Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

"Блок уроков по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».В работе указаны результаты учебной деятельности: предметные, личностные, метапредметные, ИКТ-компетентности; формы и методы работы. Имеет место дистанционное обучение учащихся: проблемные вопросы, планируемая деятельность учеников, учителя, есть ссылки на документы.Разработан второй урок из предложенного блока. История создания романа, жанр, структура романа, его своеобразие, сравнение ершалаимских глав с Библией; синквейн, кластер, корзин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О.

Ясникова Татьяна Иннокентьевна

Учебная тема

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Тест

Учебный предмет

литература

Класс

11 класс

Методы и приёмы

1. Работа с текстом
2. Беседа, элементы лекции
3. Сравнительно-сопоставительный анализ (исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей)
4. Решение проблем
5. Самостоятельная работа
6. Контроль знаний

Результаты учебной деятельности

Предметные

1) Умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное

2) Формирование потребности в систематическом чтении

3) Умение аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного

Личностные

1) Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

2) Развитие коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве с одноклассниками, способности уважительно относиться к чужому мнению

Метапредметные

1) Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

2) Развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

3) Развитие умения контролировать, оценивать, корректировать собственную деятельность

ИКТ

1) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

2) Участие в обсуждении с использованием возможностей Интернета

Дистанционное обучение.

Проблемный вопрос

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Итак, вы готовы? Тогда вперед. Проверим, внимательно ли вы изучали биографию М.Булгакова.

В Интернете должны найти материал по биографии М.Булгакова, определить последовательность событий биографии, присваивая каждому событию номер.

Сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр, заполняет таблицу продвижения учеников

Что есть истина? Что такое добро и зло?

Определяют основные человеческие ценности через призму собственного понимания и отношения к ним, а также через роман Булгакова.

Заполняют шаблон «Давайте обменяемся мнениями…»

Изучает работы учеников; комментирует, задаёт вопросы на понимание (по мере необходимости)

Попробуем создать коллективную презентацию.

Получится? (См. инструкцию и критерии оценивания презентации)

Планируют свое время и выполняют один слайд в совместной презентации, определяют, как и какие ресурсы использовать. Коллективная учебная деятельность.

Обобщает, резюмирует, дает оценку.

Синквейн? Синквейн…..

Выполняют творческое задание по тексту произведения.

Анализирует, заполняет таблицу продвижения учеников.

Контроль знаний

Выполняют тест по творчеству М.Булгакова.

Оценка знаний учащихся.

Подведём итоги? (рефлексия)

Подведение итогов работы, эмоционального восприятия при помощи цветовой палитры.

Анализирует свою деятельность на основе рефлексии учащихся, выстраивает причинно-следственные связи, проводит коррекцию

Документы по формирующему оцениванию

Ссылки на шаблоны документов

М.Булгаков.Таблица продвижения учащихся 11А и 11В классов
Биография М.Булгакова
Давайте обменяемся мнениями...
Рефлексия
Лист самооценки


Документы для совместной деятельности учащихся

Ссылки на шаблоны документов

Инструкция и критеривании оценивания презентации
Презентация 11 "А" класса
Презентация 11 "В" класса
Инструкция по составлению синквейна
Синквейн 11"А" класса
Синквейн 11"В"класса
Тест по творчеству М.Булгакова
Инструкция по выполнению теста
Инструкция по работе с сервисами Google

Тема урока: «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

Место занятия в структуре образовательного процесса:
урок №68 по учебно-тематическому планированию,
второй урок в системе уроков по изучению творчества М.А. Булгакова.

Обучающие цели: понять замысел писателя, выявить особенности жанра и композиционной структуры романа, специфику булгаковской интерпретации сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, навыки работы с художественным текстом, с ИКТ, навыки познавательной деятельности, сравнительного анализа художественных образов, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.

Воспитательные цели: уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Материалы и оборудование: портрет писателя; видеопроектор; презентации, подготовленные учащимися.

