Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения." Конспект составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта , разработана технологическая карта, в которой прописаны формируемые УУД.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жмарова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СШ № 11, г. Бор.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе .

Тема: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения."

Тип урока : урок «открытия нового знания».

ОДЦ: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии.

ТДЦ:

Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку; расширять кругозор учащихся; воспитывать эстетический вкус.

Развивающая цель: развивать умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речевой практике, развивать творческие способности учащихся; научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Образовательная цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка­честв личности, его значения в процессе получения школьного образования

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения), знаки завершения, роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности инто­нации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; уметь распознавать виды предложений по цели высказыва­ния и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопроси­тельные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составле­нии вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации, по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложе­ния; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Извлекать нужную информацию.

Форма организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Основные методы обучения: элементы ТРКМ, проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, эвристический, творческий.

Оборудование: доска, тетради, учебник, раздаточный материал ,компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия: Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа урока и деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Этап мотивации учебной деятельности.

Представьте, что у вас в руке большой стеклянный шар. Передайте его друг другу так, чтобы в конце он вернулся ко мне..

Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.

Создаю условия для мотивации и субъектного целеполагания.

Тест "Верные - неверные утверждения".

1.Слово пунктуация происходит от лат. слова punctum - запятая. ДА

2.Словосочетание - самая маленькая единица синтаксиса, а текст - самая большая. ДА.

3.В школе изучаются 10 знаков препинания. ДА.

4.Мес

4. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ.

5.Золотая осень - это словосочетание. ДА.

6.Листья кружатся - это тоже словосочетание. НЕТ (Почему это не словосочетание? А может быть это предложение? Нет (Знака завершения нет , значит просто грамматическая основа.)

Настраиваются на урок, передают осторожно друг другу воображаемый стеклянный шар. Осуществляют субъектное целеполагание.

В тетрадях записывают ответы, проверяют по ключу, обмениваясь тетрадями.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?

1) На партах у каждого ученика - текст (см Приложение 1)

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений простым карандашом. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

Я посмотрела, что вам не всем удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чем будем заниматься?

(Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет

нам справиться с поставленной задачей.

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте озвучим цели.

Ученики формулируют тему, записывают в тетрадях на строчке, специально оставленной для этого6 «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения»

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап выявления места и причин затруднения ( определение границ знания и незнания).

Организует изучение нового учебного материала в совместной деятельности.

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст 29 параграфа и промаркировать (Инсерт) , расставив значки.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? - осталось непонятным

Активно участвуют в усвоении нового материала.


Каждый ученик проговаривает своему соседу по парте, что он знал по данной теме.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Этап построения проекта выхода из затруднений

Работа с текстом после прочтения. Что вы знали по этой теме? Какая информация была новой? А о чём вы думали иначе? Что осталось непонятным? Предложите варианты изучения нашей темы.

Выдвигают различные варианты. Останавливаемся на работе с учебником.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка.

Внимательно прослушайте предложения. Если это побудительное - хлопните, если вопросительное - присядьте, если повествовательное - подпрыгните.

Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Расставьте знаки препинания в конце каждого предложения. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

Физкультминутка.


Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновываю собственную точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы, что по цели высказывания предложения делятся на три группы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Как лучше обратиться с просьбой?

Оч..ни мне к..рандаш. Не смог бы ты очинить мне

карандаш?

П..редай мне л..нейку. Не можешь ли ты передать

мне линейку?

  • Какие предложения по цели высказывания мы на­писали?

  • Какой знак должен подчеркнуть просьбу?

  • Что не устраивает вас в форме выражения про­сьбы?

  • Какими предложениями по цели высказывания мы заменили резкие, невежливые, побудительные предложения?

Как вежливо отказать?

Я не смогу пойти с тобой

Спасибо за приглашение,

но я не…в театр.

Извини, но я занят...

Я бы с удовольствием пошел, но...


  • Какие цели высказывания эти предложения?

  • Чем различаются предложения левого и правого столбиков? (Формой отказа: первый - категорич­ный, невежливый; записанные справа варианты вежливы, так как содержат благодарность и ува­жение к пригласившему другу.)

Как дать совет?

(Героя рассказа Виктора Драгунского - Дениску - родители не взяли в гости, так как он не умел правильно есть. Едва ли до Дениски дошли слова отца.. Запишем совет отца сыну.)

Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай звуков при еде...

(Советы даны в резкой форме, на глазах у мамы.)

  • Какие по цели высказывания предложения ис­пользовал отец Дениски?

  • В чем коварство побудительных предложений? (Нужно не только следить за тоном, но и смягчить его по возможности мягкими словами.)

Переделайте записанное предложение и обратитесь к Дениске добрее, оставив основной смысл поучения. А сделать это можно, заменив побудительное предло­жение повествовательным.

(Например: Во время еды обычно не принято чав­кать, причмокивать и т. д. Я тебя прошу никогда громко не дуть на еду.)

Отвечают на вопросы, оценивают работу товарищей.











Составляют предложения, выполняя задания в соответствии с уровнем обучаемости.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап включения в систему знаний и повторения

Задание. Прослушайте шуточное стихотворе­ние, посвященное коротеньким словам, передающим наши чувства, и выпишите их. Они не названы, но подсказаны рифмой.

Те, кого охватит страх, Кто встречается с бедой,

Произносят слово... (ах!) Произносит слово... (ой!)

У кого тяжелый вздох, У кого захватит дух,

Произносят слово... (ох!) Произносят слово... (ух!)

5.Пунктуационный практикум. Пишем без ошибок!

Увы, я заболел! Ого, мне не повезло! Ой, спасите, добрые люди!

Подчеркните междометия.

Найдите среди трех предложений соответствую­щие следующей характеристике:

1)Простое, повествовательное по цели высказыва­ния, восклицательное, осложнено междометием. (1-е и 2-е.)

2)Простое, побудительно-восклицательное, ослож­нено междометием и обращением. (3-е.)

Представляют результаты самостоятельно выполненного задания, делают выводы, читают свои советы и предложения.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Обратимся к кластеру, добавим в него то, что вы узнали нового о предложении.

Составим синквейн

1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.Законченное, выразительное.

3.Побуждает, спрашивает, повествует.

4.Без него не составишь текст.

5.ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА.

Дифференцированное домашнее задание:

1) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя гостях. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)


Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставит +, если нет - ставит -, если остались вопросы - ставим?

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.


Записывают домашнее задание.



В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения








Приложение 1

Осень пришла Какая красота Оглянись вокруг Янтарем и рубином зажглись листья Целое лето они подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики А к осени листья налились, пропитались солнцем, стали золотыми Осень - царица лесов

А ты любишь осень




Приложение2

Лист рефлексии

Формулировка цели урока

+

_

1.

2

3

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)



© 2010-2022