Комплексная разработка уроков развития речи с применением технологий развивающего обучения

"Описание материала: Вашему вниманию представляется творческая разработка урков по развитию речи, которая может быть полезна учителям риторики, русского языка, студентам педагогических факультетов. Кроме предложенных заданий по темам "«Причастие», «Деепричастие», «Служебные части речи», в разработке раскрыты особенности таких развивающих методик как" «монитор», «развивающая корпорация». Задания и приемы работы опираются на современные подходы к обучению, которые излагаются в самом начале разра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


  1. Современные подходы к обучению…………………………………2

  2. Обучение в сотрудничестве…………………………………….........3

1) Урок - зачет по методике монитора………………………………..3

2) Урок развития речи по методике «Развивающаяся кооперация»…5

  1. Выводы………………………………………………………………10

  2. Список литературы …………………………………………………11

  3. Приложение …………………………………………………………….12


  1. Современные подходы к обучению

Современные подходы к обучению требуют от учителя повышения его профессионализма, преодоления стереотипа мышления, в частности, в выборе форм организации деятельности учащихся на уроке. Ведь ведущая идея гуманизации образования - развитие активно - творческих возможностей человека, его интеллектуально- нравственной свободы.

Как дать качественное образование, не расширяя чрезмерно содержания образования? Как включить в плодотворный учебный процесс каждого ученика: слабого и сильного, ленивого и трудягу, молчуна и болтуна, непоседу и тихоню? Как удержать лучших своих учеников в стенах школы и дать при этом конкурентно способный уровень знаний? Путь один: в основу процесса обучения положить не преподавание, а учение, то есть деятельность ученика как интеллектуальную (умственную), так и практическую (учебную). Усваивается все крепко и надолго, когда ученик слышит, видит и делает сам. Именно поэтому многие годы осваиваем, апробируем методики коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Чем эффективна особая организационная форма обучения? Отвечу коротко: демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, приобретением навыков работы с учебной литературой, высокой степенью самостоятельности, при которой идет формирование способностей учащихся к самоконтролю и, наконец, хорошими результатами.

Парная работа - это не только систематическое формирование навыков самоконтроля, но и умение слушать партнера и слышать то, что он говорит, умение задавать вопросы и следить за логикой и последовательностью ответа товарища, т.е умение организовывать диалог. Постепенно, шаг за шагом, учащиеся приобретают опыт педагогического мастерства и возможность реализовывать свои навыки при выполнении более сложных задач.


II. Обучение в сотрудничестве

Часто учителя испытывают затруднения при подготовке учащихся к зачету, контрольной работе, когда предстоит повторить и закрепить сложный и большой по объему материал. Как опросить каждого? Как убедиться в твердом знании материала? Где найти время, чтобы объяснить и помочь закрепить тему отстающему ребенку. Преодолеть вышеуказанные трудности помогла методика монитора. [5]

1) Урок - зачет по методике монитора.

Рассмотрим применение данной методики при подготовке к итоговому зачету в 7 классе.

Программа 7-го класса сложная, каждый раздел насыщен обилием орфографических правил. [1]

Монитор (англ.) - предостерегающий. В парной работе монитор - это учащийся, в совершенстве владеющий материалом по теме. Учитель сам готовит монитора: прорабатывает с ним сложные случаи орфографических правил, выясняет неточности, дает дополнительные задания. В ходе зачетного урока задача монитора- проверить знания товарища, т.е монитор- это своего рода «тренер». Значит, методика монитора стоит в ряду методик, имеющих характер «тренажа».

Для подготовки к зачету учащиеся получают домой вопросники. (Приложение 1).

Вся учебная группа делится на три малых группы, в каждой из которых есть свой монитор по одной из трех указанных тем. Работа монитора с участниками малой группы строится по специальному алгоритму, а также при соблюдении им определенных правил (Приложение 2).

Каждый участник занятия свои действия подчиняет последовательности шагов, заложенных в алгоритме работы в группе (Приложение 3 ).

Общий ход занятия может быть описан так:

1.Монитор задает вопросы по вопроснику одному учащемуся.

2.В индивидуальной карточке учета удачные ответы отмечаются «+», а неудачные «-» ( Приложение 4).

