Сочинение-эссе Как живешь русская провинция?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ЕЖЕГОДНЫЙ VIII ФЕСТИВАЛЬ

ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ ДО ГРАЖДАНИНА РОССИИ»


НОМИНАЦИЯ «Литературный салон»

ТЕМА РАБОТЫ: Как живёт русская провинция?..



АВТОР РАБОТЫ: Лысенко Ирина Викторовна,

17 лет, ученица 11 «А» класса

средней общеобразовательной школы № 39 ОАО «РЖД»

г. Россошь Воронежской области.

ОБРАТНЫЙ АДРЕС: 396653,

Воронежская область, г. Россошь,

ул. Чапаева, д. 71

моб.тел. +7920-463-65-59

электронный адрес - [email protected]

РУКОВОДИТЕЛЬ: Баранова Вера Викторовна,

моб.тел. +7920-408-50-21

электронный адрес - [email protected]











Март 2012г.


















Как живёт русская провинция?..

(эссе)


- Где родины моей исток?- ты спросишь.

-А там, где вербы шепчутся листвой

И где стоит мой славный город Россошь

Над чистой речкой Чёрной Калитвой.

(Из песни)

Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет.

(Послы славянских племён варягам в 862 году н. э.)

Родина… Отчизна… Отчий край… У каждого человека есть самый родной и любимый уголок на Земле. И этот уголок… самое родное, самое сокровенное.

Родина как мать, её не выбирают, она одна, и её надо любить. И неважно, где ты родился: на севере или на юге, в Сибири или на Дальнем Востоке - там твоя родина, там твои корни.

Много раз я слышала поговорку: где родился - там и сгодился. А ведь, правда: трудно не согласиться. Наверное, родной уголок, в котором человек рос, мужал, который подарил ему первые минуты общения с миром, первые встречи с родной природой, вправе претендовать на то, чтобы и он (этот человек) внес посильный вклад в его развитие. Чтобы помнил это место, с которого и началась его жизнь.

Моя родина - город Россошь. Это небольшой городок на юге Воронежской области. Один из красивейших городков Центрального Черноземья.

От старожилов здешних мест об основании Россоши ещё можно услышать такую легенду. В конце 17 века Пётр 1, возвращаясь со своими полками из похода, облюбовал в развилке двух речек место для привала. Это место приглянулось царю тенистыми дубравами, зелёным луговым раздольем. И, якобы, царь назвал это место «роскошным». После этого добровольные поселенцы основали слободу и назвали её «Роскошью». Как название «Роскошь» превратилось в «Россошь», легенда не объясняет.

У этой легенды есть определённая связь с историческими событиями. Пётр 1, действительно, бывал в нашем крае. Возвращаясь из Азовского похода в 1696 году, он заезжал в Острогожск. Заселение поймы Чёрной Калитвы тоже связано с петровскими деяниями.

Происхождение названия «Россошь» установлено давно. Не от слова «роскошь» оно, как утверждает местная легенда, а от места у слияния двух рек, где возникла слобода. «Россошью» в прошлом называли разветвления русла реки.

Наша страна искони была аграрной, крестьянской, большинство населения проживало именно в деревнях и небольших провинциальных городках. Но ХХ век, век индустриализации и урбанизации, всё поставил с ног на голову

Да, русская провинция - основа и опора Российского государства со времён его основания, погибает, и мы, русские люди, безвольно разведя руками, плывём «туда, куда несёт нас рок событий». Мы позволили развалить свою деревню, мы превратили в помойки леса и водоёмы, мы разучились работать и созидать и терпеливо ждём указующего перста от доброго царя или начальника. Население, как осы на сладкое, побежало в большие города: в многоэтажки, на асфальт, в человеческий муравейник. Кого здесь осуждать? За что? За стремление жить в комфорте, много зарабатывать и устроиться наконец-то «по-людски», как все? Но это нормальное человеческое желание - мы все хотим удобно и сладко жить. Но какой ценой! Уезжают из сёл и деревень семьями, улицами, продавая за бесценок, а то и бросая даром неплохие дома, в городе ютятся в съёмных углах, клетушках, вроде бы зарабатывают, но жизнь их всё равно нельзя назвать обеспеченной и радостной: от одного берега отстали, к другому как следует не пристали.

А те, кто остаётся в деревнях, тоже клянут свою участь: безденежье и безработица ( да что там - самая настоящая нищета!), никакой социальной помощи, невозможность дать детям хорошее образование и вечная беда России - запойное пьянство.

Проблема запустения русской деревни не нова. Говорить о ней, даже бить в набат, начали русские писатели Владимир Солоухин, Фёдор Абрамов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Александр Солженицын ещё в 50-60-е годы ХХ века. Причины этому явлению они видели в бездарной и антикрестьянской политике молодого советского государства в далёкие послереволюционные годы. Ленин, Сталин, Хрущёв, эти вожди, эти «слуги народа», планомерно и целенаправленно развращали русского крестьянина коллективизацией, равнодушными к судьбе земли руководителями-бюрократами, назначаемыми «сверху» и мало смыслящими в сельском хозяйстве; душили деревню непомерными налогами, смехотворными и абсурдными планами и обязательствами; били за трудолюбие и хозяйственность; развращали показухой и приписками, ставшими настолько привычными в любой отрасли производства, что от этого наследия нам ещё долго предстоит избавляться. У А. Солженицына в повести «Один день Ивана Денисовича» читаю: «Работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное». Что тут добавить? Верно сказано про наше умение работать. Хозяина давно нет в России - государство отвратило-таки крестьянина от земли! А ужасающие последствия такой политики мы видим сегодня своими глазами.

