- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок письма
Урок письма
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сабинская Т.А. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические разработки проведения урока письма
Категория: педагог
Ф.И.О.: Сабинская Татьяна Ануприевна
Год рождения: 1964 г.
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Почтовый адрес: 446351, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Московская, д.2Е
Телефон: 88466044516
Е-mail:
Ф.И.О. директора: Иванова Ольга Евгеньевна
Домашний адрес: 446354, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Майская, д.19А
Контактный телефон: 89027487948
Тема: Письмо в художественном произведении.
Цели:
-
Познакомить учащихся с письмом как литературным жанром.
-
Раскрыть закономерности эпистолярного повествования в художественном произведении.
-
Способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра.
-
Повысить интерес к эпистолярному жанру.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока.
-
Вступительное слово учителя. Письмо как литературный жанр.
Письмо, изначально бывшее жанром бытового общения, давно уже канонизировано литературой. В письме как литературном жанре сохранялись все атрибуты обычного письма (включая и способ его передачи адресату: по почте, а не путём публикации), и в то же время этот вид письма представлял собой род литературной игры, целью которой было создание художественного эффекта, а условием - сохранение иллюзии подлинного письма.
Письмо также было способом распространения литературных сочинений автора (путём включения их в письмо). Адресуя конкретному лицу, обычно другу, свои стихи, эссе, автор придавал своему произведению признак некоторого домашнего» опуса, тем самым снимая с себя возможные упреки за его несовершенство. В таких письмах стиралась грань между обычным общением и общением посредством искусства. Через эти письма эстетическое начало входило в бытовую речь.
-
Способы использования письма в литературе.
Широко известны различные способы использования письма в литературе:
- включение специально сочиненных от имени персонажа писем в художественное произведение в качестве фрагмента;
- переписка героев;
- серии писем одного лица - адресанта к одному постоянному лицу - адресанту;
- собрание писем, адресованных одному лицу от одного или разных лиц - «архив»;
- подборки писем разных адресантов к разным адресатам.
- Назовите известные вам примеры использования письма в литературном произведении.
IV. Изобразительные задачи использования эпистолярной формы.
Использование эпистолярной формы способствует решению различных изобразительных задач:
- автор оставляет себе скромную роль публикатора чужих писем, передоверяя свой «голос» персонажу, который сам раскрывает свои взгляды на мир и на самого себя;
- когда герою представлено слово, то содержание его речи и её форма становятся важнейшим средством его косвенной характеристики: герой «проговаривается», «выдает себя», как , например, Макар Девушкин, герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»;
- используя не одно, а несколько писем персонажа, автор имеет возможность показать, как меняются окружающий мир и внутренний мир героя; даты на письмах покажут, как быстро (или как медленно) происходят эти изменения; указания на местонахождение героя покажут, как связано изменение его состояния с переменой места; письмо, таким образом, превращается в способ структурирования изображаемого мира и самого процесса его изображения - от письма к письму, т.е. в средство композиции;
- сопоставление в одном произведении писем разных персонажей позволяет представить разные точки зрения на происходящее и даже сталкивать точки зрения, что придаёт изображению объёмность.
Всё это делало эпистолярную форму чрезвычайно привлекательной для писателей.
V. Анализ особенностей сюжетной организации произведений.
Закрепившись в области художественной литературы, эпистолярная форма принесла с собой некоторые особенности сюжетной организации произведений. Так, в письмах устойчиво повторяется мотив разлуки, одиночества. Для адресанта переписка становится средством их преодоления. Автор письма много, подробно говорит о себе и об окружающих, тем более что адресат просит рассказывать подробно.
Примеры для анализа:
Ты требуешь подробной повести нашего знакомства. Исполняю твоё желание. (М. Сушков).
Лошади у крыльца…еду - должно ехать! Я плачу, как детя… Прощайте…(Ю. Жадовская)
Руки мои дрожат, и я вся в лихорадке…Лицо горит. Пора перестать. (И.С. Тургенев)
Прости, уже скоро полночь, и сон велит мне покинуть перо.
(М.Сушков)
- Какие чувства героев выражены в данных отрывках писем?
- Кто чаще всего становится персонажем эпистолярных произведений? (Персонажи эпистолярных произведений - чаще всего влюблённые, путешественники, люди, чуждые миру, в котором вынуждены жить).
VI. Элементы письма в художественном произведении.
При включении писем в художественные произведения используются не все элементы эпистолярной формы, а лишь те, которые отвечают художественно - изобразительной задаче автора. Элементы структуры письма - внешняя, особым образом организованная «рамка».
- Какие элементы письма можно встретить в художественном произведении?