Ожидаемый результат: знание истории создания романа, особенностей его жанра и композиции, умение ориентироваться в художественном пространстве романа, умение найти соответствия евангельских и московских глав романа, умение определять особенности стиля этих глав.

Структура урока.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Время реализации

Постановка задач. Знакомство с планом урока.

Психологический настрой, целеполагание

Готовность к занятию.

Создание рабочей атмосферы

1 мин

Этап реализации домашнего задания

Координирует выступления учащихся

Устный ответ.

Синквейн.

Проверка знаний предыдущего занятия. Развитие устной монологической речи, творческих способностей учащихся.

7 мин

Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует старшеклассников на изучение нового материала

Отвечают на проблемные вопросы

Умение учащихся анализировать, делать выводы, доказывать верность своего мнения.

2 мин

Актуализация опорных знаний учащихся.

Выясняет, что знают ученики о Евангелиях

Работа в группах. Составляют опорную схему.

Знание Евангелия.

7 мин

Этап реализации новой темы.

Координирует выступления учащихся

Определение жанра,
композиции романа, специфики булгаковской интерпретации сюжета. Устный развернутый ответ на предваряющее новую тему задание.
Составление кластера.

Развитие творческих и аналитических способностей, навыков работы с художественным текстом, с ИКТ, навыков сравнительного анализа художественных образов.

18 мин

Этап подготовки в выполнению домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Запись домашнего задания

Более глубокое понимание выполнения задания дома.

2 мин

Рефлексия

Выслушивание и
выставление оценок

Рассказ о восприятии нового на занятии (1уч-ся от группы), остальные - визуализация эмоционального восприятия урока при помощи цветовой палитры.

Формирование навыков подведения итогов при помощи устной речи. Развитие критического отношения к себе и учащимся.

3 мин

1. Постановка задач. Знакомство с планом урока.

2. Этап проверки домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа (учащиеся рассказывают).

Первые наброски романа были сделаны еще в 1928-29 г.г. Запрет на все сочинения Булгакова остановил продолжение работы. А задумал писатель роман о Христе и дьяволе, который первоначально назывался «Инженер с копытом». Но все наброски уничтожил. В 1931 г. продолжил работу, потом перерыв на 3 года, в 1934 г. вернулся и завершил черновой вариант. На три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 г. вновь вернулся к роману, который теперь стал именоваться «Мастер и Маргарита», чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил автор за свою жизнь, - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал Булгаков этому роману. И родилось творение необыкновенное.

Теперь, когда открыты архивные материалы писателя, можем судить о той колоссальной работе, которую проделал писатель: менялись замысел, сюжет, композиция, система образов, заглавие. То есть было потрачено много сил, чтобы художественное произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез и т.д.

Учитель предлагает старшеклассникам обобщить полученные сведения о создании романа по методу «Синквейна».

План.

  1. Тема определяется одним существительным.

  2. Описание темы - (2 прилагательных).

  3. Описание действия - (3 глагола).

  4. Фраза (отношение к теме).

  5. Синоним к теме (к 1 строке - 1 слово).

Пример ответа

  1. Творчество.

  2. Пламенное, многогранное.

  3. Писать, сопоставлять, философствовать.

  4. Преклонение перед талантом писателя.

  5. Служение.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство неприятия. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

3. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Может быть, и преждевременно, но хочется уточнить ваше понимание темы. Итак, с вашей точки зрения, о чем роман Булгакова? (ответы учащихся).

Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина. А как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века!? (ответы учащихся)

Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет. Но разбираться во времени и его проблемах можно по-разному: на бытовом, повседневном уровне, а можно на уровне вечных, непреходящих ценностей, вечных нравственных принципов - что и делает М.А.Булгаков. То есть автор пытается проанализировать, как вечные нравственные категории - совесть, долг, честь, ответственность, свобода личности «живут», «действуют» в его время. А может быть, они изменились, трансформировались?

