- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по элективу 11класс
Рабочая программа по элективу 11класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смарченкова Е.Д. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Сосновского муниципального района Нижегородской области
Согласовано Утверждаю
Заместитель Директор МБОУ
директора по УВР Сосновская СОШ №2
_________А.И.Зимина ________Ф.И.Никонов
26 августа 2015г Приказ №194-д от
. 26 августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Лингвокультурологический анализ текста»
ДЛЯ 11КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(«Программы элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 - 11 классов средней школы / под ред. Л.В. Шамрей. - Н.Новгород: 147 стр., 2009.)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от_25.08.15
Составитель:
Е.Д.Смарченкова,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
2015год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста» для обучающихся 11класса соответствует требованиям компонента Государственного образовательного стандарта.Разработана на основе
-
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
-
«Программы элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Шамрей Л.В., Дербенцева Л.В., Султанова А.В., Тихонова С.В. (Сборник «Программы элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 - 11 классов средней школы / под ред. Л.В. Шамрей. - Н.Новгород: 147 стр., 2009.)
Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения родного языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблемами нравственности, национального исторического сознания, т.е.лингвокультурологически.
Целью курса является расширение специфического словаря учащихся, т.е.отбор содержания сконцентрирован на абстрактных существительных, выражающих мир эмоций, психологических состояний человека.
Задачи курса:
-
Освоение «эмоционального» словаря, включающего десятки слов - концептов.
-
Развить у учащихся целостное представление о внутреннем мире человека и расширить активный словарь, что облегчает анализ произведения и создание собственного текста.
-
Свойственный языку взгляд на мир, отчасти национально специфичен, поэтому в данном элективном курсе особое внимание уделить возможности диалога, варьированию в лексике значений и смыслов.
-
Содействовать повторению наиболее сложных тем основного курса русского языка (причастие, деепричастия, обогащение словаря, конструирование метафор).
Создать условия для проведения интегрированных уроков русского языка, литературы и МХК.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей коллектива обучающихся 11 класса. Коллектив создан на базе одного класса данного ОУ и нескольких обучающихся из других школ. Это в основном дети со средним и низким уровнем способностей, о чём свидетельствуют результаты итоговой государственной аттестации за курс основной школы.
Предполагаемый результат обучения - свободное владение учащимися абстрактной лексикой на уровне творческих, самостоятельных работ различного типа.
Программа рассчитана на учащихся 10 - 11 классов и позволяет учителю сокращать или расширять содержание некоторых модулей, построить дополнительную работу в классе и дома.
Учебно - тематический план.
№п/п
Наименование разделов и дисциплин
В том числе
Всего часов
лекции
Семинары, практикумы, тренинги и т.п.
Сам.работа
1
введение
1
1
2
Слова в словаре
2
1
1
3
Слово в контексте словосочетания
2
1
1
4
Художественный текст как лингвокультурологическая загадка
6
2
3
1
5
Слово в научном тексте
4
1
3
6
Слово в публицистическом тексте
8
2
4
2
7
Слово в средствах массовой информации
2
2
8
Слово в современной литературе
8
2
3
3
9
Заключение
1
1
Итого
34
11
23
В программу данного элективного курса мною внесены следующие изменения: так как темы №3,№5,№6,№7 могут содействовать подготовке учащихся к ЕГЭ (заданий №24,25), то в качестве контроля и домашних заданий применяются демоверсии сайта ФИПИ .
Содержание курса
Введение. Язык - культура - личность. Ценностная картина мира. Понятие о культурном концепте.
Тема №1. Слово в словаре.
Слово - образ - понятие. Внутренняя форма слова (этимологический аспект). Определение лексического значения и его вариаций (Даль, Ожегов). Подбор синонимов, антонимов и пр. (по специальным словарям). Семантика слова в пословицах и поговорках (варьирование значения слова в контексте цельного высказывания, устойчивого оборота). Работа со словарями крылатых и образных выражений. Словарь иностранных слов: какие из них вошли в современный русский язык. Роль мифологических словарей, словарей специальных терминов в развитии лигвистической культуры человека.
Формы занятий: исследовательская работа по темам, семинар, творческая работа - создание литнгвокультурологического словаря к текстам, самостоятельный анализ лексики (её частотности и значений) в прессе, телепередачах, публицистике.
Тема №2. Слово в контектсте словосочетания, предложения.
Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов. Природа речевой метафоры. Метафора как стилистический прием. Метафорический образ. Ассоциативно - смысловые связи слов и их сопряженность.
Формы занятий: самостоятельная учащихся, работа в группах, учебная конференция.
Тема №3. Художественный текст как лингвокультурологическая загадка.
Как читать текст, чтобы его понять. Связность и цельность текста (способы связи слов по горизонтали и вертикали). Значение и смысл текста как понятия. Интерпретация текста как личное понимание его. Ассоциация как связь текстов (понятие об интеллектуальности, тексте и контексте).
Формы занятий: лингвопоэтический анализ текстов различного типа, создание текстов на основе композиционной схемы, на основе развертывания первой фразы, на основе национально - культурных ассоциаций, на основе поэтических цитат и реминисценций, на основе развертывания по ассоциации заданного художественного образа, создание лингвокультурологического эссе.
Тема №4. Слово в научном тексте (структурно - семантический анализ).
Чтение и анализ лингвистических текстов. Чтение и анализ литературоведческих текстов. Чтение и анализ философских текстов. Системы понятий. Определение значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.
Формы занятий: работы со словарями; выявление «цепочки понятий» по вертикали в научном тексте; создание научного рассуждения (микротекст, миниатюра) по заданной теме или термину; конкурс на лучшую работу.