3. Остальные учащиеся в это время внимательно слушают ответы товарища.

4.Затем монитор также работает со всеми по очереди.

5. Ученик, ответивший на все вопросы, становится монитором. Монитор уходит в другую группу учеником.

6. У ученика, который не ответил на вопросы с первой попытки, появляется возможность прослушать ответы учащихся и рассказать правило повторно.

7. Когда ученик проработает вопросы по теории во всех группах, то садится к монитору по практическим заданиям.

8. В случае затруднения по практике, учащийся обращается за помощью к учителю или консультанту.

Таким образом, для работы по подготовке к зачету должны пройти предварительное репетиторство три монитора по теоретической части и соответственно три по выполнению практических заданий, а также ученик- консультант для помощи в разрешении затруднений при разборе практических заданий. В роли консультанта мы предлагаем пригласить старшеклассника, специально подготовленного для такого занятия.

При работе над вопросником по блокам «Причастие», «Деепричастие», «Служебные части речи», ограничились только основными орфографическими правилами. В итоге получилось по каждой теме не более 6 вопросов, что дало возможность сконцентрировать внимание, отвечать быстро, не задерживая работу в группе (Приложение 5).

Дома дети готовились к зачету и при работе в группе, слушая ответы товарищей, оценивали свои силы, учитывали недочеты или, наоборот, подмечая достоинства, включали положительные моменты в свои высказывания.

Ученик, не ответивший на вопрос монитора, оставался в группе и акцентировал внимание при ответе товарищей на те вопросы, где сам сомневался и не мог сформулировать правило. У учащегося появилась возможность выслушать несколько человек. Пока отвечающий не уверен в том, что готов к опросу, монитор его не спрашивает. Ответив на все вопросы, ученик становится монитором. В итоге, за урок один ученик может побывать и в роли проверяемого, и в роли проверяющего, тем самым, повторяя и закрепляя материал дважды.

Безусловно, такая работа снимает напряжение, дает возможность воспользоваться помощью товарищей, побывать в роли ученика и учителя, проконтролировать свои знания и знания товарища.

Заранее для работы учителем были подготовлены не только три монитора по практической части, но и по теоретической. Учащиеся до зачетного урока были опрошены по теории и выполнили практическую часть. Дожидаясь, когда учащиеся сдадут теоретический материал и перейдут к практике, мониторы выполняют задания повышенной трудности (Приложение 6).

Практические задания по каждому блоку делились на две части:

1 часть - выполни под контролем монитора.

2 часть - выполни самостоятельно ( Приложение 7 ).

У учителя освободилось время, появилась возможность прослушать ответы учащихся в группах, выяснить, какие вопросы вызывают наибольшие затруднения у ребят. Методика подкупает тем, что все учащиеся заинтересованы, нет таких, кто безучастно сидел в стороне. Нужно не просто бездумно вызубрить теоретический материал, а разобраться, вникнуть, чтобы проконтролировать, научить товарища. Реализовать свои знания на практике - вот цель каждого учащегося.

2) Урок развития речи по методике «Развивающаяся кооперация».

Сформированные навыки в дальнейшем позволили дифференцировать обучение, перейти на более сложные этапы парной работы. Один из таких этапов - это организация работы по описанию картины. При работе по развитию речи используем методику «Развивающаяся кооперация». Слово «кооперация» в переводе с латыни означает «сотрудничество». Определение «развивающаяся» имеет в себе еще и тот смысл, что методика построена по принципу поэтапного перехода от одной организационной формы к другой: от индивидуальной к парной, затем к общению в парах сменного состава, а от него к работе в малых группах, после к групповому общению более расширенного состава, наконец, к индивидуальному завершению работы.

Сама методика проста и понятна и хороша тем, что ее можно использовать в любом классе (сильном и слабом), в любой возрастной категории, т.к. построена она на основе простого человеческого общения. Работу по текстоведению в 7 классе построили по методике «Развивающаяся кооперация» [3].

Алгоритм работы по картине А.А. Пластова «Первый снег» следующий:

1 этап. Определяем тему предстоящего высказывания: «О первом снеге».

Определяем главную мысль (идею), которую хотел высказать автор:

«Как красива земля, окутанная первым снегом» или «Первый снег очень к лицу земле».

