Урок – исследование в 5 классе по теме «Моя жизнь. Мои права»

Материал содержит конспект урока для 5 класса по теме "Моя жизнь. Мои права." Для учителей русского языка и литературы.Цель урока:актуализировать знания учащихся по вопросам права, истории и культуры; способствовать развитию проблемного и творческого мышления обучающихся.Данный урок рассчитан на два академических часа. Один из них - урок по русскому языку, а другой час может быть выделен из резерва классных часов.Конспект включает пять приложений, которые помогут более полному раскрытию данной т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Абашеева Нина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ Маловенижской ООШ Юкаменского района Удмуртской Республики

Урок - исследование в 5 классе

по теме «Моя жизнь. Мои права»

Данный урок рассчитан на два академических часа. Один их них - урок по русскому языку, а другой час может быть выделен из резерва классных часов.

Цель урока:

- актуализация полученных учащимися знаний в вопросах права, истории и культуры;

- развитие исследовательских умений самостоятельно ставить и решать проблему;

- развитие навыков творческого мышления и письма.

Встреча с проблемой.

  1. Актуализация знаний и опыта.

Учитель предлагает учащимся отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». (Приложение №1)

- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по - братски.

- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

- Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ.

а) Он был самый умный.

б) он был совсем не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.


  1. Создание проблемной ситуации сомнения.

- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Дети делятся своими соображениями, мнения расходятся.

Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?


  1. Осознание и формирование проблемы.

- Ваши мнения разошлись. Кто же прав? Подумайте и скажите, что мы должны знать о правах человека, чтобы разрешить наши сомнения и разногласия?

Учащиеся формулируют вопросы, главные из которых записываются на доске: Что такое право? Какие права имеет каждый человек? Должны ли все люди иметь равные права?

Построение знаний.

  1. Сбор информации.

Для поиска ответов на интересующие вопросы учитель предлагает распределить всю работу между группами, потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом приложения №2 и ищет ответ на вопрос: Что такое Конституция?

2 группа получает задание изучить информацию, содержащуюся в приложении №3 и ответить на вопрос: Что такое права и обязанности гражданина?

3 группа работает с высказываниями известных людей о правах человека (Приложение №4).


  1. Обмен информацией.

Каждая группа делает сообщение по итогам своей работы.

1 группа сообщает, что Конституция - основной закон нашей страны. В ней сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это главная мысль нашей Конституции.

2 группа сообщает, что права человека принадлежат каждому из нас по праву рождения. Все граждане России имеют равные права и обязанности.

3 группа знакомит учащихся с высказываниями известных людей о правах человека, определяя свою точку зрения.


  1. Обобщение полученных сведений, построение объяснения.

Учитель предлагает вернуться к основному вопросу исследования: Должны ли все люди иметь равные права?


  1. Сопоставление с культурным аналогом.

Учитель предлагает учащимся сравнить собственные выводы с некоторыми статьями Конституции РФ (Приложение №5)

- Выскажите свое мнение о том, соответствует ли их содержание вашему представлению о правах и обязанностях человека?

Учащиеся записывают в тетрадь ответ на главный проблемный вопрос урока: «У каждого должны быть и права, и обязанности, справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения».

Рефлексия.

Представьте, что вам предложили создать законы для нового государства. Перечислите три права, которые, по вашему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Аргументируйте свой выбор.

Приложение 1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора… Ну, ну, шевелите лапками! - скомандовала она, поворачиваясь к утятам - Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, - по этому лоскутку ее сразу узнают и люди, и животные…

Другие утки оглядели их и громко заговорили:

- Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один - то какой гадкий. Этого уж мы никак не потерпим!

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею.

- Оставьте его! - сказала утка - мать. - Ведь он вам ничего не сделал!

- Положим, что так. Но какой - то он большой и несуразный! - прошипела злая утка. - Не мешает его немного проучить.

А знатная утка с красным лоскутком на лапке сказала:

- Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать…

И вот утята стали вести себя как дома. Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали, и дразнили не только утки, но даже куры.

- Слишком велик! - говорили они. А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать , куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!

Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.

Приложение 2

Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Это были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Люди задумывались над тем, каким должно быть справедливое государство, как разумно сочетать интересы одного человека и всех людей в целом.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и воинах.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. Они все вместе написали Закон, в котором содержался круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Этот основной закон страны называется Конституция (в переводе с латинского «устройство, постановление»). Конституция определяет устройство нашего государства.

Законы - это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главная мысль нашей Конституции.

Приложение 3

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око», «зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

Права человека, т.е. возможность делать чего-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности, прописаны в Конституции - Основном законе государства.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах. Это значит, что независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения каждый имеет одинаковые права.

Права неотделимы от самого человека. Они принадлежат всем людям именно потому, что они - люди: права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они принадлежат человеку с рождения. Любой из нас имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться бесчеловечному обращению. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом. Каждый человек имеет права на достойную жизнь (пищу, одежду, жилище, охрану здоровья), на образование, пользование достижениями культуры, на труд, свободный выбор работы.

Но пользоваться правами, не имея никаких обязанностей, просто невозможно.

Обязанности человека зафиксированы в действующей Конституции Российской Федерации.

Приложение 4


  1. Еще в X\/II в. Английский философ Дж. Локк так сформулировал идею о равенстве прав: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…»

  2. Андрей Дементьев писал: «сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права.»

  3. «Право - это все то, что истинно и справедливо». Виктор Гюго, французский писатель.

  4. Английский политик Э. Берк писал: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях».

Приложение 5

Конституция РФ (извлечения)

Статья 17.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статья 19.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 20.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 25.

Жилище неприкосновенно.

Статья 37.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 38.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 40.

Каждый имеет право на жилище.

Статья 41.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43.

Каждый имеет право на образование.

Статья 57.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Статья 59.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.


© 2010-2022