Обращение к адресату, приветствие, подтверждение получения письма, объяснение причин, по которым автор обращается к письму, прощание с адресатом, заключительные пожелания и приветы родным и близким, выражение надежды на получение ответного письма, подпись адресанта, обозначение его местопребывания и времени написания письма - все эти элементы характерны для собственно письма. С их помощью выражается та речевая структура, которая соответствует основной функции письма - обеспечить общение в том случае, когда собеседники разделены расстоянием или даже временем.
Отсутствие тех или иных элементов эпистолярной структуры (у каждого из которых есть своя специфическая функция), как правило, значимо: оно либо делает общение невозможным (например, отсутствие адреса на конверте), либо затрудняет его (например, если не указан адресат, то письмо может попасть не в те руки), либо придаёт ему специфический характер, выражая дополнительные значения ( как, например, отсутствие подписи в письме ).
В художественном же тексте условность формы снимает требование её полноты, поэтому для письма в художественном произведении значимым становится не отсутствие, а как раз наличие тех или иных элементов эпистолярной структуры. Например, в романе Ф.М.Достоевского «бедные люди» лишь последнее письмо не имеет даты: это письмо остается в романе неоконченным, и неизвестно, будет ли оно когда-нибудь отправлено адресату; герой не хочет его заканчивать и стремится писать ещё и ещё, чтобы продолжить воображаемый разговор с героиней, протестуя таким образом против разлуки. В этом контексте отсутствие в письме даты выводит этот эпистолярный разговор во временной план.
Если же отсутствие каких-либо структурных элементов специально не подчеркивается автором, то в системе конкретного произведения оно не выражает подтекстовой информации и осознается только при сопоставлении с другими художественными произведениями.
Так, в эпистолярном произведении (например, «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина), как правило, обозначаются даты и местонахождение, но необязательны обращения к адресату и отсутствует подпись адресанта. В эпистолярной же повести именно обращение к адресату и изменение подписи становятся важными средствами изображения отношений между персонажами: «Марья Б…», «М.», «Ваша М.», «Преданная Вам М.Б.» в повести И.С. Тургенева «Переписка».
VII. Условность письма в художественной литературе.
Принимая правила «игры», которые предлагает автор, читатель готов верить, что перед ним письмо даже тогда, когда в тексте нет никаких признаков этого, но автор, тем не менее объявил своё произведение «письмом». Во второй половине XVIII века этот прием был достаточно распространен. Называя свое произведение (очерк, оду, сатиру и т.д.) «письмом», автор придавал ему особую камерность, интимность, заставляя читателя предполагать, что сочинение было написано по конкретному поводу и предназначено изначально для конкретного лица: «Эпистола о русском языке» А.П. Сумарокова, «Эпистола к г. Сумарокову» И.П. Елагина, «Письмо похвальное пуншу господину Н., написанное от приятеля его в стихах» П. Икосова и др.
При всей условности письма в художественной литературе, в сознании автора и читателя, сохраняется память о признаках той коммуникативной ситуации, в которой письмо функционирует как жанр речевого общения, и о соответствующих элементах эпистолярного текста.
Если структура письма в художественном произведении нарушена, может возникнуть напряженность восприятия, которая вызывает определенный художественный эффект.
Письмо принадлежит к числу конкретно адресованных речевых произведений. Но именно этот признак не выражен в «Эпистоле о русском языке» Сумарокова - это как раз «письмо никому», что и мешает читателю видеть в этом произведении письмо.
Письмо к другу, к адресату-конфиденту, в силу своей откровенности приближается подчас к дневнику:
«О, боже мой, ты прав, тысячу раз прав: все слова. Все думы мои бесплодны, глупы, смешны! Я ли виноват в моих мучениях? Где причина…хорошо, хорошо! Я не хочу более рассуждать, не хочу думать, не буду писать тебе вздору, все это смешно, жалко, и я отказался от всего этого». (А.В. Станкевич)
Адресованность письма конкретному лицу предполагает, что адресат так или иначе знаком с адресантом. Вспомним: герой повести А.Гайдара «Тимур и его команда» оставил Жене, вынужденной ночевать в чужом доме, записку: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». По этому обращению дядя Тимура догадался, что мальчик не знал, кто именно ночевал в их доме: «Если бы она была тебе знакомая, то здесь, в записке, ты назвал её по имени».
Письмо, «заступающее место изустного разговора, но заключающее в себе речи одного только лица» (Н.И. Греч), отличается от диалога в условиях непосредственного общения длиной монолога каждого из участников; письмо, как правило, представляет собой развернутый монолог, оно значительно длиннее реплики устного диалога.
Адресант пишет, пока ему есть что сказать и до тех пор, пока не выскажет все требуемое или пока его не прервут какие-либо обстоятельства.
