Урок русского языка по теме Повторение о глаголе 6 класс

Урок с использованием ЭОР и игровых элементов. На уроке используются формы работы: групповая, парная, фронтальная. Задачи: 1.Образовательная – отрабатывать правила написания безударных окончаний глагола,  закрепить знания о способах образования наклонений глагола; находить в тексте слова с заданной орфограммой. 2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся,  устную и письменную речь; развивать познавательные процессы  обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие)...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зейский район МБОУ Николаевская СОШ учитель Алексеева И.Ю.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол. Наклонения глаголов» (1 урок)

Цель урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Глагол»;

Задачи:

  1. Образовательная - отрабатывать правила написания безударных окончаний глагола, закрепить знания о способах образования наклонений глагола; находить в тексте слова с заданной орфограммой.

  2. Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим, умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

  1. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

  2. Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

  3. Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Тип урока: урок повторения и обобщения с использованием ЭОР.

Оборудование: презентация, оценочные листы, диски: «Электронный тренажер по русскому языку». Институт новых технологий, 2007г; «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 6 класс». М., «Планета», 2011г.; «Повторение и контроль знаний. Русский язык 5 класс». М., «Планета», 2011 г.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 3 Психологический настрой. (На фоне лирической музыки):

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните …

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Какое сегодня число и день недели? А вчера? А завтра?

Откройте рабочие тетрадки и запишите сегодняшнее число.

  1. Определение темы и целей урока

- Чтобы определить тему урока и его цели нам нужно разгадать кроссворд.

Слайд 4

  1. Изменение глаголов по лицам и числам. (спряжение)

  2. Раздел науки о языке, в котором изучается глагол как часть речи. (фразеология)

  3. Категория, свойственная только изъявительному наклонению глагола. (время)

  4. Глагол, сочетающийся с существительными в винительном падеже без предлога. (переходный)

  5. 1-ое, 2-ое, 3-ое ….у глаголов настоящего времени. (лицо)

  6. Неопределенная форма глагола. (инфинитив)

  7. Частица, которая участвует в образовании формы повелительного наклонения. (пусть)

  8. Суффиксы -ся, -сь указывают на …… глагола. (возвратность)

  9. В форме изъявительного наклонения в прошедшем времени у глагола можно определить …. (род)

  10. Выражение отношения к действительности (действие происходит, оно возможно, к его совершению призывает говорящий). (наклонение)

- Сформулируйте тему урока, опираясь на кроссворд. Чем мы сегодня будем заниматься? Какие задачи мы перед собой поставим? (обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока).

Слайд 5 - Правильно, сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу.

  1. Повторение изученного материала

Слайд 6 (триггеры)

  1. Работа по вариантам (на партах карточки с двумя глаголами).

Игра «Переправа»

- Чтобы переправиться на другой берег и не упасть в воду, какую орфограмму вы должны вспомнить? Расскажите, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. (Слайд 7 (скрытый) «Алгоритм определения спряжения глаголов»)

Задача: правильно определить окончание глагола и объяснить ваш выбор: друж…т, верт…тся, хохоч…т, стел…т, напиш…шь, смотр…шь.

Проверка: обучающиеся доказывают написание гласной, кликают по букве. Если верно появляется в окончании буква, если нет то проваливается в воду)

- Определите какой из глаголов лишний. (Напишешь - совершенного вида, остальные несовершенного)

Слайд 8 (триггеры)

  1. Работа в парах (комплект карточек на каждой парте).

Игра «Домики наклонений»

- Вспомните сколько наклонений у глагола? Назовите их.

Задание: распределить карточки по наклонениям. Рассказать о значении, особенностях образования и изменения изъявительного наклонения -1 ряд, сослагательного -2 ряд, повелительного - 3 ряд.

Карточки: №1 -л+ б(ы); №2 Настоящее время, прошедшее время, будущее время, №3 Суффикс -И-, №4 Окончание -ТЕ, №5 Пусть, пускай, №6 Прошедшее время, №7 Бросай, бросайте, №8 Частица -КА

Проверка

№2- в домик изъявительного наклонения

Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№2).

№1,№6-в домик сослагательного наклонения

Сослагательное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола.

№3, №4, №5, №7, №8-в домик повелительного наклонения

Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа).

Слайд 9

  1. Работа в тетрадях.

Заселение

Задание: заселить в домики жильцов, образовывая возможные формы наклонений:

1ряд - ( испеки, испеките, испеки-ка, …);

  1. ряд - (нарисовал, нарисует, нарисуют,…);

3 ряд - (бросил-бы, бросила-бы, …).

Физминутка

Диск «Повторение и контроль знаний. Русский язык 5 класс». Соотношения).



  1. Проблемное задание.

Соотношение

Задание: распределить глаголы по наклонениям (обучающиеся выбегают перемещают глаголы по наклонениям. Верно - галочка, не верно - крестик)

(На диске глаголы: повелительного наклонения - встречай, пусть принесет, сходил бы, да выглянет, пусть грянет, найди; сослагательного - выучил бы, если бы предупредил, вырос бы; изъявительного - буду осуществлять, найду, выделил, работаю, приношу,

- Почему не все глаголы распределили по наклонениям? Назовите их. (разбежаться, найти, вырезать, отрасти)

Физминутка на глаза

Диск «Электронный тренажер по русскому языку» Орфография-Правописание глаголов- № 42 ЕТЕ-ИТЕ на конце глаголов

  1. Теперь время подкрепиться. Но для этого вспомните в каких случаях на конце глаголов пишется -ите, а когда - ете.

Слайд 10 (таблица написание -ИТЕ - ЕТЕ)

Задание выполняется на персональных компьютерах в парах.

Функция проверки на диске есть. Ребята кликают на слово ПРОВЕРИТЬ выдается количество ошибок и их исправление.

Слайд 11

  1. Словарная работа (из диска «Ассоциативный орфографический словарь» 6 класс)

- А вот какое блюдо мы с вами будем готовить вы узнаете, если скажите в каком слове первая часть - нота, а без второй части даже самое изысканное блюдо будет безвкусным? (ФАСОЛЬ)

- Запишите слово в тетрадь и подчеркните безударную гласную. Что вы знаете о фасоли? Что из неё можно приготовить? Прочитайте рецепт салата из фасоли (упр.505), определите стиль текста.



  1. Синтаксический разбор предложения (на доске).

- Запишем первое предложение, заменяя глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения и выполним синтаксический разбор.

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите.



  1. Рефлексия.

- Подойдите к надписи (по классу развешаны надписи: Я все понял, я понял, но… , я понял и могу научить товарища, я не понял) (желающие объясняют свой выбор)

  1. Подведение итогов. Самооценка

Самостоятельно оцените свои знания по теме, используя оценочные листы.

Имя ______________________________________________________

Задание

Оценка

  1. Кроссворд. (теоретические знания)


  1. Игра «Не промочите ноги»

Ошибки: 0 -оценка 5

1 - оценка 3

  1. Образование наклонений


  1. - Ите - Ете в глаголах

Ошибки: 3-4 - оценка 3

1-2 - 0ценка 4

0 - оценка 5

  1. Тест «Глагол»

Ошибки: 3-4 - оценка 3

1-2 - 0ценка 4

0 - оценка 5

6. Домашнее задание. Слайд 12

Подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы № 4-8, с.220 учебника.

© 2010-2022