Тема №5. Слово в публицистическом тексте.
Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи. Индивидуальный стиль. Анализ эссе писателей (19 и 20 вв.). Создание публицистического текста, текста в жанре лингвокультурологического эссе, рассуждения с различными усложняющими задачами (включением цитат, риторических вопросов и восклицаний, сравнений и антитезы, «лирических отступлений», диалога).
Формы занятий: самостоятельная работа учащихся, семинар. Лабораторная работа, проект «Создание рукописного журнала», редактирование текстов.
Тема №6. Слово в средствах массовой информации.
Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, хроника собтыий, сообщение, фельетон). Частотный анализ лексики и ее значений в средствах массовой информации. Создание тематических выпусков виртуальных и реальных газет, журналов.
Формы занятий: исследовательская работа в группах, самостоятельная работа, творческая работа, моделирование изданий.
Тема №7. Слово в современном литературе.
Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека (литературы) путем семантического преобразования и путем заимствования. Нейтрализация просторечных и диалектных слов. Усиление аналитизма в русском языке (увеличение числа несклоняемых существительных и прилагательных; расщепление «двувидовых» глаголов).
Увеличение числа простых предложений, вопросно - ответных конструкций, примыкающих и парцеллированных конструкций и др. Произношение заимствованных слов (сведение к русским или ассимилированным). Система стилей. Новые типы их взаимодействия (усиление роли разговорного стиля, сближение с внелитературными системами). Усиление диалогичности книжной речи.
«Языковая смута»эпохи (семантическая напряженность, семантический «взрыв», семантическое варьирование, гиперонимы и их природа в современном языке).
Нейтрализация стиля. Новая природа экспрессивности стиля. Обилие речевых штампов, словесных клише. Новая роль церковнославянизмов. Жизнь иностранных слов в современном русском литературном языке. Деидеологизация лексики. Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке. Понятие семантического «сдвига» (расширение значений многих слов). Сходство и различие в развитии литературного языка в начале 20в и начале 21 века.
Формы занятий: самостоятельная исследовательская работа, создание проекта «Язык и стиль в художественном произведении» (на примере произведений современных писателей), дебаты по итогам комплексной творческой работы.
Заключение. Итоги работы учащихся .Анализ творческих работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате прохождения элективного курса обучающийся должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
-
анализ текста и его переработка;
-
составление собственного авторского текста;
-
рецензированиие и саморецензирование текста;
-
сочинение-рассуждение на заданную тему.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
1
Введение. Язык - культура - личность. Ценностная картина мира. Понятие о культурном концепте.
1
02.09
2
Слово - образ - понятие. Внутренняя форма слова (этимологический аспект). Определение лексического значения и его вариаций .Подбор синонимов, антонимов и пр. (по специальным словарям). Семантика слова в пословицах и поговорках .
1
09.09
3
Работа со словарями крылатых и образных выражений. Словарь иностранных слов.Роль мифологических словарей, словарей специальных терминов в развитии лигвистической культуры человека.
1
16.09
4
Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов.
1
23.09
5
Природа речевой метафоры. Метафора как стилистический прием. Метафорический образ. Ассоциативно - смысловые связи слов и их сопряженность
1
30.09
6
Как читать текст, чтобы его понять. Связность и цельность текста (способы связи слов по горизонтали и вертикали).
1
07.10
7
Значение и смысл текста как понятия
1
14.10
8
Интерпретация текста как личное понимание его.
1
21.10
9
Ассоциация как связь текстов (понятие об интеллектуальности, тексте и контексте).
1
28.10
10
Лингвопоэтический анализ текстов различного типа.
1
18.11
11
Создание лингвокультурологического эссе.
1
25.11
12
Чтение и анализ лингвистических текстов.
1
02.12
13
Чтение и анализ литературоведческих текстов.
1
09.12
14
Чтение и анализ философских текстов.
1
16.12
15
Системы понятий. Определение значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.
1
23.12
16
Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи.
1
13.01
17
18
19
20
21
Индивидуальный стиль. Анализ эссе писателей (19 и 20 вв.).
5
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
22
Создание публицистического текста.
1
24.02
23
Создание текста в жанре лингвокультурологического эссе.
1
02.03
24
Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, хроника собтыий, сообщение, фельетон).
1
09.03
25
Частотный анализ лексики и ее значений в средствах массовой информации. Создание тематических выпусков виртуальных и реальных газет, журналов.
1
16.03
26
Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека (литературы) путем семантического преобразования и путем заимствования. Нейтрализация просторечных и диалектных слов. Усиление аналитизма в русском языке
1
23.03
27
Увеличение числа простых предложений, вопросно - ответных конструкций, примыкающих и парцеллированных конструкций и др. Произношение заимствованных слов. Система стилей. Новые типы их взаимодействия. Усиление диалогичности книжной речи.
1
06.04
28
«Языковая смута»эпохи.
1
13.04
29
Нейтрализация стиля. Новая природа экспрессивности стиля. Обилие речевых штампов, словесных клише. Новая роль церковнославянизмов.
1
20.04
30
Жизнь иностранных слов в современном русском литературном языке. Деидеологизация лексики. Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке. Понятие семантического «сдвига». Сходство и различие в развитии литературного языка в начале 20в и начале 21 века.
1
27.04
31-
33
Создание проекта «Язык и стиль в художественном произведении» (на примере произведений современных писателей)
3
04.05
11.05
18.05
Примечание.23.02;08.03.16(2час)-праздничные дни