежды на получение ответного письма, подпись адресанта, обозначение его местопребывания и времени написания письма - все эти элементы характерны для собственно письма. С их помощью выражается та речевая структура, которая соответствует основной функции письма - обеспечить общение в том случае, когда собеседники разделены расстоянием или даже временем.

Отсутствие тех или иных элементов эпистолярной структуры (у каждого из которых есть своя специфическая функция), как правило, значимо: оно либо делает общение невозможным (например, отсутствие адреса на конверте), либо затрудняет его (например, если не указан адресат, то письмо может попасть не в те руки), либо придаёт ему специфический характер, выражая дополнительные значения ( как, например, отсутствие подписи в письме ).

В художественном же тексте условность формы снимает требование её полноты, поэтому для письма в художественном произведении значимым становится не отсутствие, а как раз наличие тех или иных элементов эпистолярной структуры. Например, в романе Ф.М.Достоевского «бедные люди» лишь последнее письмо не имеет даты: это письмо остается в романе неоконченным, и неизвестно, будет ли оно когда-нибудь отправлено адресату; герой не хочет его заканчивать и стремится писать ещё и ещё, чтобы продолжить воображаемый разговор с героиней, протестуя таким образом против разлуки. В этом контексте отсутствие в письме даты выводит этот эпистолярный разговор во временной план.

Если же отсутствие каких-либо структурных элементов специально не подчеркивается автором, то в системе конкретного произведения оно не выражает подтекстовой информации и осознается только при сопоставлении с другими художественными произведениями.

Так, в эпистолярном произведении (например, «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина), как правило, обозначаются даты и местонахождение, но необязательны обращения к адресату и отсутствует подпись адресанта. В эпистолярной же повести именно обращение к адресату и изменение подписи становятся важными средствами изображения отношений между персонажами: «Марья Б…», «М.», «Ваша М.», «Преданная Вам М.Б.» в повести И.С. Тургенева «Переписка».

VII. Условность письма в художественной литературе.

Принимая правила «игры», которые предлагает автор, читатель готов верить, что перед ним письмо даже тогда, когда в тексте нет никаких признаков этого, но автор, тем не менее объявил своё произведение «письмом». Во второй половине XVIII века этот прием был достаточно распространен. Называя свое произведение (очерк, оду, сатиру и т.д.) «письмом», автор придавал ему особую камерность, интимность, заставляя читателя предполагать, что сочинение было написано по конкретному поводу и предназначено изначально для конкретного лица: «Эпистола о русском языке» А.П. Сумарокова, «Эпистола к г. Сумарокову» И.П. Елагина, «Письмо похвальное пуншу господину Н., написанное от приятеля его в стихах» П. Икосова и др.

При всей условности письма в художественной литературе, в сознании автора и читателя, сохраняется память о признаках той коммуникативной ситуации, в которой письмо функционирует как жанр речевого общения, и о соответствующих элементах эпистолярного текста.

Если структура письма в художественном произведении нарушена, может возникнуть напряженность восприятия, которая вызывает определенный художественный эффект.

Письмо принадлежит к числу конкретно адресованных речевых произведений. Но именно этот признак не выражен в «Эпистоле о русском языке» Сумарокова - это как раз «письмо никому», что и мешает читателю видеть в этом произведении письмо.

Письмо к другу, к адресату-конфиденту, в силу своей откровенности приближается подчас к дневнику:

«О, боже мой, ты прав, тысячу раз прав: все слова. Все думы мои бесплодны, глупы, смешны! Я ли виноват в моих мучениях? Где причина…хорошо, хорошо! Я не хочу более рассуждать, не хочу думать, не буду писать тебе вздору, все это смешно, жалко, и я отказался от всего этого». (А.В. Станкевич)

Адресованность письма конкретному лицу предполагает, что адресат так или иначе знаком с адресантом. Вспомним: герой повести А.Гайдара «Тимур и его команда» оставил Жене, вынужденной ночевать в чужом доме, записку: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». По этому обращению дядя Тимура догадался, что мальчик не знал, кто именно ночевал в их доме: «Если бы она была тебе знакомая, то здесь, в записке, ты назвал её по имени».

Письмо, «заступающее место изустного разговора, но заключающее в себе речи одного только лица» (Н.И. Греч), отличается от диалога в условиях непосредственного общения длиной монолога каждого из участников; письмо, как правило, представляет собой развернутый монолог, оно значительно длиннее реплики устного диалога.

Адресант пишет, пока ему есть что сказать и до тех пор, пока не выскажет все требуемое или пока его не прервут какие-либо обстоятельства.