2 этап. Подбор рабочего материала должен отражать речевой замысел художника.

Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа выбирает определенную тему: «Снег», «Настроение», «Дети», «Краски (колорит)», «Ощущение», «Предметы».

А) Индивидуальная работа. Задание заключается в том, чтобы подобрать языковой материал, необходимый для работы над сочинением.7-10 мин.

Б) Работа в парах.

Прочитай вслух подобранный языковой материал партнеру.

Выслушай материал напарника.

Обсудите, исправьте недочеты.

Дополните ответы друг друга.

В) Работа в группе (4 человека).

Прочитай свои рабочие материалы в группе, прослушай ответы товарищей.

Выбери лучшие рабочие материалы к сочинению.

Г) Обсуждение лучших наработок учащихся из других групп и подбор языкового материала.

Один учащийся из группы читает, остальные записывают и вносят дополнения.

Прослушав языковой материал из 5 групп, учащиеся переходят к 3 этапу работы.

3 этап. Создание текста.

А) Коллективно обдумываем зачин сочинения. Учащиеся предлагают учителю возможные варианты, советуются, в какой последовательности развернуть тему.

Б) Индивидуальная работа.

Напишите на черновике сочинение на тему.

4 этап. Редактирование. Работа в парах.

А) Прочитай вслух свое сочинение партнеру, выслушай его работу.

Б) Устраняем логические ошибки и неточности, нарушения последо- вательности, исправляем лексические и грамматические ошибки, т.е. улучшаем текст, дополняем ответы друг друга.

В) Прорабатываем свое исправленное и дополненное сочинение с другим партнером.

Г) Работа в группе (4 человека).

Прочитайте свое сочинение, прослушайте другие работы. Выберите лучшее сочинение.

Д) Прослушивание и обсуждение лучших сочинений перед классом.

5 этап. Перепиши сочинение на чистовик ( Приложение 8 ).

Во время работы на втором, четвертом этапе обучающиеся не только развивают устную речь, одновременно активизируется их мышление, способность к рефлексии и самооценке. Дети имеют возможность оценивать последовательность в раскрытии темы, находить речевые ошибки и недочеты, устранять их, также следить за грамотным и уместным употреблением художественных средств. Конечно, таким занятиям предшествует предварительная работа, где учащиеся классифицируют речевые ошибки, учатся находить их в тексте. На занятии учитель должен активнее включаться в работу пар, помогать учащимся.

Любой этап работы в паре или в группе очень важен для слабых учащихся, так как есть возможность воспользоваться помощью сильного партнера- собеседника, оценить, исправить недочеты в работе, попытаться высказать свое мнение. Поэтому целесообразно, формируя малые группы, так составлять пары, чтобы состоялся диалог между сильным и слабым учащимся.

Чтобы формирование навыков самоконтроля на уроках развития речи проходило более качественно, работу в малой группе из четырех человек построить не только в парах постоянного состава, но и в сменных парах по схеме:

  1. ↔ 2

↕ ↕

  1. ↔ 4

Такое дополнение и организация работы увеличивает количество встреч с разными партнерами, что позволит каждому ребенку использовать творческий потенциал своих собеседников в гораздо большем масштабе и избежать возможной узости восприятия.

Во время работы малой группы каждый ученик читает вслух свое сочинение, прослушивает другие работы, затем выбирает одно лучшее сочинение. На этом этапе возникают некоторые нюансы в организации, которые требуют адекватных действий со стороны учителя. Ученики не могут выбрать лучшее сочинение, считая, что все работы неудачные. Обычно это происходит в группе, где собрались учащиеся с заниженной самооценкой. Учитель должен помочь детям найти положительные стороны наиболее удачной работы. В другом случае каждый считает свою работу лучшей и называют не одно, а два, три сочинения. Педагог должен помочь увидеть положительные стороны работ и слабых учащихся, пусть они получились не такими хорошими, как у признанных лидеров. Давая возможность слабому ребенку прочитать свою работу перед классом, учитель создает ситуацию успеха и для скромных, нерешительных ребят.