4. Актуализация опорных знаний учащихся. (прием «Корзина идей»)

  • А где написаны эти нравственные принципы? (В Евангелиях)

  • О чем рассказывают Евангелия (их четыре, их написали 4 ученика Иисуса Христа: Матфей, Лука, Марк, Иоанн)? (О жизни Иисуса Христа, сына Божьего, которого Бог послал для спасения людей от пороков, для искупления их грехов).

На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о Евангелиях. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

2. Затем происходит обмен информацией в группах (выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия)

3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список).

4. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения связываются в логические цепи.

5. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Итак, в Новом завете Библии есть четыре Евангелия, четыре во многих

деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Мастер, по воле М.Булгакова, создаёт пятый вариант.

5. Этап реализации новой темы.

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение?

Своеобразие романа состоит в том, что ответы на все эти вопросы даются не прямо, не в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Ведь композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 - е годы XX века и 30 - е годы I века. Глубокая связь между москвичами и ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в две тысячи лет.

В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.

Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире - прообразе Вечности.

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

Действия романа, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя нас тем самым задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.

Вывод (запись в тетради учащихся). О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).

М. Булгаков создал многослойный, многоуровневый мир со множеством необычных персонажей, связанных друг с другом в пространстве и во времени едва уловимыми нитями.

А знаете ли вы, что в сложной структуре романа - чёткая закономерность, раскрываемая через систему образов. Автором созданы 3 основных мира, давайте ещё раз назовём их (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний). Они не только связаны между собой (роль связки - мир Сатаны), но и имеют 3 соотносящихся ряда персонажей, назовём их триадами (Понтий Пилат - Воланд - профессор Стравинский, Иуда - барон Майгель - Алоизий Магарыч и др.) Этих персонажей объединяет как сходство в поступках и мотивациях, так и внешность.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
Попробуйте определить жанр романа.

  • Бытовой роман

  • Фантастический

  • Философский

  • Автобиографический

  • Любовно-лирический

  • Сатирический

  • Роман многожанровый

(Учащиеся предлагают свои варианты определения жанра, аргументируя ответ)

Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим.
Это «роман в романе». Мастер написал о Евангелистских событиях, переосмыслив их. В романе история Иешуа и Мастера перекликается. Один о судьбе Мастера, другой об Иешуа и Понтии Пилате. С одной стороны, оба романа противопоставлены друг другу, а с другой - образуют единое целое: в Москве тридцатых годов людей волнуют те же проблемы, что и жителей Ершалаима.

  • Почему композиция романа так необычна и сложна? Как бы вы определили композицию произведения?

Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).

Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей.

  • Как мы определим идею произведения?

«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», - говорит Воланд. Модель устройства общества, поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.

Как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.

  • Как связаны между собой миры? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)

Итак, сегодня, ребята, мы обратимся к роману и проследим, как связаны между собой три мира и в какой роли выступают герои романа.

Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

У нас три группы, которые представят три мира романа:

  • Ершалаимский мир;

  • Московская действительность;

  • Фантастический мир.

Презентация ученических работ (три)

Древний Ершалаимский мир. Первая группа (после совместного обсуждения) освещает следующие вопросы:

  • Как раскрывает характер Пилата его портрет?

  • Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?

  • Каково главное убеждение Иешуа?

  • Кто является олицетворением власти?

  • Каким изображает Булгаков Пилата?

Составление кластера.

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

  • Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).

  • Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

  • Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)

  • Почему Пилат утверждает смертный приговор?

  • За что наказан Пилат?

Современный московский мир. Вторая группа

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный.

  • Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

  • За что же так страшно наказан Берлиоз?

  • Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.

Степа Лиходеев (гл.7)

Варенуха (гл.10,14)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Буфетчик (гл.18)

Аннушка (гл.24,27)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».

  • Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита - земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.

  • Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?

Не Мастер, а сама Маргарита связывается с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

  • Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

  • Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования? (Взаимоотношение творца-художника и общества).

