- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (3 класс)
Урок по русскому языку на тему «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (3 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каримова Н.Р. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Республика Башкортостан город Стерлитамак
МАОУ "Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева"
Каримова Найля Раиловна
Русский язык
3 класс
«Обозначение фонемы «о» после шипящих в
безударных личных окончаниях».
Тема. Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях.
Цели: формировать умения грамотно писать безударные личные окончания; научить определять части слов у глаголов; воспитывать наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: картины русских художников о весне, карточки с заданиями, схемы.
Литература: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, издательство «Вита-Пресс», Москва, 2008 г.; В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография», г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.
-
Организационный момент. Деятельность учителя.
- У нас урок русского языка. Н этом уроке мы продолжим раскрывать и закреплять тайны русского языка.
- Настроились на урок. Закрывайте глаза и повторяйте за мной.
У меня хорошее настроение,
Я могу быть добрым и терпеливым.
Я успею сделать все!
Буду предельно внимателен на уроке.
Урок принесет мне радость!
-
Чистописание.
- Начнем урок с чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
На отлично потружусь.
- Запишите число, классная работа.
- Теперь ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа строчными буквами.
г - Подлежащее и сказуемое -это…
л - Глагольные окончания настоящего времени, которые указывают на лицо - это…
а - Обозначение гласного звука в первом слоге слова альбом.
г - Слово-действие по-другому называем ….
о - Изменяемая часть слова - это...
л - Суффикс, который подсказывает, что это глагол прошедшего времени.
- Прочитайте получившееся слово: глагол.
- Запишите слово красиво, соблюдая все правила соединений на следующей строке.
III. Актуализация знаний.
- Ребята, мы сегодня продолжим работу над глаголами, над правописанием личных окончаний.
- Что нужно знать, чтоб правильно записать личные окончания? (К какому спряжению относятся слова и набор окончаний каждого спряжения.)
- Почему их называют личные окончания?
IV. «Открытие» учащимися нового знания.
- Обратите внимание на сегодняшнюю дату. (1 марта). Что можете сказать о сегодняшнем дне?
- Первый день весны. Какая она? (Описание весны.) Слайд 1.
- Вот как красиво описали, рассказали о весне словами. А вот как видят весну художники и передают эту красоту красками. И мы должны научиться видеть эту красоту и беречь ее.
- А какие изменения происходят весной в природе? (Тает снег. Раскрываются почки. И.т.д.)
- Какие слова нам помогли рассказать об изменениях в природе? (Глаголы).
- А вот в этом стихотворении какие слова нам расскажут об изменениях природы весной?
Слайд 2.
Кап - кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко на крыше скачет.
Кап-кап!
Оно горячо припеч_т
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
- Какие слова рассказывают об изменениях? К части речи они относятся?
- Теперь выпишем только эти слова в тетради, выделим окончания и укажем спряжения.
- Припеч_т - а в этом слове пропущена орфограмма. И подсказки нет к какому спряжению оно относится. Но мы знаем, что эта орфограмма находится в личном окончании. А в личных окончаниях букву о не пишем.
- Вспомним, как проверяем орфограммы.
1. Определяем к какой части речи относится это слово. (Глагол).
2. В какой части слова находится орфограмма. (В окончании).
3. Позиция. (Здесь фонема <о> в сильной позиции).
-Обратите внимание, где находится фонема <о>. (После шипящего звука).
- Как обозначать эту фонему - буквой о или ё?
- Фонема <о> в личных окончаниях обозначается буквой ё.
- Какой вывод сделаете об обозначении фонемы <о>, который находится в личных окончаниях после шипящих. А вот вам подсказка(схема).
В личных окончаниях после шипящих фонемы <о> в сильной позиции обозначается буквой ё, а в слабой позиции буквой е.
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного.
1. - Если вы поняли, попробуйте объяснить, какие буквы пропущены в каждой паре слов.
Работа в парах.
стереж_м - нож_м
испеч_м - врач_м
- Какие правила мы должны были вспомнить, чтобы правильно написать эти окончания?
Схемы.
2. - Закрепим наши знания при помощи 229 упражнения.
Прочитать текст. Озаглавить. Определить вид текста.
Пропущенные орфограммы и записать текст.
VI. Итог.
- Какую тайну раскрыли? Что узнали?
- Урок закончим следующими словами.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока,
Но если звонок уж тут, как тут -
Пускай нас тайны подождут.
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание. Упражнение 228.