На уроках литературы в конце изучения романа М. Шолохова «Тихий Дон» учительница попросила нас, 11-классников, ответить на такой вопрос: что нужно человеку для счастья в наше время? 17-летние юноши и девушки сошлись в едином мнении - деньги, удовольствия и любовь! Из двадцати городских выпускников никто не посчитал труд, работу необходимой жизненной ценностью. А если молодые и рассуждают о работе, то непыльной, немаркой - городской. Это очень печально и грустно, и я вижу, что тлетворное, разлагающее, мертвенное влияние города на наше будущее - молодёжь - уже необратимый процесс.

Как-то по радио я услышала стихотворение древнего грузинского поэта ( к сожалению, не запомнила его имени), и финальные строчки просто поразили меня - это же о нас, людях XXI века:

…Но мы - сыны земли,

и мы пришли сюда

трудиться до кончины.

И жалок тот,

кто на лице Земли

уже затронут духом мертвечины…

Духом нравственного равнодушия, праздной лени, обставленной всякими наслаждениями, бюрократического безразличия уже успешно «заразил» нас город. Способны ли мы, русские, стряхнуть с себя этот «дух мертвечины», покажет время.

Я часто спрашиваю себя, почему так болит сердце и хочется плакать, когда вижу умирающие деревни Центрального Черноземья? Ведь я родилась и выросла в городе. Вероятно, ответ надо искать в детстве. Сколько себя помню, все школьные каникулы я проводила в красивейшей деревне Ольховатке Верхнемамонского района. Предки мои по материнской линии - отсюда. Село это, когда-то многолюдное и весёлое, раскинулось в живописном месте среди лесов и лесных озёр, недалеко от Дона. В одной песне есть такие слова:

…нет красивей вечеров, чем в деревне…

Это правда. Мне пришлось побывать во многих местах России, но я не знаю зрелища лучше, радостнее, желанней, чем закаты и восходы в моей Ольховатке, тропинки в лесу, зеркальная гладь озера Круглого, знойный полдень, песни женщин в вечерней тишине, величавое спокойствие могучего Дона - словом, неброская, не сразу раскрывающаяся красота среднерусской деревни, напоминающей Алёнушку с известной картины В. М. Васнецова, но уж если вошла эта красота в сердце, то навсегда. Теперь, став взрослой, я понимаю, что родная земля из далёкого детства духовно питает моё существование, даёт нравственные силы и очищает от суеты, мелочности и человеческой слабости, называемой малодушием. Поэтому меня так тянет в родные места, поэтому тяжело на сердце - ведь и Ольховатка не миновала общей участи, она пустеет и умирает.

Моя мама уехала из родной деревни, когда ей было 20 лет, обосновалась в городе, вот уже 25 лет она горожанка, но всё чаще поговаривает о том, что хочет вернуться в родную Сопеловку ( таково неофициальное название нашей Ольховатки) и дожить свой век среди лесов, озёр, деревенской тишины и покоя. Мы отговариваем её, но я понимаю это её желание и думаю: значит, жива ещё и крепка связь русского человека с родной землёй. Может быть, и не умрёт совсем русская деревня, может быть, осознает наш народ мертвенность и бездуховность существования в мегаполисах - мне очень хотелось бы в это верить. Если жива в наших людях бесценная любовь к земле, к настоящему труду - я имею в виду труд земледельца, хлебороба, животновода, а не чиновника и торговца - если тлеет ещё в моих согражданах этот «русский дух», то может быть, и прав А. Солженицын, утверждая, что «дух народного сознания способен изменить направление любого, наигибельного процесса»?

Я не политик и не экономист и не знаю верных способов возрождения былого богатства и многолюдья деревни, да и, наверное, их уже нельзя вернуть; но глубоко убеждена, что вывести Россию из затяжного кризиса способна именно она - русская деревня.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

И. А. Бунин.

Последнее время наш маленький город стал обустраиваться. Он хорошеет с каждым годом. Он строится, растёт, благоустраивается.

Как грибы, встают здесь дом за домом

Хатам покосившимся взамен.

Не в каждом областном центре есть такой оазис отдыха с аттракционами, прекрасным прудом, какой есть в нашем городе. Это всеми любимый парк «Юбилейный».

Мой любимый город перешагнул 80-летний юбилей.

С начала 90-х годов стало традицией во второе воскресенье сентября отмечать День города. Этот праздник завоёвывает симпатии горожан и с каждым годом становится для них всё более желанным. Как и любой именинник, город тоже должен выглядеть празднично и красиво, и от нас зависит: каким быть нашему городу. К своему Дню рождения он расцветает, заметно хорошеет.

Я люблю свой город Россошь, потому что это - моя «малая родина», через любовь к которой приходит любовь к «большой Родине» - России.

Мой городок летом утопает в зелени: разбиты цветники, газоны засеяны травкой. Осенью он не менее красив в своём золотистом наряде. Зимой - ещё краше!

Как-то последнее время не принято говорить о проблемах, но я хочу напомнить всем горожанам всего две строчки из стихотворения нашего земляка В. Беликова:

Только речка сохнет год от года,

И её бы надо нам спасти.

И это, я думаю, в наших силах.

Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле, о своей Родине, о России.

Пусть на нашей Земле никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живёт и дышит! Ведь любить и беречь природу - это любить и беречь свою страну - Россию!

В свои 17 лет я мало уезжала из родного города, но, всё же, уезжая, с радостью и нетерпением жду возвращения домой, в небольшой городок. Ведь это моя родина, и ею надо гордиться, беречь её и любить!

В заключение хочется вспомнить строчки из стихотворения великого русского поэта С. Есенина:

Если крикнет рать святая:

« Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».


© 2010-2022