Методическая разработка урока по русскому языку «Раздельное и дефисное написание частиц»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по русскому языку «Слитное и раздельное написание частиц»

Ход урока

Оборудование: запись на доске для "Разминки", таблицы "Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и - е", "Степень сравнения наречий и наречия состояния".

1. "Разминка"

Определить часть речи. У доски два ученика. Один загадывает часть речи, другой задаёт три вопроса и отгадывает её.

Местоимение

Глагол

(Например. 1. Это самостоятельная часть речи? 2. Изменяемая ли часть речи? 3. Изменяется по родам?)

2. - Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие).

- Что вы знаете о наречии? (Неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак признака, признак предмета, имеет степень сравнения, есть наречия состояния)

3. Coобщение цели урока учащимся.

- На основе повторенного вами дома материала о написании НЕ с различными частями речи вы сегодня самостоятельно сформулируете правило слитного и раздельного написания не с наречиями на - о, - е, начнёте отрабатывать умение выбирать правильное написание не с наречиями.

4. Словарная диктовка с комментированием.

Говорил неправду, немигающий взгляд, нестерпимый зной, не проверив работу, ещё не сделанные чертежи, неверное суждение, не правда, а ложь, неширокая, а рыбная река, далеко не зрелое яблоко, совершенно неисследованная местность, не голубое небо, не кожаные ботинки, правый берег не круче левого, не был в школе.

- Сделайте вывод о написании НЕ с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, причастием.

5. А теперь проанализируем примеры слитного и раздельного написания наречий на - о, -е.

Работа с таблицей "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о, - е".

Совершенно неинтересно

Крайне невыгодно

- На написание какой части речи похоже написание НЕ с наречиями на - о, -е?

Самостоятельно сформулируйте правило. А теперь прочитаем правило в учебнике. Какие неточности в правиле? (Слово "совсем" имеет два значения: 1 совершенно, очень. 2 отнюдь, никоим образом. Совсем неинтересно. Совсем не легко зимой птицам).

6.Анализ таблицы "Степень сравнения наречий и наречия состояния" (заглавие таблицы пока закрыто)

-В чём особенность этих наречий? (Это наречия в сравнительной степени и наречия состояния, с ними непишется раздельно)

7. Работа в группах. Составление алгоритма " Не с наречиями"

1.Определяю часть речи. (Наречие)

2.Употребляется ли без не?

3.Есть ли в предложении противопоставление однородных членов?

4.Являются ли эти слова наречиями состояния или стоят в сравнительной степени?

5.Есть ли перед наречием слова далеко, вовсе, отнюдь, ничуть?

8. Закрепление изученного. Выполнение упражнения в тетрадях с печатной основой.

Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует.

(Не) устанно куковала в бору кукушка.

Пут_шестве_ник пр_выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу_ствует себя (не) уютно.

Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта_вает.

Мы идём (не) спешно ступая по сырой, сколь_кой тр_пинк_.

9. Физкультминутка тематическая.

Во время её учитель называет наречия: вправо, влево, медленно, вверх, низко, вниз, близко, далеко.

- Какие наречия были употреблены во время физкультпаузы? Записать их на доске, к выделенным наречиям подобрать синонимы с не (неторопливо, невысоко, недалеко, неблизко)

- Составить с наречием неторопливо предложение, используя деепричастный оборот.

(Я неторопливо2 бродила3 по аллеям зимнего парка, стряхивая с ветвей деревьев иней4.)

- Разобрать предложение по членам, сделать грамматический разбор слов.

-Найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

10. "Слитно или раздельно" (устное задание с использованием сигнальных карточек, + слитно, - раздельно)

Жили небогато, решил неверно, далеко не вежливо, вовсе не весело, выполнить небрежно, поступил нелепо, очень неприятно, не видно поезда, читал не громко, а тихо, ничуть не интересно.

11. Подведение итогов урока.

- Легко ли писать наречия на -о, - е с частицей не (Не легко, а трудно)

_Как напишем не легко?

12.Заполнение " Листка успешности урока".(Приложение 1)

Домашнее задание: выучить алгоритм, правило, упр. 191.


© 2010-2022