Во время прослушивания и обсуждения лучших сочинений, учитель настраивает детей на внимательное отношение к выступающим от групп. Обучающиеся должны высказывать свои замечания в приемлемой форме, чтобы они помогали, а не сбивали одноклассников с творческого настроя. Дельные замечания могут быть записаны в тетрадь.










III. Выводы

Положительные результаты, полученные во время проведения занятий по данной методике:

  1. Слабые учащиеся написали хорошие работы. Общий уровень сочинений был достаточно высокий.

  2. Появилась возможность осуществить контроль за индивидуальной работой каждого учащегося по подготовке к сочинению.

  3. В активную работу были включены все участники занятия.

  4. Обучающиеся, выполнявшие творческую работу, чувствовали себя комфортно и раскованно.

Каждая малая группа на таких занятиях - это коллектив, объединенный общей целью, где существует товарищеская взаимопомощь, элементы самоуправления. Ребята, которые учатся контролировать и оценивать работу товарища, тем самым учатся контролировать и оценивать свою работу.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я пойму» (Давид Сабхаша).

Слова, сказанные известным философом, перекликаются с любой из методик сотрудничества по горизонтали. Ребята с повышенными требованиями относятся к себе. Ведь как ты научился, осознал, так ты сумеешь объяснить товарищу, проконтролировать его. Объясняя, рассуждая вместе с «учеником » - партнером, ты тем самым контролируешь себя, развиваешь речь, мышление, учишься работать самостоятельно.



Список литературы

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория». Учебник для 5-9 кл.-М.: Просвещение, 2010

2. Гузеев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательных технологий».-М.: Знание, 2005

3.Дьяченко В.К. «Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему обучения по способностям».- Изд-во Красноярского университета, 1995.- С.105

4.Дьяченко В.К. «Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах».- М.: Народное образование, 2004 Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении».-М.: Просвещение, 1991.-С.68

М.: Знание, 2005

5.Коллективное взаимообучение: практическое руководство. Изд-во «Научно- исследовательская фирма «Элилна», 1993.-С.68.

6. Лебединцев В.Б. «Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения».- «Школьные технологии» № 2, 2007

7.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».- М.: Народное образование, 2002

8.Поташник М.М. «Требования к современному уроку: методическое пособие».- М.: Педагогическое общество России, 2002

9.Научно-методический журнал «Коллективный способ обучения»

г .Красноярск, февраль 2007 г.

10.http: // kco-kras.ru


Приложение 1 Вопросник по теме "Причастие"

  1. Рассказать о правописании суффиксов действительных причастий настоящего времени.

  2. Рассказать о правописании суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

  3. Рассказать правило о выборе гласной перед суффиксом - вш-, - ш- у действительных причастий прошедшего времени.

  4. Вспомни о правописании гласной перед буквами нн, н у страдательных причастий прошедшего времени.

  5. Назвать условия выбора нн, н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  6. Рассказать о правописании не с причастиями.

Вопросник по теме "Деепричастие"

  1. Дать определение деепричастия.

  2. Назвать суффиксы деепричастия. Рассказать о правописании гласных перед суффиксами -в-, -вши-.

  3. Рассказать о словообразовании деепричастий.

  4. Что называется деепричастным оборотом?

  5. Рассказать об отличии обособления деепричастного оборота от причастного.

  6. Рассказать о правописании -не- с деепричастиями.

Вопросник по теме "Служебные части речи"

  1. На какие две группы по происхождению делятся предлоги.

  2. Рассказать о правописании производных предлогов.

  3. Рассказать о правописании союзов тоже, также, чтобы, зато.

  4. Как отличить частицу -ни от частицы -не ?

  5. Рассказать о правописании -не с различными частями речи.

Приложение 2 Правила работы для монитора

  1. Задавай ученику вопросы по порядку.

  2. Полный ответ отметь в индивидуальной карточке учета "+".

  1. Если отвечающий затрудняется, то, отметив данный вопрос знаком "-", переходи к следующему вопросу.

  2. Ученик, ставший монитором, еще раз задает вопросы тому, кто не ответил на них с первого раза. Спрашивай только то, что в карточке отвечающего отмечено знаком "-".

  1. Прежний монитор уходит учеником в другую группу.










