К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке

Тема. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке. Цель: продолжить работу с текстом; воспитывать умение приобретать              жизненный опыт при чтении; помочь учащимся сформировать            собственные понятия про красоту, осмыслить роль высоких            моральных качеств в становлении личности; развивать навыки ведения            дискуссии относительно проблемных вопросов; воспитывать            способность к сопереживанию. Оборудование: ИКТ, презентация, учебни...                         ДОБРОТА Каждый из нас слово «доброта» понимает по-своему. Давайте прочитаем толкование этого слова в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова:   ДОБРОТА - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ДОБРО – Все положительное, хорошее, полезное. - Что означает, когда про человека говорят добрый? - Надо ли на зло отвечать добром? Именно эти проблемы поднимает в сказке «Теплый хлеб» автор. Решая их, вы примеряете на себе поступки героев и формируете собственные... Филька Конь Мальчик Панкрат       - Скорый на работу, раненый, колдун, молчаливый, серьезный, терпеливый, помощник, недоверчивый, сердитый, неласковый. 4. Мини-диспут «Надо ли прощать зло?». - Вы верите Фильке? Осознал ли он свою вину? - Станут ли Филька и конь Мальчик друзьями? - Каким мы увидели Фильку, как он изменился в конце сказки. (Дети дают характеристику герою).                                                                      VІІ. Закрепление знаний, умений и навыков. 1.     Разгадывание кроссворда. Дайте правильные ответы на вопросы кроссворда и получите ключевое слово народной пословицы «Так надо жить, чтоб никому не вредить и всегда …… творить». 1. с о л Д а т у     2. с О р о к а 3. з л о Б а     4. в о Р о н ы   5. у т р О м     1.     Кому злобный мужик кинул хлеб? 2.     В сенях у Панкрата жила …… 3.     От чего 100 лет назад стрясся лютый мороз? 4.     Кто только понимал, но не верил сороке? 5.     В какое время суток Филька пошел к коню мириться? VІІІ. Подведение итогов урока. - Так что такое доброта? Как она показана в сказке? Итак, Филька осознал свою вину, раскаялся и изменился. А какова роль хлеба в сказке? Почему именно с хлебом мальчик идет на примирение с конем? Правильно, хлеб – символ достатка, изобилия,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.Тема. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.

Цель: продолжить работу с текстом; воспитывать умение приобретать

жизненный опыт при чтении; помочь учащимся сформировать

собственные понятия про красоту, осмыслить роль высоких

моральных качеств в становлении личности; развивать навыки ведения

дискуссии относительно проблемных вопросов; воспитывать

способность к сопереживанию.

Оборудование: ИКТ, презентация, учебники.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомет.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Когда развиваются события, описанные в сказке?

2. Как попал конь в деревню?

3. Кто такой Филька?

4. Что плохого сделал мальчик?

5. Расскажите притчу о злобе людской.

6. К чему приводит людская злоба, чем это страшно в жизни?

7. Догадывалась ли бабушка, кто сотворил зло? Объясните свое предположение.

8. Почему Филька все же отправился к Панкрату?

9. Почему дед предложил Фильке самому найти выход из случившейся ситуации?

10. Расскажите о решении Фильки.

11. Почему мальчик не сомневался, что ему помогут?

12. Какова роль сороки в сказке?

13. Кто помог примирить коня и Фильку?

ІІІ. Постановка темы и цели урока.

ІV. Работа над темой урока.

Сегодня я предлагаю поговорить о вечных, неподвластных времени, ценностях - доброте, красоте человеческой души - и задуматься, почему в человеческих отношениях так много зла.

Поэтому эпиграфом нашего урока станет пословица:

Доброе дело питает и разум и тело

Тему урока дети записывают в тетрадях.

1.Оглашение темы и целей урока.

- А чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Дополнения, ответы учащихся).

2. Создание ассоциативного куста. (Запись в тетрадях).

- Как вы считаете, что обозначает слово «доброта»?

Солнце Семья Честность Хорошие поступки Искренность

ДОБРОТА

Каждый из нас слово «доброта» понимает по-своему.

Давайте прочитаем толкование этого слова в «Словаре русского языка»

С. И. Ожегова:

ДОБРОТА - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

ДОБРО - Все положительное, хорошее, полезное.

- Что означает, когда про человека говорят добрый?

- Надо ли на зло отвечать добром?

Именно эти проблемы поднимает в сказке «Теплый хлеб» автор. Решая их, вы примеряете на себе поступки героев и формируете собственные моральные принципы. Представьте себя героями сказки и поговорим искренне.

VІ. Формирование и совершенствование умений и навыков.

  1. Слово учителя.

- Расскажите историю Фильки, которую рассказал К. Г.Паустовский.

2. Эвристическая беседа.

- Представить Фильку нам не трудно. На какие детали обращается особое внимание? (молчаливый, недоверчивый, сердитый, неласковый, грубый, скрытый).

ФИЗМИНУТКА.

  1. Ассоциативный диктант.

Записать в 3 колонки: 1-слова, которые ассоциируются с Филькой, 2- слова, которые ассоциируются с конем Мальчиком, 3- слова, которые ассоциируются с Панкратом.

Филька

Конь Мальчик

Панкрат

- Скорый на работу, раненый, колдун, молчаливый, серьезный, терпеливый, помощник, недоверчивый, сердитый, неласковый.

4. Мини-диспут «Надо ли прощать зло?».

- Вы верите Фильке? Осознал ли он свою вину?

- Станут ли Филька и конь Мальчик друзьями?

- Каким мы увидели Фильку, как он изменился в конце сказки. (Дети дают характеристику герою).

Грубый

Помощь людям

Неласковый Недоверчивый


Желание Сердитый Скрытый

Желание помириться

измениться

Раскаялся

VІІ. Закрепление знаний, умений и навыков.

  1. Разгадывание кроссворда.

Дайте правильные ответы на вопросы кроссворда и получите ключевое слово народной пословицы «Так надо жить, чтоб никому не вредить и всегда …… творить».

1.

с

о

л

Д

а

т

у


2.

с

О

р

о

к

а

3.

з

л

о

Б

а



4.

в

о

Р

о

н

ы

5.

у

т

р

О

м



  1. Кому злобный мужик кинул хлеб?

  2. В сенях у Панкрата жила ……

  3. От чего 100 лет назад стрясся лютый мороз?

  4. Кто только понимал, но не верил сороке?

  5. В какое время суток Филька пошел к коню мириться?

VІІІ. Подведение итогов урока.

- Так что такое доброта? Как она показана в сказке?

Итак, Филька осознал свою вину, раскаялся и изменился. А какова роль хлеба в сказке? Почему именно с хлебом мальчик идет на примирение с конем?

Правильно, хлеб - символ достатка, изобилия, жизни, плодородия, труда, мудрости, работы, пища для тела и души. В данной сказке хлеб - это символ примирения, победы добра над злом.

Учитесь, дети, великому умению - дару сопереживания, подайте тем, кто нуждается в поддержке, не будьте равнодушными, т. к. из-за молчания безразличных происходят все беды на земле.

Внимательно присмотритесь к окружающим, среди них есть несправедливо обиженные и обидчики. Делайте добро на земле! Я желаю вам добра. Ведь как пишет поэтесса Марина Гущенская в стихотворении «Исцеление добротой» доброта исцеляет:

«ДОБРОТА душевно лечит,

От всех ХВОРЕЙ исцелит,

Эликсир ЛЮБВИ сердечный

СВЕТОМ душу озарит».

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание.

Написать продолжение, как, по-вашему, сложится судьба Фильки.


© 2010-2022