Рабочая программа по литературе 5класс под редакцией Г. И. Беленького

Рабочая программа по литературе 5класс под редакцией Г.И.Беленького.Рабочая программа по литературе в 5классе с пояснительной запиской календарно-тематическим планированием с таблицами и списком литературы. Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе  государственного стандарта среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. Данная рабочая программа предусматривает изучение литературы в 5 классе – в год 70 часов, в неделю – 2 часа.   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2

«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:

на заседании зам.директора по УВР Директор МОУ Терновской

Педагогического совета СухоруковаМ.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.

Пр. №___ от «___»_______2013г. ­­­­­

«____» ______ 2013г


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «литература» 5 класс

базовый уровень

Разработана:

Мерзликиной О.А.

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории


Терновка 2013 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе государственного стандарта среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009. Данная рабочая программа предусматривает изучение литературы в 5 классе - в год 70 часов, в неделю - 2 часа.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.

  1. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2010.

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2010.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.








Расписание учебного времени

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

1.

Всего часов по учебному плану

70

5

6

2.

Количество часов в неделю

2



3.

Запланировано на 1 четверть

18

1

2

4.

Запланировано на 2 четверть

14

2

1

5.

Запланировано на 3 четверть

20

1

2

6.

Запланировано на 4 четверть

18

1

1




Учебно-тематический план.


Наименование темы

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Краткое содержание

Введение.

2


1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

Мифы.

6


1

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

Устное народное творчество.

10

1


Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

Сказочные события и герои в литературе.

19

2

2

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова - труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».

Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».


Басни.

4


1

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафантена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и оОбезьяна»; Эзоп. Басни.

Человек перед лицом жизненных испытаний.

18

1


М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).

А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).

Поэзия природы.

4



Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»; Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков. «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок); В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).

«Идет война народная. Священная война!...»

2


1

Для чтения и бесед

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В.П. Катаев. «Сын полка».

Рассказы о твоих сверстниках

5

1


Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес» «Ночь», «Тедди».

Зарубежная литература. Р.Бредбери. «Мальчик-невидимка»

Итого

70

5

6













Календарно-тематическое планирование 5класс

п/п

Тема урока.

Тип урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля


Элементы содержания


Дата по плану

Дата факт.

Введение(2часа)

1

1четверть

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

Вводный урок

1

Знать,

что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги

Беседа, чтение статей учебника

Специфика худож-й лит-ры; стр-ра и содержание предмета

3.09

2

В мире книг.

Вн.чт.


1

Составлять план, пересказ

Познакомить уч-ся с фондом книг и правилами биб-ки; вспомнить любимые произведения.

6.09

Мифы(6часов)

3

Мифы Древнего Египта.

Мечта народа о победе над смертью.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа с текстом

Введение понятия «мифы», мифы и фольклор, мифы разных народов о солнце, чтение «Путешествия солнечной ладьи»

10.09

4

Мифы Древней Греции.

Боги и герои в древнегреческих мифах.

Урок усвоения новых знаний

1

Обобщить представления пятиклассников о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства; дать начальное представление о литературных родах и жанрах, их происхождении.

Комментированное

чтение

Отличие и сходство мифов и сказок

13.09

5-6

1.Герои мифов в поэме Гомера. 2.Отрывок из песни девятой «Одиссеи».

Урок усвоения новых знаний

2

Закрепить представления пятиклассников о художественном образе и средствах его создания на примере мифов; повторить и обобщить имеющиеся у пятиклассников знания об эпических, лирических и драматических жанрах, их происхождении.

Определять героев

мифов в поэме

Герои мифов в поэме Гомера, комментированное чтение отрывка

17.09

20.09

7

Мифы древних славян.

Славянские мифы и легенды.

Причины суеверий и верований народа.

Урок усвоения новых знаний

1

Закрепить представления пятиклассников о мифологии; познакомить с образами славянской мифологии; сформировать навык работы со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.

Сопоставление иллюстраций с текстом

Дать понятие легенды

24.09

8

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Вн.чт.


1

Беседа, пересказ

Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты

27.09

Устное народное творчество (10 часов)

9

Народные сказки.

Виды народных сказок. Сказка как жанр фольклора..

Урок усвоения новых знаний

1

Знать виды сказок, их особенности;

понятие «сказка»; традиционных персонажей

Уметь различать особенности построения и языка изученного жанр

Отличие сказки от мифа.

Особенности и отличия сказок о животных, бытовых, волшебных

1.10

10

Сказка «Белая уточка». Волшебные сказки.

Урок усвоения новых знаний

1

Знать тему и основную мысль сказки;

характеристику литературных героев.