Таким образом, ограничение объема письма определяется как физическими факторами (физические возможности, наличие бумаги, чернил и т.п.), так и необходимостью отправки информации.

VIII. Разновидности писем в художественном произведении.

Для жанра письма естественно, что предмет речи - сам говорящий. Правилом является то, что объект высказывания «входит в зону» непосредственного наблюдения интереса адресанта: даже сообщение о посторонних предметах в письме приобретает признак особой актуальности для говорящего. Именно на этом основан эффект публицистических, философских и назидательных писем. Письмо, в отличие от мемуарного жанра, обычно обращено к ближайшему прошлому. Для создания иллюзии непосредственного общения автор может описывать сам процесс написания и сопровождающую его обстановку, собственное состояние в это время, свои действия и протекающие одновременно событии.

- Проанализируйте следующие отрывки:

Наконец, тяжёлые боты сняты, руки не воняют рыбой, и могу написать письмо. Сейчас 6 часов утра. Наши спят… Тишина необычайная. Попискивают только птицы, да скребет что-то за обоями. Я пишу это письмо, сидя перед большим окном у себя в комнате. Пишу и то и дело поглядываю в окно. Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес…(А.П.Чехов)

Однако писать нельзя. Приехал заседатель… Познакомились разговариваем. До завтра… (А.П. Чехов)

События, препятствующие процессу написания, описываются с помощью форм настоящего времени лишь до того момента, пока участие в них автора письма не вступает в противоречие с его функцией адресанта, продолжение дается в прошедшем времени.

Прощай. Кто-то ко мне входит. Фальшивая тревога: Ипполит принес мне кофе. (А.С. Пушкин)

Употребление репортажного настоящего допустимо только тогда, когда субъект речи является лишь наблюдателем. Желание автора оживить повествование за счет использования репортажного описания может вступить в противоречие с представлением о персонаже как о пишущем:

Перестаю писать… Беру дрожащею рукой пистолет…Силы мои иссякают…Взвожу курок…Некая враждебная власть удерживает мою руку…(Ф. Эмин)

Подобные примеры показывают, как построение повествования нарушает законы эпистолярной формы и лишает её правдоподобия.

Достаточно распространенным сюжетообразующим мотивом является ситуация, когда герой пишет письмо, расставшись окончательно с тем, к кому он обращается, но кто реальным адресатом стать не может.

Опять пишу тебе, но этих горьких строк

Читать не будешь ты…

Нас жизненный поток навеки разлучил.

Чужие мы отныне.

Но я тебе пишу затем, что я привык

Все поверять тебе…(А. Апухтин)

Эпистолярная ситуация отличается от ситуации непосредственного разговора несовпадением адресанта и адресата «в пространстве и во времени». Однако в художественной литературе достаточно примеров, когда герой выбирает письменную форму общения не потому, что она является единственно возможной, а потому, что она наиболее адекватна тем социальным условиям и психологическому состоянию, в которых он себя ощущает.

Так, герой «Бедных людей» Макар Девушкин живет через двор с Варенькой Доброселовой, видит её окно из своего окна и может ходить к ней в гости, но предпочитает писать письма - не только потому, что боится быть принятым за ловеласа, но и потому, что в письмах ему легче быть откровенным. Обращение к письменному общению в тех случаях, когда пространство между корреспондентами вполне «преодолимо», становится литературным приемом. Именно так воспринимается «Переписка из двух углов» М.О.Гершензона и В.И.Иванова.

В художественной литературе мы встречаем примеры, когда частное письмо воспринимается адресатом как литературный факт. В рассказе Чехова «Два письма» герой пишет дяде сугубо частное письмо, в котором эмоционально рассказывает о своей любви к некоей Машеньке; из постскриптума ответного письма становится ясно, что дядя его понял неправильно:

«Пишешь ты хоть непонятно, но очень заманчиво и красноречиво. Показывал твое письмо всем соседям. Прочитавши его, сочли тебя как бы сочинителем, так что сын отца Григория, Владимир, переписал его с тем, чтобы послать в газету. Показывал его также Машеньке и её мужу, немцу Урмахеру… Немец прочел и похвалил. И теперь я всем показываю твое письмо и читаю. Пиши ещё!

IX. Подведение итогов.

Таким образом, используя эпистолярную форму для организации художественного повествования в целом или его части, обращаясь к письму как сюжетообразующему элементу или средству создания образа персонажа, писатель опирается как на эпистолярные элементы текста. Так и на знание читателем условий эпистолярного общения. Удачное использование этих приемов, не ведущее к разрушению правдоподобия и не являющееся только данью литературной моде, позволяет добиться в художественном произведении особого эстетического эффекта.

© 2010-2022