Приложение 3

Порядок работы в группе

  1. Дождись очередности и ответь на вопросы монитора.

  2. Ответы других слушай внимательно, не отвлекайся.

  3. Ответив на вопросы и побывав в роли монитора, перейди в роли ученика в другую группу.

  4. В новой группе работай как в п. п.1 - 3.

  5. Переходи к монитору по практической части.

  6. Разбери практическую часть с монитором устно. Расскажи подробно о выборе орфограммы. В случае затруднения обратись к консультанту.

  7. Переходи к выполнению практической части письменно.

  8. По практической части следующей темы работай как в п.п. 6,7.

Индивидуальная карточка учета

Приложение 4

Индивидуальная карточка учета

Теоретическая часть

Практическая часть

Причастие

Деепричастие

Служебные части речи

1

2

3

самостоятельн ая часть

1.

1.

1.


2.

2.

2.


3

3.

3.


4.

4.

4.


5.

5.

5.


6.

6.

7. 8.


Теоретическая часть

Практическая часть

Причастие

Деепричастие

Служебные части речи

1

2

3

самостоятельн ая часть

1.

1.

1


2.

2.

2.


3.

3.

3.


4.

4.

4.


5.

5.

5.


6.

6.

7.


Индивидуальная карточка учета

Индивидуальная карточка учета

Теоретическая часть

Практическая часть

Причастие

Деепричастие

Служебные часта речи

1

2

3

самостоятельн ая часть

1.

1.

1.


2.

2.

2.


3.

3.

3.


4.

4.

4.


5.

5.

5.


6.

6.

7.


Теоретическая часть

Практическая часть

Причастие

Деепричастие

Служебные части речи

1

2

3

самостоятельн ая часть

1.

1.

1.


2.

2.

2.


3.

3.

3.


4.

4.

4.


5.

5.

5.


6.

6.

7.


Приложение 5

Вопросник по теме "Причастие"

  1. Рассказать о правописании суффиксов действительных причастий настоящего времени.

  2. Рассказать о правописании суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

  3. Рассказать правило о выборе гласной перед суффиксом - вш-, - ил- у действительных причастий прошедшего времени.

  4. Вспомни о правописании гласной перед буквами нн, н у страдательных причастий прошедшего времени.

  5. Назвать условия выбора нн, н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  6. Рассказать о правописании не с причастиями.

Вопросник по теме "Деепричастие"

  1. Дать определение деепричастия.

  2. Назвать суффиксы деепричастия. Рассказать о правописании гласных перед суффиксами -в-, -вши-.

  3. Рассказать о словообразовании деепричастий.

  4. Что называется деепричастным оборотом?

  5. Рассказать об отличии обособления деепричастного оборота от причастного.

  6. Рассказать о правописании -не- с деепричастиями.

Вопросник по теме "Служебные части речи"

  1. На какие две группы по происхождению делятся предлоги.

  2. Рассказать о правописании производных предлогов.

  3. Рассказать о правописании союзов тоже, также, чтобы, зато.

  4. Как отличить частицу -ни от частицы -не ?

  5. Рассказать о правописании -не с различными частями речи.

Приложение 6

Дополнительный материал для мониторов (практика) по теме "Причастие"

Вставь пропущенные буквы в окончаниях:

Затвердевш… почва, в посвеж…вшем воздухе, над бушующ..м океаном, колеблющ…ся листом, затянувш…мся собранием, у строящ..гося здания, кружащ…гося человека.

Раскрой скобки. Расставь знаки препинания:

