Статья на тему Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. А. Лютых. (Белгород)

Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед учителем, является патриотическое воспитание школьников. При расширении кругозора учащихся о родной культуре, истории и быте своего региона происходит процесс формирования мировоззрения и культурного развития личности школьников. Родной язык с позиций культурологического подхода рассматривается как средство познания окружающего мира и приобретения духовного опыта.

Язык - орудие и способ сохранения культуры, он сам по сути своей результат и факт культуры, следовательно, региональное своеобразие языка - всегда отражение своеобразия истории и культуры края. Включение в курс русского языка местного языкового материала, регионально актуальной языковой и внеязыковой информации позволяет создать естественный культурный фон в обучении, обеспечить живую связь с национальной памятью, сохраненной в слове, пробудить интерес к своей «малой родине» [4:5].

В процессе обучения краеведческий материал представляется школьникам различными способами и связывается с научными знаниями.

Выполнение заданий построенных на основе лингвокраеведческого материала позволяет совершенствовать орфографические, пунктуационные и морфологические умения и навыки учащихся.

На уроках русского языка, построенных на использовании краеведческого материала, можно включать различные виды заданий. Остановимся более подробно на следующих примерах.

Применение краеведческого материала помогает в проведении словарной работы, которая предполагает подготовку к комментированному письму, объяснению особенностей правописания собственных и нарицательных имен существительных

Родное Белогорье, музей-диорама «Огненная дуга», Звонница на Танковом поле, Святотроицкий бульвар, проспект Богдана Хмельницкого, город Первого Салюта, бульвар Юности, Аллея Героев, Прохоровское поле, заповедник «Ямская степь», флаг Белгородской области.

Важно отметить положительное влияние лирики на патриотическое воспитание учащихся. Изучая произведения белгородских поэтов, школьники постигают красоту родной земли, воспетую в стихах, знакомятся с авторами произведений.

Прежде чем приступить к работе с основным текстом, учитель выразительно читает стихотворение:

Анатолий Жигулин

«О, Родина!»

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески -

Всё, что без памяти люблю.

И шорох рощи белоствольной

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё

В тебе одной - и утешенье

И исцеление моё.

После прочтения текста необходимо провести беседу с классом, в процессе которой можно установить степень осмысления учащимися главной тпроблемы стихотворения:

- Какова тема и основная мысль стихотворения? (Тема - родной край. Основная мысль: признание в любви к «малой родине».)

- Какой вам представилась Родина в стихотворении А. В. Жигулина?

- Какое настроение создаёт это стихотворение?

- Какими чувствами оно наполнено?

- Какие строки показались вам особенно душевными, проникновенными? Прочитайте их.

- В каких словах заключена главная мысль стихотворения?

2) На материале данного текста повторим другие разделы русского языка

- Какой фонетический процесс происходит в слове низкий? Укажите проверочное слово, сделайте вывод. (Фонетический процесс - оглушение звонкого согласного, стоящего в позиции перед глухим. При написании слова следует руководствоваться проверкой).

-Совпадает ли количество букв и звуков в словах неярком, моё

-Выпишите из текста словосочетания соответствующие схеме: прилагательное плюс существительное.

-Выполнить морфологичексий разбор имени прилагательного (на выбор).

Для проверки орфографических и пунктуационных умений школьников следует использовать подготовленный текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания (текст для каждого ученика расположен на парте). Перед началом работы, попросим учащихся прочитать текст внимательно и определить его тип речи.

Затем записать отрывок, вставляя пропущенные буквы и обозначая часть слова, в которой пропущена буква.

В середине лета по Десне закипели сенокосы.

Перед тем стояла ясная, (не)докучливая т..плынь, небо высокое, емкое, и т..нули по нему вразброд, (не)застя со(?)нца, белые округлые облака. Раза два или три над мат..риковым ..брывистом уб..режьем сх..дились облака в плотную с..неву, и оттуда, с хлебных высот, от полужских тесовых д..ревень, (не)спешно наплывала на луга туча в сер..бряных окоемках. (Из рассказа Евгения Носова «Шумит луговая овсяница»

На уроках развития речи можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру на тему «Улица, на которой я живу». По объему сочинение небольшое - включает 5-7 предложений, в которых следует описать историю улицы, объяснить название, указать памятники архитектуры, а также отметить свое отношение к данной улице.

Каждое сочинение учащихся представляет собой небольшой путеводитель по интересным местам своего города. Таким образом, школьники чувствуют свою причастность к истории родного края.

В системе преподавания применение краеведческого материала как познавательного процесса играет важную роль в методике преподавания, в эстетическом и нравственном воспитании учащихся, в формировании чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю.

В процессе обучения русскому языку краеведение как дидактическое средство свидетельствует о неразрывной связи процессов обучения и воспитания.

Литература

  1. Гадалова, В.В. Теория и практика русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка / В. В. Гадалова. - М.: Московский Лицей, 2002.

  2. Дятченко, Л. Озарённый Первым салютом / Л. Дятченко. - М.: Советская Россия, 1985

  3. Лыжова, Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка: Метод. Рекомендации / Л.К. Лыжова. - Воронеж, 1999. - 18 с.

  4. Новикова, Т.Ф. Лингворегионоведение. Часть 1: Программа и программно-методические материалы / Т.Ф. Новикова. - Белгород, 2010. - 72 с.

  5. Новикова, Т.Ф. Язык и жизнь / Т.Ф. Новикова. - Белгород, 2005. - 96 с.


© 2010-2022