Композиция как отражение авторского замысла (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Композиция как отражение авторского замысла по роману М.Булгакова «мастер и Маргарита»

(урок-анализ, графико-символический анализ романа)

Цели и задачи: Познакомить с историей создания романа, рассказать о значении романа, показать особенности жанра и композиции; углубить понимание композиции и структуры романа путем графико-символического анализа; формировать у старшеклассников адекватное отношение к роману «Мастер и Маргарита».

План урока:

  1. История создания романа

  2. Роман в романе.

  3. Прошлое как эпитафия настоящему.

Словарная работа: «роман в романе», Ершалаим, Москва 30-х готов, эпитафия, эпоха.

Оборудование: презентации, иллюстрации к роману.

Ход урока:

  1. (слайд №2 - эпиграф)

«Каждому будет дано по его вере»

Учитель:Роман «Мастер и Маргарита» - особый в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

  1. Сообщения учащихся об истории и публикации романа.

Ученик А:«Дописать раньше, чем умереть». Этой фразой Булгаков началочередную редакцию романа, который тогда еще не обрел своего нынешнего,

всем известного названия. Замысел у писателя возник еще в 1928 г., а первые

варианты текста относятся к 1929 г. - году Великого перелома в стране и в

судьбе Булгакова. Немного можно назвать романов, которые бы породилистолько споров, как «Мастер и Маргарита». Существовало триредакции романа, в которых были следующие варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом» - (1-ая редакция) ; «Великий канцлер», «Сатана» - (2-ая редакция, которая носила подзаголовок «Фантастический роман», может быть это является намеком на то, как сам автор определялжанровую принадлежность своего произведения); и, наконец, третьяредакция первоначально называлась «Князь тьмы», и менее чем через год,появилось всем известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». Последняяредакция проводилась в последние полгода жизни писателя. Он умирал изнал об этом - сам был врачом.

  1. Беседа.

(слайд №3 - воспроизведены картины московского быта двадцатых - тридцатых годов)

Учитель:Попробуйте определить жанр романа.

Ученик Б: Можно называть его и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно - лирическим, и сатирическим. Роман много жанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни.

Учитель:Необычна и композиция романа.Как вы определите композицию романа?

Ученик В:Это «роман в романе».Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера - в судьбе Иешуа.

Учитель:Какое время охватывают события романа?

Ученик Г:Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходит всего за 4 дня.За это короткое время происходит множество событий.

(слайд №4 и №5 - проецируются карты булгаковской Москвы и Ершалаима)

Учитель:В романе два основных мира, три сюжетные линии: «древний ершалаимский и современный московский». «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам... Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас... И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; И многие лжепророки восстанут и прельстят многих...» (Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6-12). И все сбылось: восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства», нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных. И трагичен финал этих избранных. Революция «напылила кругом, накоптила и пропала под дьявольский свист.

(слайд №6 - иллюстрации Москвы 30-х гг.)

Первый мир - московский, оставляет ощущения несерьезности, это сатирическое изображение современности.

(слайд №7 - картинки Иерусалима)

Ершалаимские главы весомые, чеканные, ритмичные. Действие в этих главах происходит в течении одного дня, переносит нас на две тысячи лет назад. В мир, который существует параллельно с современным. Он более реален. Реалистичность достигается особым способом повествования.

Кто является повествователем истории Понтия Пилата в Ершалаиме? История эта дается с нескольких точек зрения, что придает достоверность происходящему в московских главах. Прокомментируйте, используя текст.

(слайд №9 - портрет и годы жизни П.В. Палиевского)

Филолог и философ П.В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа) далеко, слишком, хотя и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какая-то окаймляющая или резко очертательная: ведь нигде Булгаков не сказал: «Иешуа подумал», нигде мы не присутствуем в его мыслях. Преданный в руки фанатиков - иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа - Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.

(слайд №10)

В какой главе появляется Мастер?

Ученик А:13 глава «Явление героя».

Учитель:С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется только в середине романа. Это одна из многих загадок Булгакова. Он сознательно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины - все это пережил и сам Булгаков. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. Мастеру нет места в этом мире - ни как писателю, ни мыслителю, ни как человеку.