Троекуров мало заботился о выигрыше зате…(н,нн)ого им дела. На стенах окле...(нн,н)ых зелеными обоями с розовыми разводами висели три картины пис…нные масляными красками. Каждая минута (не)использова(н,нн)ая врачом для борьбы с болезнью казалась потер..(н,нн)ой. (Не)распустивш…ся из-за холодов пионы так и остались засыхать на клумбе. На большинство вопросов задаваемых мне я смог ответить. К полудню Том из жалкого бедняка превратился в богача буквально утопа…щего в роскоши. Лилипутам уже вид…вшим меня ранее было воспрещ…но вновь приближаться к моему жилищу. Я увидел молодых принцев, окруж...(н,нн)ых свитой. Мы увид..ли ещё (не)скош…(н,нн)ые луга. Ещё (не)прочита(н,нн)ые все интересные книги. По степи, (не)успевшей остыть за ночь уже тян...т опять теплый ветер. Слева открывался ничем (не)заслоне(н,нн)ый вид на равнину. В магазине продавали (не)распустивш...ся, а только зацветшие розы. Туристы вышли на далеко (не)проторе(н,нн)ую дорогу. Жаре(н',нн)ый в масле картофель был очень вкусен. Стари(н,нн)ое кладбище расположе(н,нн)ое на холме казалось пусты(н,нн)ым Они вернулись изране(н,нн)ые и в крови, зато враги принесли домой одного убитым, а другого ране(н,нн)ым. Мы были засыпа...ы вопросами. Герой только что увенч…(н,нн)ый славой был сражен без единого выстрела. Рассея(н,нн)ые среди осин сосны ярко зеленели. На свете чудеса рассея(н,нн)ы повсюду. Она была невнимательна и рассея(н,нн)на.

Дополнительный материал для мониторов (практика) по теме "Деепричастие "

Найди деепричастия и деепричастные обороты, выделите их графически и запятыми:

Он постоял немного у калитки вызывая врага на бой. Мальчик увлекаясь всё больше и больше следил за каждым его движением. Он ворча натянул башмаки. Опасаясь повредить крыши домов полами своего кафтана Гулливер заранее снял его. Так я провел около четырех часов каждую минуту ожидая гибели. Капитан насмеявшись над матросами сам спустился в шлюпку, приказав дать ему два прочных каната. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки. Круглые глаза птицы (не)мигая смотрели на вечернее солнце. (Не)годуя он ушел. Он ушел (не)довыполнив задание. Том продолжал работать, (не)обращая на пароход никакого внимания. Сам того (не) ведая он открыл великий закон. (Не)досказав своей мысли старуха нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать всякий раз останавливаясь так как у неё не хватало дыхания. (Не)получив официального уведомления о постановлении совета я мог (не)знать о замыслах против меня. Откликнулся он (не)хотя, с досадой. (Не)долюбливая этого сотрудника он всё же ценил его профессиональные качества. Он (не)доумевая смотрел на командира. Она (не)спеша пошла в огород.

Приложение 7




Дополнительный материал для мониторов (практика) по теме

"Служебные части речи"

Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Указажи части речи. Расставь знаки препинания.


Затраты на выставку отнесены (на)счет шефствующего предприятия. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня они распрощались. (В)следстви.. быстрого течения надо быть внимательнее. (В)следстви.. по делу террористов было много (не)ясного. (В)течени.. месяца она молчала. (В)течени.. реки много поворотов. Спортивные состязания проходили (в)продолжени.. недели. (В)продолжени.. книги много неточностей. (В)следстви.. были допущены ошибки. (Ни)где не было кустов, (в)следстви.. этого на несколько метров вперед нельзя было сказать, куда свернет протока, (в)право или (в)лево. Деревенька, (не)смотря на красивое расположение, показывала (из)дали запущение. (Не)смотря на мать он вышел из комнаты. (В)течени.. всего лета шли дожди. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.

Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Выйдя на палубу она невольно села на то(же) самое место, где сидела раньше. Я то(же) об этом знаю. Что(бы) такое придумать? Я думал так(же) и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. Он долго тренировался, что(бы) переплыть Днепр. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать. При(том) заводе был опытный полигон. Идти оставалось неделю, при(том) при хорошей погоде. Наступила тишина, за(то) мы услышали вдали соловья. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.

От ребёнка нельзя отойти (не,ни) на шаг. За дождём (не,ни) видно (не,ни) моря, (не,ни) неба. Какая (б) горесть (не,ни)лежала на сердце, какое(бы) беспокойство (не,ни)томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко.




Приложение 8

Карточка №1

Практическая часть по теме "Причастие"

Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки:

Держ..щий первенство, вид..мый утром, стел…щийся по земле,
освеща..мый солнцем, засе..нное поле, едва слыш..мая песня,
увид..вший наяву. .