Таким образом, ограничение объема письма определяется как физическими факторами (физические возможности, наличие бумаги, чернил и т.п.), так и необходимостью отправки информации.
VIII. Разновидности писем в художественном произведении.
Для жанра письма естественно, что предмет речи - сам говорящий. Правилом является то, что объект высказывания «входит в зону» непосредственного наблюдения интереса адресанта: даже сообщение о посторонних предметах в письме приобретает признак особой актуальности для говорящего. Именно на этом основан эффект публицистических, философских и назидательных писем. Письмо, в отличие от мемуарного жанра, обычно обращено к ближайшему прошлому. Для создания иллюзии непосредственного общения автор может описывать сам процесс написания и сопровождающую его обстановку, собственное состояние в это время, свои действия и протекающие одновременно событии.
- Проанализируйте следующие отрывки:
Наконец, тяжёлые боты сняты, руки не воняют рыбой, и могу написать письмо. Сейчас 6 часов утра. Наши спят… Тишина необычайная. Попискивают только птицы, да скребет что-то за обоями. Я пишу это письмо, сидя перед большим окном у себя в комнате. Пишу и то и дело поглядываю в окно. Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес…(А.П.Чехов)
Однако писать нельзя. Приехал заседатель… Познакомились разговариваем. До завтра… (А.П. Чехов)
События, препятствующие процессу написания, описываются с помощью форм настоящего времени лишь до того момента, пока участие в них автора письма не вступает в противоречие с его функцией адресанта, продолжение дается в прошедшем времени.
Прощай. Кто-то ко мне входит. Фальшивая тревога: Ипполит принес мне кофе. (А.С. Пушкин)
Употребление репортажного настоящего допустимо только тогда, когда субъект речи является лишь наблюдателем. Желание автора оживить повествование за счет использования репортажного описания может вступить в противоречие с представлением о персонаже как о пишущем:
Перестаю писать… Беру дрожащею рукой пистолет…Силы мои иссякают…Взвожу курок…Некая враждебная власть удерживает мою руку…(Ф. Эмин)
Подобные примеры показывают, как построение повествования нарушает законы эпистолярной формы и лишает её правдоподобия.
Достаточно распространенным сюжетообразующим мотивом является ситуация, когда герой пишет письмо, расставшись окончательно с тем, к кому он обращается, но кто реальным адресатом стать не может.
Опять пишу тебе, но этих горьких строк
Читать не будешь ты…
Нас жизненный поток навеки разлучил.
Чужие мы отныне.
Но я тебе пишу затем, что я привык
Все поверять тебе…(А. Апухтин)
Эпистолярная ситуация отличается от ситуации непосредственного разговора несовпадением адресанта и адресата «в пространстве и во времени». Однако в художественной литературе достаточно примеров, когда герой выбирает письменную форму общения не потому, что она является единственно возможной, а потому, что она наиболее адекватна тем социальным условиям и психологическому состоянию, в которых он себя ощущает.
Так, герой «Бедных людей» Макар Девушкин живет через двор с Варенькой Доброселовой, видит её окно из своего окна и может ходить к ней в гости, но предпочитает писать письма - не только потому, что боится быть принятым за ловеласа, но и потому, что в письмах ему легче быть откровенным. Обращение к письменному общению в тех случаях, когда пространство между корреспондентами вполне «преодолимо», становится литературным приемом. Именно так воспринимается «Переписка из двух углов» М.О.Гершензона и В.И.Иванова.
В художественной литературе мы встречаем примеры, когда частное письмо воспринимается адресатом как литературный факт. В рассказе Чехова «Два письма» герой пишет дяде сугубо частное письмо, в котором эмоционально рассказывает о своей любви к некоей Машеньке; из постскриптума ответного письма становится ясно, что дядя его понял неправильно:
«Пишешь ты хоть непонятно, но очень заманчиво и красноречиво. Показывал твое письмо всем соседям. Прочитавши его, сочли тебя как бы сочинителем, так что сын отца Григория, Владимир, переписал его с тем, чтобы послать в газету. Показывал его также Машеньке и её мужу, немцу Урмахеру… Немец прочел и похвалил. И теперь я всем показываю твое письмо и читаю. Пиши ещё!
IX. Подведение итогов.
Таким образом, используя эпистолярную форму для организации художественного повествования в целом или его части, обращаясь к письму как сюжетообразующему элементу или средству создания образа персонажа, писатель опирается как на эпистолярные элементы текста. Так и на знание читателем условий эпистолярного общения. Удачное использование этих приемов, не ведущее к разрушению правдоподобия и не являющееся только данью литературной моде, позволяет добиться в художественном произведении особого эстетического эффекта.