Сопоставлять эпизоды сказок.

Своеобразие сказки; стихотворные вставки и их цель.

4.10

11

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Урок усвоения новых знаний

1

Знать тему и основную мысль сказки; характеристику литературных героев;

особенности бытовых сказок и сказок о животных

Характеристика героев

Своеобразие сказок народов мира. Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок.

8.10

12

РР. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)


1

Уметь создавать волшебную сказку, учитывать особенности жанра

Особенности жанра сказки

Сочинить сказку, с. 69-70

11.10

13

Легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Урок усвоения новых знаний

1

Выделять отличительные черты легенд , преданий , мифов и сказок

15.10

14

Малые жанры фольклора.

Загадки и небылицы.

Тематика и худож-е особенности загадок

Урок усвоения новых знаний

1

Знать

понятие «фольклор»;

малые жанры фольклора; в чем заключена народная мудрость малых жанров

Тематика и худож-е особенности загадок

18.10

15


Пословицы и поговорки народов мира.

Урок усвоения новых знаний

1

обобщить знания учащихся о фольклоре и малых жанрах устного народного творчества; познакомить с русскими пословицами из собрания В. И. Даля; закрепить навык различения пословиц и поговорок.

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок

22.10

16-17

Народный кукольный театр

1.Сатира в кукольной комедии.

2.Народная пьеса «Петрушка Уксусов»

Урок усвоения новых знаний

2

Чтение по ролям.

Чтение комедии по лицам

25.10

29.10

18

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

Урок усвоения новых знаний

1

Уметь выразительно читать, отличать сходство и различие с народной сказкой

Беседа. Пересказ. Рисунок.

Особенности сказок литературных, их отличие от народных и сходство

1.11

2 четверть Сказочные события и герои в литературе (19часов)

19-20

А.С. Пушкин.

Сведения о жизни поэта. Поэма «Руслан и Людмила» (избранные главы).

1Сказочные образы и мотивы в произведении.

2.Изобразительное мастерство поэта.

Урок усвоения новых знаний

2

Знать историю написания.

Уметь выразительно читать ,сопоставлять эпизоды сказки; выделять и формулировать тему, идею произведения; характеризовать особенности сюжета; работать с выразительными средствами языка, аргументировать свое отношение к героям произведения

Характеристики героев.

Осмысление и других фрагментов; устное рисование.

12.11

15.11

21

О стихотворной речи.

Урок усвоения новых знаний

1

Знать размеры стихотворной речи.

Определения

Стих, ритм, стопа, стихотворные размеры, рифма

19.11

22

«Что за прелесть эти сказки!»

«Сказка о золотом петушке» А. Пушкина, «Конек-горбунок» П. Ершова.

Вн. чт.

1

Знать сказки автора

Выборочный пересказ, иллюстрации.

Выборочный пересказ; чтение отрывков; наблюдение над языком.

22.11

23-25

Х.К. Андерсен

Сказка «Снежная королева».

1.Сведения о жизни великого сказочника.

2.Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

3.Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Урок усвоения новых знаний

3

Знать о жизни автора и его сказках

Уметь пересказывать сюжет сказки, анализировать

Знать сюжет сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

Выбирать эпизоды,

Рисунок.

Индивидуальные сообщения уч-ся о Х.К. Андерсене; чтение и пересказ; конкурс на лучший рисунок.

26.11

29.11


3.12

26

РР. Сочинение по сказке Х.К,Андерсена «Снежная королева»


1

Уметь рассказать о героях и нравственных проблемах, строить письменное высказывание в связи с изученным произведением

Сочинение

6.12

27

Вн. чт.

«Истинная правда».

1

Знать сказки автора

Пересказы учащихся

Сатирический смысл сказки; выбрать эпиграф д/сказки.

10.12

28-30

Е.Л. Шварц

1.Сведения о жизни писателя.

2. Сказки о гонимой падчерице.

«Золушка»Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Сказочник-драматург.

3.Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц.

Урок усвоения новых знаний

3

Знать идейное содержание пьесы-сказки; краткие сведения о писателе

Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

Пересказы учащихся, работа по статье учебника

Пересказы учащихся, работа по статье учебника

13.12

17.12

20.12

31

Кинокомедия «Золушка»

Практикум

1

Знать основные художественные средства

Чтение по ролям

24.12

32

О пьесе и театре. О читательском дневнике.

Урок усвоения новых знаний

1

Работа со статьями учебника

Работа со статьями учебника

27.12







33-34

3 четверть

П.П. Бажов

«Каменный цветок».

1.Путь писателя к сказу .Особенности сказа как литературного жанра.

