Урок литературы Понятие об эпитете (5 класс)

Урок усвоения новых знаний  с использованием ИКТ, формирует понятие о тропах, которые наиболее часто встречаются в ходе анализа художественного произведения и на уроке литературы и на уроке русского языка. Ход урока отражает последовательность работы над осмыслением сущностных  признаков эпитета. Ознакомление происходит  в ходе поисковой деятельности учащихся. Они выдвигают гипотезы. ищут ответы на   проблемные вопросы, устраняют затруднения, сравнивают свои ответы и догадки с образцом, который ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы Понятие об эпитете(5 класс)Урок литературы в 5 классе

Понятие об эпитете

Цель: обучающая

познакомиться с понятием эпитет, вспомнить литературные произведения, где используется данный троп, продолжить работу по формированию базовых знаний о языке художественной литературы

развивающая:

развивать умение анализировать текст, владеть речью как инструментом анализа художественного текста, расширять знания по теории литературы

воспитательная, развивать воображение.

воспитывать любовь к художественному слову, уважение к писательскому мастерству, хороший литературный вкус.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, шаблоны снежинок.

Ход урока

1 Организационный момент. Мотивация успеха.

Формирование мотивации

2 Слово учителя

Художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия -тропы, изобразительно-выразительные средства языка.

-Почему их так называют? Что они делают?

(Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили;

Выражают чувства, отношения

Передают мысли и эмоции автора)

-Мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно что искать грибы в лесу. Почему я так думаю?

(это увлекательно и интересно)

Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

Пробуждение жизненных впечатлений:

-Назовите качества человека, которые раскрывают его характер

(добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, исренний)

-Нравится вам этот человек?

-Опишите человека, который вызывает вашу антипатию.

-А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идет речь?

Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи (роза)

-Определите время года по его свойствам. Работаем по вариантам: дети называют признаки -угадывают время года.

Например - морозная, снежная, долгожданная, любимая-зима.

Анализ первоначального определения.

-Прочитайте выразительно строки А.С. Пушкина:

…яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

-Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна?

-Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетом. ----Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Обобщение ответов в виде опорного конспекта

Эпитет - художественное определение

Чаще всего прилагательное, которое

Выделяет передает заражает создает

Свойства отношение настроением образ

Качества автора

Признаки впечатление

Закрепление знаний об отличительных особенностях эпитетов

А) отличие эпитетов от грамматических определений:

День чудесный --- субботний день

Золотое сердце- золотое кольцо

Лисий характер-лисий хвост

День как бы хрустальный -длинный день

Б) Виды эпитетов:

Постоянные: добрый молодец, красно солнышко)

Сложные: (светло-пушистая снежинка, яблоко румяно- золотистое)

Метафорические ( снежинка смелая, березка нежная)

В) роль эпитетов в тексте

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее образ и делают его незабываемым.

Светло-пушистая
снежинка белая,
Какая чистая,
какая смелая!
Дорогой буйною
легко проносится,
Не в высь лазурную -
на небо просится.
Под ветром веющий
дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
светло качается.
Его качелями
она утешена,
С его метелями
крутится бешено.
В лучах блистающих
скользит умелая
Средь хлопьев тающих
сохранно-белая.
Но вот кончается
дорога дальняя,
Земли касается
звезда хрустальная.
Лежит пушистая
снежинка смелая.
Какая чистая,
какая белая!

-Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение? Как передать эту смену при чтении? Что придает стихотворению музыкальную силу?

Упражнения творческого характера

  1. Игра «Соревнование с писателем»

Стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов. Вставьте пропущенные слова, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная )луна,

Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег.

2.Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и устное словесное рисование к нему иллюстраций .

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852

3. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для неё , используя строки из стихотворения Ф. Тютчева.

Подведение итогов, возвращение к опорному конспекту. Рефлексия

-Назовите секреты эпитета.

-Как увидеть эпитеты в тексте?

-Какова их роль в художественно тексте?

-Какой эпитет вы запомнили на уроке?

Домашнее задание:

Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину Ф. Тютчева;

Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам «береза», «лес», «тишина», «утро»


© 2010-2022