(Не)разобра(н,нн)ые книги; никем (не)замеч..(н,нн)ый человек; урок (не)выучен; (не)утихающий, а усиливающийся ураган; жар...ые грибы; тренирова..ый спортсмен; купле..ый билет.

Выполни самостоятельно:

(Не)заверше(н,нн)ая в срок работа; (не)выуче(н,нн)ый урок; ожидаемый поезд; бор..щиеся команды; пристрел..(н,нн)ый волк.

Карточка № 2

Практическая часть по теме "Деепричастие"

Образуй деепричастия от глаголов:

преодолевать -

преодолеть -помыть -спешат -

Раскрой скобки и расставь знаки препинания.

Круглые глаза птицы (не)мигая смотрели на вечернее солнце. В саду (не)умолкая ни на минуту пели птицы. Дождь барабанил по крыше точно (не)годуя на кого-то.

Выполни самостоятельно:

Набирая скорость поезд быстро приближается к горному перевалу. Первые лучи солнца пробив сквозную тучу блеснули в небе и

пробежали к земле.

Карточка № 3.

Практическая часть по теме "Служебные части речи"

Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки:

Они отправились (на)встречу с артистами. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. (В)следстви.. быстрого течения надо быть внимательнее. (В)следстви.. по делу было много неясного. Мнения (на)счет красоты разделились. (На)счет банка поступило 5 миллионов рублей.

Часы остановились и показывали то (же) время, что и раньше. Стены так(же) были увешены коврами.

Выполни самостоятельно:

Я благодарил друга за(то), что он мне помог. Наступила тишина, за(то) мы услышали вдали соловья.

Приложение 9

Рабочие материалы к сочинению по картине А.А.Платова «Первый снег»

Тема: о первом снеге.

Идея: показать красоту первого снега.

Сбор рабочего материала:

Тишина: картина наполнена тишиной; снег падает на землю тихо, бесшумно; глухая, мертвая.

Снег: чистый, белый, мягкий, рыхлый, первый, пушистый, легкий, липкий; летит, как белый пух; окутал всю деревушку; большими хлопьями воздушный.

Дети: задорные, веселые, радующиеся первому снегу, наблюдающие, как идет снег, удивленные, радостные, наспех одетые, выбежавшие посмотреть на первый снег, смеющиеся, в восторге от первозданной красоты.

Предметы: береза, опустившая свои ветки, приготовилась к зимнему сну, старая ограда, замерзшая лужа, хрустальная береза.

Ощущение: легкости, чистоты, захватывающей красоты, зимней свежести, морозного утра, веяния ветра, безмолвная тишина, нарушаемая веселым криком птицы; ощущение новизны; ощущение сказочного леса, одевшегося в белоснежный наряд.

Настроение: веселое, свежее, радостное, праздничное, новизна, чистоты, возвышенное.

Утро: раннее, розоватое, яркое.

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Передо мной репродукция с картины А.А. Пластова «Первый снег». Раннее, морозное утро. Снег ждали давно, всем надоела осенняя распутица. В одну ночь рыхлый, белый снег укрыл осеннюю грязь. Крупные пушинки с легкостью опустились на землю. Грустная береза оделась в белоснежный наряд. Белые хлопья окутали небольшую деревушку. Дома надели на свои крыши белые береты. Даже покосившийся забор приоделся и выглядит торжественно. Все становится веселее и красивее с каждой минутой.

Дети, привыкшие к осенней слякоти, как зачарованные, смотрят на только что выпавший снег. Повседневные предметы преобразились с белоснежной чистотой и стали неузнаваемыми. Девочка второпях накинула только тонкую шаль, но она не чувствует холода, так как заворожено смотрит на пушистый легкий снег. Дети выбежали на улицу и увидели, что все похоже на сон: белое покрывало, сказочная тишина. Создается впечатление легкости, зимней свежести, все пропитано прохладой и новизной. Даже замерзшая лужа похожа на хрустальный осколок.

Серебристо-голубоватый цвет дает ощущение чего-то сказочного и таинственного. Картина насыщена светлыми, сияющими красками, передающими праздничное настроение.

Безмолвную тишину лишь усиливает хруст снега под полозьями саней да веселый крик вороны, важно идущей к забору.

Вот и наступила зима.

12

© 2010-2022