2.Герой сказа Бажова- труженик и художник.

Урок усвоения новых знаний







2

Знать идейное содержание сказа;

краткие сведения о писателе

Уметь воспринимать и анализировать произведение; выделять тему и идею произведения, использовать речевую характеристику для полного определения характера героев

Уметь пересказывать текст с элементами анализа. Создавать образ литературного героя, делать вывод о нравственных качествах героя (трудолюбие и талант Данилы)


Аргументировать свою точку зрения.


Чтение и пересказ отрывков

35

Литературные сказки (комментированное чтение).

Повторительно-обобщающий

1

Уметь пересказывать сюжет сказки, анализировать

Знать сюжет сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

Выразительное чтение

Составить план статьи

36

Малая конференция «Сказочные события и герои в литературе»

Практикум

1

Обогатить знания пятиклассников о художественных образах в литературных сказках; развивать читательские интересы учащихся; формировать навык устного представления любимой книги, устного отзыва о литературном произведении и рекомендации его для самостоятельного чтения одноклассникам

Защита ученических проектов

Защита ученических проектов

37

РР. Сочинение-описание по жанровой картине.

1

Уметь их находить, определить роль; подбирать материал к сочинению

Сочинение-описание

Обучение навыкам работы над сочинением-описанием

Басни (4часа)

38

И.А. Крылов

О баснописце. Басни И. Крылова (Повторение изученного).И.А. Крылов- великий русский баснописец.

Урок усвоения новых знаний

1

Знать историческую основу басни; идейное содержание басни

Вспомнить прочитанное. Теория: басня как жанр

39

Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Басни «Демьянова уха», «Квартет».

Урок усвоения новых знаний

1

Уметь выделять смысловые части басни;

выявлять ведущую мысль басни; использовать речевые характеристики и лаконичные авторские ремарки для представления литературных персонажей; работать с выразительными средствами языка; определять детали, подчеркивающие качества героев басни

Анализ басни

Анализ басни

40

Иносказательный и обобщающий смысл. «Волк и ягненок», «Волк на псарне».

Практикум

1

Уметь выделять смысловые части басни;

использовать речевые характеристики и лаконичные авторские ремарки для представления литературных персонажей; работать с выразительными средствами языка

Выразит-е чтение по ролям

Выразит-е чтение по ролям

41

Литературная викторина по басням И.А. Крылова. Басни Эзопа и Лофонтена.

Вн.чт.

1

Уметь выразительно читать, отличать сходство и различие.

Анализ басни

Человек перед лицом жизненных испытаний (18часов)


42-43

М.Ю.Лермонтов.

«Бородино».

1.Тема Бородина и Отечественной

войны 1812г. в поэзии Лермонтова.

2.Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.

Урок усвоения новых знаний

2


Знать историческую основу стихотворения; идейное содержание стихотворения

Уметь находить и объяснять средства, сопоставлять эпизоды произведения, давать характеристику героям; выделять авторскую оценку, выражать свое отношение к прочитанному

История создания стихотворения

Теория: тема и идея худ-го произведения, эпитет и сравнение

44

О теме и идее художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Урок усвоения новых знаний

1

Знать выразительные средства языка, их роль в стихотворении.

Теория

Изучение теоретического материала

45

А.В. Кольцов.

«Косарь».

Близость стихотворения к народной песне.

Урок усвоения новых знаний

1

Знать идейное содержание стихотворения; краткие сведения о поэте;

Уметь выразительно читать, давать отзыв на стихотворение

Анализ стих-я

Биография поэта, анализ стих-я

46-48

И.С. Тургенев. «Муму».

1.История создания рассказа.

2.Влияние на человека барства и рабства.

3.Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима.

Урок усвоения новых знаний

3

Знать исторические факты, отраженные в произведении; идейное содержание произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст через историко-культурный контекст времени, выразительно читать; давать характеристику героя, используя выразительные средства языка.

Знать сюжет, характеры героев, проблемы произведения.

История создания произ-я, авторское отнош-е к событиям и героям

49

РР. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».


1


Уметь определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литерат. героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать главного героя с другими персонажами.

Сочинение-рассуждение

Обучение навыкам работы над сочинением-рассуждением

50-52

Л.Н.Толстой

«Кавказский пленник»

1.Быль как литературный жанр.

2.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность в противопоставлении пассивности, слабодушию.

3.Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Сюжет и герои худ. Произведения.

