- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка по русскому языку Л. Т. Общие сведения о языке. «Знание – сила»
Разработка по русскому языку Л. Т. Общие сведения о языке. «Знание – сила»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макатова Т.И. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Л. Т. Общие сведения о языке. «Знание - сила». Г. Т. Повторение: падежные окончания существительных.
Цели: 1. Повторить падежные окончания существительных.
2. Закрепить учебно-языковые умения и навыки, совершенствовать правописные умения и навыки.
3. Проявить интерес к знаниям, е предмету русский язык.
-
Организационный момент.
В рощах птичье пение, - Весна , весны , весне , весну ,
А в классе - тишина. Весною , о весне …
Проходим мы, склонение, Гуляет зайчик по окну,
Склоняется «весна». Как солнце на блесне. (Я. Л. Аким.) (Слайд3)
Актуализация знаний.
-Что изменилось в слове « весна»?
- Какой частью речи является это слово?
- Как изменяются имена существительные?
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте составленные тексты о машинах служащих людям.
Словарная работа.
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. В словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Слайд 4)
1. Шагаешь - впереди лежит,
Оглянешься - домой бежит. (Дорога)
2. Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. ( Комбайн)
3. Я заправлю бак бензином,
На колёса дам резины,
И тогда поднявши пыль,
Побежит … (Автомобиль)
4. Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. ( Трамвай)
5. Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз по небу везёт. ( Самолёт)
6. Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. ( Метро)
7. Есть на свете чудная лопата -
На колёсах крива и горбата
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна. ( Экскаватор)
8. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (Трактор)
9. Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведёт.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоит, она идёт. (Эскалатор)
- Какое слово среди записанных можно назвать «лишним» и почему?
Работа по теме урока.
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи, падежные вопросы, предлоги с которыми употребляются имена существительные. (Слайд 5)
- Определите падеж сущ. Весна в стихотворении Л.Я.Акима (Слайд 6)
Работа по вариантам. Просклоняйте слова:
1-в. - журавль 2 - в. - сосна
Проверь себя. (Слайд 7)
Образуйте от имени существительного сосна прилагательное, разберите слово по составу. (сосновый)
Упр. № 150.
- Что нужно сделать, чтобы определить падеж им. существительного?
- Составьте из слов предложения. Укажите падеж сущ.
В тихих заводях плавают белые кувшинки.
В воздухе над водой трепещут лёгкие стрекозы.
У берега по воде скользят водяные паучки.
- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.
- Какое предложение соответствует данной схеме? (Слайд 8)
______________ _____________
_____________
Какие? Над чем? В чём?
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
- Отгадайте загадку.
Зелёный плот по реке плывёт,
На плоту - красавица, солнцу улыбается (Кувшинка)
Упр. № 151
- О какой особенность цветка рассказывает автор?
Самостоятельная работа
Задание 1: выпишите выделенные существительные со словами, к которым они относятся.
Задание 2 : сделайте звуко - буквенный раздор слова вода.
Работа над фразеологизмами.
- Прочитай выражение. Как его понимаете? Подберите синонимы.
Обвести вокруг пальца - (обмануть)
По пальцам сосчитать - (очень мало)
Попасть пальцем в небо - (неудачно сказать)
Высасывать из пальца - (придумывать что-то) (Слайд 9)
Итог урока:
- Как определить падеж имени существительного? (Слайд 10)
Оцените свою работу.