(слайд №11 - портрет Маргариты)

Учитель: На какие жертвы идет Маргарита ради спасения Мастера?

Ученик Б:Она во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

  1. Работа по группам (слайд №12, №13, №14 - графико-символический анализ по смысловым частям)

Учитель:Попробуйте разделить роман на смысловые части, прокомментировать; далее проведем словарную работу, найдем ключевые и знаковые слова.

Московский мир

Ершалаимский мир

Встреча с неизвестными

Миссия

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 1, 3, 4, 5, 6.

Спор и погоня за четырьмя неизвестными, что привело Ивана Бездомного в клинику Старвинского.

Словарная работа:

опорные слова:Аннушка, подсолнечное масло, на Патриарших прудах, жаркая погода, Берлиоз, Бездомный;

ключевые слова: антирелигиозная поэма, неизвестные, спор, погоня, седьмое доказательство;

знаковое слово: судьба.

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Глава 2.

Иешуа Га-Ноцри на допросе у Поинтия Пилата (Черный квадрат).

Словарная работа:

опорные слова: подвесил, волосок, игемон;

ключевые слова: храм старой веры, храм истины, справедливость, Понтий Пилат, Иешуа;

знаковое слово: истина.

Испытания

Казнь

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 7, 8, 9, 10, 11.

Нехорошая квартира (серый квадрат), раздвоение личности Ивана Бездомного (прямая, раздвоенная на конце).

Словарная работа:

опорные слова:Грибоедов, шизофрения, поединок, шутки Коровьева, вести;

ключевые слова: нехорошая квартира, похождения;

знаковое слово: похоть.

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Глава 16.

Распятие Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа).

Словарная работа:

опорные слова: Лысая гора, Левий Матвей;

ключевое слово: казнь;

знаковое слово: смерть.

«Люди как люди…» (кара)

Ответственность

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 12, 13, 14, 15, 17, 18.

Театр варьете (серый квадрат) с вытекающей из него черной магии, явление Мастера (кривая стрелка).

Словарная работа:

опорные слова: Варьете, гость;

ключевое слова: разоблачение, явление, черная магия, сон;

знаковое слово: вожделение.

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Глава 25.

Прокуратор (буква «П») пытается спасти Иуду из Кириафа.

Словарная работа:

опорные слова: Тьма, ураган; ключевые слова: проклятые деньги, прокуратор, Иуда из Кириафа;

знаковое слово: предательство.

Самопожертвование

Погребение

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 19, 20, 21, 22.

Маргарита (прямая стрелка), жертвуя собой, идет по пути черной магии (сомнительная кривая дорога).

Словарная работа:

опорные слова: похоронная процессия, крем Азазелло, ужин «при свечах»;

ключевые слова: необычный сон, полет; знаковое слово: вера, надежда.

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Глава 26.

Погребение Иешуа Га-Ноцри, прощание с ним прокуратора.

Словарная работа:

опорные слова: Масленичноеимение, измена, дворец Каифы, нож, сон, прозрачный кристалл; ключевые слова: философ-бродяга, похороны, помянут, человечество;

знаковое слово: порок.

Предназначение

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 23, 24, 27, 28.

Бал у Сатаны (Серое пятно), извлечение Мастера (кривая стрелка), воссоединение его с Маргаритой (прямая стрелка).

Словарная работа:

опорные слова: бал, сатана, ужин, конец квартиры №50;

ключевые слова: последние похождения, рукописи, извлечение Мастера;

знаковое слово: любовь.

Каждому по его вере…

Композиция как отражение авторского замысла (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главы 29, 30, 31, 32.

Круг символизирует прощение, приют Понтия Пилата, судьбу Мастера и Маргариты.

Словарная работа:

опорные слова: гроза, беседа, отравление, клиника Стравинского, Воробьевы горы;

ключевые слова: судьба, дорога, прощание, вечный приют;

знаковые слова: счастье.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Как вы думаете, что нужно, чтобы понять замысел автора?

Ученик А: чтобы лучше понять идею произведения, нужно «увидеть» произведение, мы уже более осознанно будем относимся к произведению.

  1. Домашнее задание: (слайд №15)

- Используя графику, добавьте ключевые и знаковые слова.

- попробуйте сопоставить героев романа и дать характеристику героям.

© 2010-2022