Урок усвоения новых знаний

3

Знать историческую основу рассказа; идейное содержание произведения

Уметь определять род и жанр изученного произведения; давать характеристику героям, сравнивать на основании фактов, определений, сопоставления эпизодов; использовать речевую характеристику; выразительно читать; выявлять авторскую позицию;

Знать сюжет рассказа

Уметь отбирать материал и сравнивать героев

Историю создания произведения

Озаглавить события, записать план




53-54

4 четверть

В.М. Гаршин «Сигнал».

1.Причина разного отношения героев рассказа к жизни.

2.Нравственное превосходство Семена.

Урок усвоения новых знаний




2


Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа

Уметь выделять тему и идею произведения,

выражать свое отношение к прочитанному


Творческие проекты


Чтение и пересказ, сопоставление гл.героев

55-56

Л.Н. Андреев

О писателе. Рассказ «Кусака».

1.Гуманизм писателя.

2.Призыв к доброте и состраданию.

Урок усвоения новых знаний

2

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа

Уметь выделять тему и идею произведения,

выражать свое отношение к прочитанному

Вопросы

Выразит-е чтение, пересказ; с.111-112 задания

57-59

А.И. Куприн

Рассказ «Белый пудель».

1.Сведения о жизни писателя.

2.Причина столкновений персонажей в рассказе.

3.Верность и отвага против эгоизма и своеволия.

Урок усвоения новых знаний

3

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа

Уметь выделять тему и идею произведения,

выражать свое отношение к прочитанному

Чтение, пересказ.

Чтение, пересказ.

Поэзия природы (4часа. )

60

А. С. Пушкин «Обвал»

Одухотворенность природы. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

Урок усвоения новых знаний

1

Знать идейное содержание стихотворений

Уметь выразительно читать; воспринимать и анализировать стихотворение; работать с изобразительными средствами языка

анализ стихотворения

Выразительное чтение и анализ стихотворения Анализ лир-х произв-й

Сопоставление стих-й

61

Стихотворения К.Д. Бальмонта и Н.И. Рыленкова. Философская глубина стихотворений поэта

Урок усвоения новых знаний

1

Знать идейное содержание стихотворений

Уметь выразительно читать; воспринимать и анализировать стихотворение; работать с изобразительными средствами языка

Выразительные средства языка

Анализ лир-х произв-й

Сопоставление стих-й

62-63

К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона».

1.Очерк как вид эпического произведения.

2.Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

Урок усвоения новых знаний

2

Знать идейное содержание произведения; краткие сведения о писателе

Уметь читать и комментировать текст, , выделять тему и идею произведения,

выражать свое отношение к прочитанному

Уметь выделять тему и идею произведения,

выражать свое отношение к прочитанному

Чтение и пересказ

Чтение и пересказ.

Теория: пейзаж в лит-м произведении

«Идет война народная, священная война!...» (2часа)

64

Стихотворения русских поэтов о войне. Тема исторической памяти. В.М. Шукшин «Жатва».

Практикум

1

Знать авторов, их произведения

Уметь выразительно читать, анализировать.

наизусть

Выразит-е чтение

65

Вн .чт. В.П.Катаев. «Сын полка».

Основные факты жизни и творческого пути писателя.

1

Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества В. П. Катаева и начать чтение повести «Сын полка»; дать исторический комментарий к повести.


Рассказы о твоих сверстниках (5часов)

66

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

Смысл заглавия рассказа.

Практикум

1

Знать авторов, их произведения

Уметь выразительно читать, анализировать.

Пересказ, выразительное чтение

67

В.А. Солоухин. «Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Практикум

1

Знать авторов, их произведения

Уметь выразительно читать, анализировать.

Чтение и пересказ, сопоставление героев

68

Зарубежная литература

Р. Бредбери. «Мальчик-невидимка».

Урок усвоения новых знаний

1

Расширить представления о жанре рассказа на примере научно-фантастических рассказов Р. Брэдбери.

Комментированное чтение рассказа

69

РР. Отзыв

1

Раскрыть основные признаки отзыва как речевого жанра; познакомить учащихся с разновидностями отзыва и с особенностями употребления в каждом из них языковых средств; подготовить учащихся к написанию отзыва о литературном произведении.

Написание отзыва о прочитанной книге

70

Завершая раздел и изучение литературы в 5-м классе.

Повторительно-обобщающий

1

Знать роды и жанры произведений; изученные произведения, их авторов и проблемы

Владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Подведение итогов года, знакомство с перечнем лит-ры для летнего чтения, проекты учащихся


Список литературы


  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2011.

  2. Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.

  3. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2010.

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

5. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2010.

6.Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2006.

Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2010.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2010.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2011.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2011.

  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Радиус, 2009.

  8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2010.

  9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 - М.: Наука, 2010.

  10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.


Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа,

16


© 2010-2022