- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Повторение о глаголе 6 класс
Урок русского языка по теме Повторение о глаголе 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева И.Ю. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Зейский район МБОУ Николаевская СОШ учитель Алексеева И.Ю.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол. Наклонения глаголов» (1 урок)
Цель урока:
-
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Глагол»;
Задачи:
-
Образовательная - отрабатывать правила написания безударных окончаний глагола, закрепить знания о способах образования наклонений глагола; находить в тексте слова с заданной орфограммой.
-
Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
-
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим, умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.
-
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
-
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.
-
Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
-
Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Тип урока: урок повторения и обобщения с использованием ЭОР.
Оборудование: презентация, оценочные листы, диски: «Электронный тренажер по русскому языку». Институт новых технологий, 2007г; «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 6 класс». М., «Планета», 2011г.; «Повторение и контроль знаний. Русский язык 5 класс». М., «Планета», 2011 г.
Ход урока
-
Организационный момент
Слайд 3 Психологический настрой. (На фоне лирической музыки):
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните …
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Какое сегодня число и день недели? А вчера? А завтра?
Откройте рабочие тетрадки и запишите сегодняшнее число.
-
Определение темы и целей урока
- Чтобы определить тему урока и его цели нам нужно разгадать кроссворд.
Слайд 4
-
Изменение глаголов по лицам и числам. (спряжение)
-
Раздел науки о языке, в котором изучается глагол как часть речи. (фразеология)
-
Категория, свойственная только изъявительному наклонению глагола. (время)
-
Глагол, сочетающийся с существительными в винительном падеже без предлога. (переходный)
-
1-ое, 2-ое, 3-ое ….у глаголов настоящего времени. (лицо)
-
Неопределенная форма глагола. (инфинитив)
-
Частица, которая участвует в образовании формы повелительного наклонения. (пусть)
-
Суффиксы -ся, -сь указывают на …… глагола. (возвратность)
-
В форме изъявительного наклонения в прошедшем времени у глагола можно определить …. (род)
-
Выражение отношения к действительности (действие происходит, оно возможно, к его совершению призывает говорящий). (наклонение)
- Сформулируйте тему урока, опираясь на кроссворд. Чем мы сегодня будем заниматься? Какие задачи мы перед собой поставим? (обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока).
Слайд 5 - Правильно, сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу.
-
Повторение изученного материала
Слайд 6 (триггеры)
-
Работа по вариантам (на партах карточки с двумя глаголами).
Игра «Переправа»
- Чтобы переправиться на другой берег и не упасть в воду, какую орфограмму вы должны вспомнить? Расскажите, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. (Слайд 7 (скрытый) «Алгоритм определения спряжения глаголов»)
Задача: правильно определить окончание глагола и объяснить ваш выбор: друж…т, верт…тся, хохоч…т, стел…т, напиш…шь, смотр…шь.
Проверка: обучающиеся доказывают написание гласной, кликают по букве. Если верно появляется в окончании буква, если нет то проваливается в воду)
- Определите какой из глаголов лишний. (Напишешь - совершенного вида, остальные несовершенного)
Слайд 8 (триггеры)
-
Работа в парах (комплект карточек на каждой парте).
Игра «Домики наклонений»
- Вспомните сколько наклонений у глагола? Назовите их.
Задание: распределить карточки по наклонениям. Рассказать о значении, особенностях образования и изменения изъявительного наклонения -1 ряд, сослагательного -2 ряд, повелительного - 3 ряд.
Карточки: №1 -л+ б(ы); №2 Настоящее время, прошедшее время, будущее время, №3 Суффикс -И-, №4 Окончание -ТЕ, №5 Пусть, пускай, №6 Прошедшее время, №7 Бросай, бросайте, №8 Частица -КА
Проверка
№2- в домик изъявительного наклонения
Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№2).
№1,№6-в домик сослагательного наклонения
Сослагательное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола.
№3, №4, №5, №7, №8-в домик повелительного наклонения
Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа).
Слайд 9
-
Работа в тетрадях.
Заселение
Задание: заселить в домики жильцов, образовывая возможные формы наклонений:
1ряд - ( испеки, испеките, испеки-ка, …);
-
ряд - (нарисовал, нарисует, нарисуют,…);
3 ряд - (бросил-бы, бросила-бы, …).
Физминутка
Диск «Повторение и контроль знаний. Русский язык 5 класс». Соотношения).
-
Проблемное задание.
Соотношение
Задание: распределить глаголы по наклонениям (обучающиеся выбегают перемещают глаголы по наклонениям. Верно - галочка, не верно - крестик)
(На диске глаголы: повелительного наклонения - встречай, пусть принесет, сходил бы, да выглянет, пусть грянет, найди; сослагательного - выучил бы, если бы предупредил, вырос бы; изъявительного - буду осуществлять, найду, выделил, работаю, приношу,
- Почему не все глаголы распределили по наклонениям? Назовите их. (разбежаться, найти, вырезать, отрасти)
Физминутка на глаза
Диск «Электронный тренажер по русскому языку» Орфография-Правописание глаголов- № 42 ЕТЕ-ИТЕ на конце глаголов
-
Теперь время подкрепиться. Но для этого вспомните в каких случаях на конце глаголов пишется -ите, а когда - ете.
Слайд 10 (таблица написание -ИТЕ - ЕТЕ)
Задание выполняется на персональных компьютерах в парах.
Функция проверки на диске есть. Ребята кликают на слово ПРОВЕРИТЬ выдается количество ошибок и их исправление.
Слайд 11
-
Словарная работа (из диска «Ассоциативный орфографический словарь» 6 класс)
- А вот какое блюдо мы с вами будем готовить вы узнаете, если скажите в каком слове первая часть - нота, а без второй части даже самое изысканное блюдо будет безвкусным? (ФАСОЛЬ)
- Запишите слово в тетрадь и подчеркните безударную гласную. Что вы знаете о фасоли? Что из неё можно приготовить? Прочитайте рецепт салата из фасоли (упр.505), определите стиль текста.
-
Синтаксический разбор предложения (на доске).
- Запишем первое предложение, заменяя глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения и выполним синтаксический разбор.
Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите.
-
Рефлексия.
- Подойдите к надписи (по классу развешаны надписи: Я все понял, я понял, но… , я понял и могу научить товарища, я не понял) (желающие объясняют свой выбор)
-
Подведение итогов. Самооценка
Самостоятельно оцените свои знания по теме, используя оценочные листы.
Имя ______________________________________________________
Задание
Оценка
-
Кроссворд. (теоретические знания)
-
Игра «Не промочите ноги»
Ошибки: 0 -оценка 5
1 - оценка 3
-
Образование наклонений
-
- Ите - Ете в глаголах
Ошибки: 3-4 - оценка 3
1-2 - 0ценка 4
0 - оценка 5
-
Тест «Глагол»
Ошибки: 3-4 - оценка 3
1-2 - 0ценка 4
0 - оценка 5
6. Домашнее задание. Слайд 12
Подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы № 4-8, с.220 учебника.