Рабочая программа по русскому языку (школа 8 типа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).


  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы в двух сборниках, сборник 1, допущено Министерством образования РФ , Москва. ВЛАДОС, 2010 год;

  2. В.В. Воронкова. Программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

5 - 9 классов к учебнику для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида / Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Рабочая программа курса «Русский язык» в 9 классе вспомогательной школы 8 вида рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов - 68часов .

Рабочая программа обеспеченна соответствующим программе учебно - методическим комплектом:

Учебник: Русский язык 9 класс, учебник для специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида, авторы: Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2010г.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цель:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Задачи :

Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол )

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Формы работы

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ -изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.


Методы работы

-словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические - упражнения, карточки, тесты

Содержание учебного курса 9 класс

Раздел

Содержание

Повторение


Предложение.

Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом И и без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки.

состав слова

Состав слова. Однокоренные слова.

Правила правописания слов в корне.

Правописание приставок.

Упражнения в правописании приставок

Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).

Р/р Деловое письмо: расписка

Сложные слова. Образование сложных слов.

Имя существительное.

Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце.

Имя прилагательное.

Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение.

Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение.

Глагол.

Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на -СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний.

Календарно -тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.


п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе на:

Дата


Примечание

уроки

р/р, к/р

По плану

Фактич.


Повторение.

6


1

Предложение.

1

1/09

2

Однородные члены предложения

1

3/09

3

Обращение.

1

8/09

4

Сложное предложение.

1

10/09

5

Знаки препинания в сложном предложении

1

15/09

6

Обобщение по теме « Предложение»

1

17/09

Звуки и буквы.

5


7

Звуки и буквы.

1

22/09

8

Разделительный твердый и мягкий знаки.

1

24/09

9

Правила правописания Ъи Ь знаков

1

29/09

10

Обобщение по теме «Звуки и буквы». Входной контрольный диктант

1

1/10

11

Р/р Изложение.

1

6/10

Слово. Состав слова.

13


12

Состав слова. Однокоренные слова.

1

8/10

13

Правила правописания слов в корне.

1

13/10

14

Правописание приставок.

1

15/10

15

Упражнения в правописании приставок

1

20/10

16

Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-).

1

22/10

17

Р/р Деловое письмо: расписка

1

27/10

18

Сложные слова. Образование сложных слов.

1

29/10

19

Сложносокращенные слова.

1

10/11

20

Упражнения в написании сложных слов

1

12/11

21

Обобщение по теме «Состав слова».

1

17/11

22

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

19/11

23

Работа над ошибками

1

24/11

24

Р/р Сочинение- письмо с привлечением сведений из личных наблюдений.

1

26/11



Части речи.



Имя существительное.

12


25

Роль имени существительного в речи.

1

1/12

26

Грамматические признаки имени существительного.

1

3/12

27

Склонение имен существительных.

1

8/12

28

Правописание окончаний имен существительных.

1

10/12

29

Правописание окончаний имен существительных.

1

15/12

30

Упражнения в правописании окончаний имен существительных

1

17/12

31

Упражнения в правописании окончаний имен существительных

1

22/12

32

Существительные с шипящей на конце.

1

24/12

33

Упражнения в написании существительных с шипящей на конце

1

29/12

34

Обобщение по теме «Имя существительное».

1

12/01

35

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

1

14/01

36

Работа над ошибками

1

19/01

5.

Имя прилагательное.

10


37

Имя прилагательное как часть речи.

1

21/01

38

Роль имени прилагательного в речи

1

26/01

39

Согласование имен прилагательных с существительными

1

28/01

40

Правописание окончаний имен прилагательных

1

2/02

41

Правописание имен прилагательных на -ЬЯ, ЬЕ, ЫЕ, ИЙ.

1

4/02

42

Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных

1

9/02

43

Р/р Подготовка и написание изложения по данным вопросам

1

11/02

44

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

16/02

45

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

18/02

46

Работа над ошибками

1

25/02

6.

Местоимения.

12


47

Местоимение как часть речи.

1

1/03

48

Личные местоимения и их роль в речи.

1

3/03

49

Лицо и число местоимений.

1

10/03

50

Склонение личных местоимений.

1

15/03

51

Правописание местоимений с предлогами.

1

17/03

52

Упражнения в правописании местоимений с предлогами

1

22/03

53

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1

24/03

54

Упражнения в правописании местоимений 3 лица

1

5/04

55

Р/р Подготовка и написание сочинения по картине « И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина».

1

7/04

56

Обобщение по теме «Личные местоимения».

1

12/04

57

Контрольная работа по теме «Личные местоимения».

1

14/04

58

Работа над ошибками

1

19/04

Глагол.


59

Глагол как часть речи.

1

21/04

60

Роль глагола в речи

1

26/04

61

Грамматические признаки глаголов.

1

28/04

62

Неопределенная форма глагола.

1

3/05

63

Правописание глаголов с частицей НЕ.

1

5/05

64

Упражнения в правописании глаголов с частицей НЕ

1

10/05

65

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

12/05

66

Спряжение глаголов. Упражнение в определении спряжения у глаголов

1

17/05

67

Правописание личных окончаний глагола

1

19/05

68

Итоговая контрольная работа

1

24/05





Требования к учащимся.



Учащиеся 9 класса должны уметь:

- Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.

- Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.

- Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий.

- Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного.

Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом.

- Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами


Литература.


  1. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5 - 9 классы. Сборник 1». Москва. Владос. 2000г.

  2. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва. Владос.

3.Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Москва. Просвещение. 2006г.

4.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Владос. 2001г.

5.Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва. Материк-Альфа.2005г.


© 2010-2022