Разработка по русскому языку Л. Т. Общие сведения о языке. «Знание – сила»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л. Т. Общие сведения о языке. «Знание - сила». Г. Т. Повторение: падежные окончания существительных.

Цели: 1. Повторить падежные окончания существительных.

2. Закрепить учебно-языковые умения и навыки, совершенствовать правописные умения и навыки.

3. Проявить интерес к знаниям, е предмету русский язык.


  1. Организационный момент.

В рощах птичье пение, - Весна , весны , весне , весну ,

А в классе - тишина. Весною , о весне …

Проходим мы, склонение, Гуляет зайчик по окну,

Склоняется «весна». Как солнце на блесне. (Я. Л. Аким.) (Слайд3)

Актуализация знаний.

-Что изменилось в слове « весна»?

- Какой частью речи является это слово?

- Как изменяются имена существительные?

Проверка домашнего задания.

- Прочитайте составленные тексты о машинах служащих людям.

Словарная работа.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. В словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Слайд 4)

1. Шагаешь - впереди лежит,

Оглянешься - домой бежит. (Дорога)

2. Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. ( Комбайн)

3. Я заправлю бак бензином,

На колёса дам резины,

И тогда поднявши пыль,

Побежит … (Автомобиль)

4. Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. ( Трамвай)

5. Что за птица:

Песен не поёт, гнезда не вьёт,

Людей и груз по небу везёт. ( Самолёт)

6. Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут. ( Метро)

7. Есть на свете чудная лопата -

На колёсах крива и горбата

Но копать начинает она -

Сто лопат заменяет одна. ( Экскаватор)

8. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Семь плугов тащит. (Трактор)

9. Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведёт.

Мы своим глазам не верим:

Всё стоит, она идёт. (Эскалатор)

- Какое слово среди записанных можно назвать «лишним» и почему?

Работа по теме урока.

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите падежи, падежные вопросы, предлоги с которыми употребляются имена существительные. (Слайд 5)

- Определите падеж сущ. Весна в стихотворении Л.Я.Акима (Слайд 6)

Работа по вариантам. Просклоняйте слова:

1-в. - журавль 2 - в. - сосна

Проверь себя. (Слайд 7)

Образуйте от имени существительного сосна прилагательное, разберите слово по составу. (сосновый)

Упр. № 150.

- Что нужно сделать, чтобы определить падеж им. существительного?

- Составьте из слов предложения. Укажите падеж сущ.

В тихих заводях плавают белые кувшинки.

В воздухе над водой трепещут лёгкие стрекозы.

У берега по воде скользят водяные паучки.

- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.

- Какое предложение соответствует данной схеме? (Слайд 8)

______________ _____________

_____________

Какие? Над чем? В чём?

Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока.

- Отгадайте загадку.

Зелёный плот по реке плывёт,

На плоту - красавица, солнцу улыбается (Кувшинка)

Упр. № 151

- О какой особенность цветка рассказывает автор?

Самостоятельная работа

Задание 1: выпишите выделенные существительные со словами, к которым они относятся.

Задание 2 : сделайте звуко - буквенный раздор слова вода.

Работа над фразеологизмами.

- Прочитай выражение. Как его понимаете? Подберите синонимы.

Обвести вокруг пальца - (обмануть)

По пальцам сосчитать - (очень мало)

Попасть пальцем в небо - (неудачно сказать)

Высасывать из пальца - (придумывать что-то) (Слайд 9)

Итог урока:

- Как определить падеж имени существительного? (Слайд 10)

Оцените свою работу.


© 2010-2022