Конспект урока литературы в 10 классе В поисках смысла жизнипо произведению Л. Н. Толстого Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: " В поисках смысла жизни по роману Л.Толстого "Война и мир"

Цель:

* выяснение сущности смысла жизни;

* выявление самоопределения толстовских героев;

* развитие творческих способностей, актерского мастерства;

Оборудование: магнитофон, кассета с записью вальса, портреты героев, кодоскоп.

Литература: Арденс Н.Н. Творческий путь Толстого. М.: 1962.

Громов П. "Диалектика души " в романе "Война и мир" - Литература; 1977.

Оформление доски:

высказывание Сенеки: " Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание",

высказывание Паскаля: "Горе людям, еще не знающим смысла жизни", высказывание Л.Толстого: "Нынче всю ночь думал о смысле жизни".

При подготовке к уроку: учащиеся выбирали роль с объяснением выбора, излагая выбор в форме лингвостилистического анализа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Театральная постановка

Под музыку вальса входят участники бала ( роли распределены заранее), исполняют вальс. Под музыкальное сопровождение учитель произносит:

- Прозвенел третий звонок…Прошелестел занавес…На зрителя пахнуло особым воздухом кулис…На подмостки вышли персонажи спектакля…

- Представьте, что я - режиссер и по сценарию в этом месте сцены

должен начаться диалог между персонажами.

Обращение к танцующим:

- Спасибо, господа, займите свои места.

- Итак, перед режиссером стоит вопрос: каким содержанием должен быть наполнен диалог? о чем будут говорить персонажи?

III. Проблемное начало урока.

- Перечитав дневники Л.Толстого, изречения лучших представителей человечества, стало понятно, что волновало людей во всех поколениях и без чего вы , как актеры, не можете обойтись, исполняя роли в спектакле.

- Обратите внимание на изречения, выписанные на доске. Постарайтесь предопределить тему, на основе которой я, как режиссер, буду строить диалог?

- Верно. Смысл жизни, поиск смысла жизни - вот тема диалога и нашего урока.

- Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф - слова любого из философов

IV. Введение в тему.

- Тема урока выбрана не случайно. Наиболее важным, по мнению многих психологов, для вашего возраста, возраста ранней юности, является интерес к самоопределению, то есть понимание и поиск смысла жизни.

- Послушайте мнение психолога Мудрика В.: " Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживаниями. Открытие себя как уникальной личности неразрывно связано с открытием мира, в котором предстоит жить. Девушки и юноши начинают задаваться вопросами: "Кто я?". "Какой я?", "каков мой жизненный

идеал?", "Что я должен сделать, чтобы и я сам и окружающий мир стал лучше?"

- На уроке предстоит выяснить: в чем заключается смысл жизни, определите смысл жизни толстовских героев для умелого вхождения в роль по нашему сценарию.

V. Вхождение в роль.

- В театре элементом серьезной работы является "работа за столом". Этот этап работы хочется назвать: " Я претендую на роль…" Прошу каждого представиться и обосновать выбор роли.

Выступления учащихся по схеме.

План высказывания. Аргументация.

  1. Вступление - мотивация: почему выбрана эта роль?



  1. Основная часть: каким я представляю себе героя: а). доказательства и примеры социального положения, отношение к людям, как это проявляется в речи, манере.

б). представление о внешнем облике персонажа;

в). речевая характеристика.

3. Вывод.

Речевые конструкции.

Интерес к персонажу…, считаю обоснованным …, мои возможности…;

Во-первых., прежде всего это проявляется…. об этом свидетельствует…,



Внешний облик персонажа…, на мой взгляд…. описание портрета может быть дополнено…;

Реплика героя подтверждает…, подтекст этих слов таков….;

Вот почему…, таким образом….

Вывод этапа:

- По вашим выступлением стали понятными слова Ключевского В.О. "Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров". Наш спектакль не будет скучным.

VI. Теоретическое оснащение урока:

- Прежде чем предстоит выяснить смысл жизни каждого героя, роль которого вы будете играть, необходимо установить сущность значения словосочетания "смысл жизни".

- Используя информацию на карточке № 1 , попытайтесь создать схему механизма смысла жизни. разработанную Божович

Карточка № 1

Психологические механизмы смысла жизни.

Проблема определения механизма смысла жизни в отечественной психологии наиболее полно и глубоко была рассмотрена Л.Божович. Она неоднократно указывала на ранний юношеский возраст (15-16 лет) как

период поиска смысла своего существования. то есть смысла жизни. В механизм осмысленности жизни входят:

  1. Ценностные ориентации - элементы структуры личности, выражающие суть нравственности.

  2. Ценности - обобщение представлений людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт, смысл культуры определенного общества.

  3. Цель в жизни;

  4. Идеал - совокупность норм поведения, иногда этот образ воплощает наиболее ценное представление;

  5. Жизненный план - укрупнение целей, которые ставит перед собой личность;

  6. Результативность жизнь - оценка пройденного отрезка жизни;

- И понятия, и вопросы составляют ценностно-смысловую природу понятия "смысл жизни"

VII. Понимание смысла жизни героями (выступления учащихся).

- Лев Толстой перед читателями ставил главную воспитательную задачу: нравственное развитие. По мнению Толстого, нравственное совершенствование не просто возможно, а является единственным способом нахождения смысла жизни, достижения добра и справедливости. Толстому важно было, чтобы читатель прошел вместе с героями путь духовных исканий.

- Вам необходимо проанализировать, каковы ценностные ориентиры героя, его цели в жизни, идеалы, планы? В чем заключается смысл его жизни?

Вывод этапа: определив жизненное кредо героев, наполняем свой сценарий пониманием роли.

VIII. Театральная постановка.

- Как режиссеру разрешите поручить начало разговора Наташе Ростовой. Необходимо говорить только одну фразу: в чем заключается для вас смысл жизни?

-Во время исполнения танца, которым начинался урок, необходимо каждому из героев произнести эту фразу в такой последовательности:

Наташа - Элен - Андрей - Пьер - Мари - Анатоль - Николай

( учащиеся исполняют вальс, произнося сформулированную фразу)

IХ. Итог урока.

- Благодарю. Конечно, всем понятно, что любая сцена спектакля будет смотреться и оттачиваться. отшлифовываться актерами поэтапно. Поэтому наше действие было лишь импровизацией, но считаю, что такая рабочая репетиция. Все дело в актерском мастерстве.

- Закончить урок позвольте словами Дм. Лихачева: " В чем смысл жизни? Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах?

Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос".



© 2010-2022