  • Чем Мастер похож на Иешуа?

Потусторонний мир Третья группа освещает следующие вопросы:

  • С кем пришел Воланд на землю?

  • С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

  • Кто составлял свиту Воланда?

  • Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

  • Какая действительность в Москве?

  • Чем схожи Ершалаим и Москва?

Выводы:

  • все планы книги объединены проблемой добра и зла;

  • темы поиска истины, тема творчества;

  • все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

  • и сатирический роман

  • и комическая эпопея

  • и утопия с элементами фантастики

  • и историческое повествование

Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

  • Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи? Аргументируйте свой ответ.

6. Этап подготовки в выполнению дом.задания.

1. «Что есть истина? Что такое добро и зло?»

Заполнение шаблона «Давайте обменяемся мнениями…» Задание выполняется дистанционно (см. Давайте обменяемся мнениями...)

2. Анализ «ершалаимских» глав.

7. Рефлексия

По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия. В это время остальные учащиеся выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета (красный - положительное восприятие, зеленый - не оставил никаких впечатлений, синий - отрицательное восприятие).

Блок уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
В работе указаны результаты учебной деятельности: предметные, личностные, метапредметные, ИКТ-компетентности; формы и методы работы. Имеет место дистанционное обучение учащихся: проблемные вопросы, планируемая деятельность учеников, учителя, есть ссылки на документы. Разработан второй урок из предложенного блока. История создания романа, жанр, структура романа, его своеобразие, сравнение ершалаимских глав с Библией; синквейн, кластер, корзина идей, групповая работа, рефлексия имеют место на данном уроке.

Список использованной литературы:

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, М., 2006 , 2004

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс, II полугодие, М., 2006

  3. Л.Н.Силинская. Поурочное планирование по литературе, М., Экзамен,2006

  4. И.Н.Сухих. Литература в 11 классе. Книга для учителя. М., Издательский центр «Академия», 2010

  5. Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Т.М. Миллионщикова. Литература в 11 классе, М., Русское слово, 2008

  6. Т.М.Фадеева Тематическое и поурочное планирование по литературе, М,, Экзамен, 2005

  7. О.А.Хорт, В.В.Никовска. Литература 11 класс. Поурочные планы, Волгоград, 2008

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org





Рецензия на урок литературы в 11 «В» классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

Учитель Ясникова Т.И.

Цель посещения: определить эффективность применения традиционных и современных технологий, направленных на формирование ключевых компетентностей.

Обучающие цели: понять замысел писателя, выявить особенности жанра и композиционной структуры романа, специфику булгаковской интерпретации сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, навыки работы с художественным текстом, с ИКТ, навыки познавательной деятельности, сравнительного анализа художественных образов, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.

Воспитательные цели: уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Дата: 01.03.2012г.

Присутствовало: 26 учеников.

В начале урока учитель мобилизует учащихся на активную работу, чётко формулируя цели урока, намечая программу деятельности. Татьяна Иннокентьевна умело сочетает различные технологии, умеет планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению конечного результата.

Наблюдались все основные и необходимые этапы урока, каждый из которых был логичен и последователен. Время занятия распределено рационально.

На этапе реализации домашнего задания учащиеся рассказали об истории создания романа, обобщили полученные сведения в форме синквейна, составление которого требовало от них в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требовало от учеников вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейны в большинстве своём составлены удачно.

В ходе урока создавались оптимальные условия для развития положительной мотивации к учению, актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. Смысл используемого учителем приёма «корзина идей» как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы вызвал из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помог достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания (Евангелия), облегчил понимание и тем самым способствовал усвоению. Осуществлялся личностно-ориентированный подход в обучении: применялись педагогические приемы для актуализации и обогащения субьектного опыта учеников.

Изучению новой темы предшествовало опережающее задание. В процессе подготовки учащихся к уроку формировались умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, умения анализировать текст произведения, ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, навыки работы с ИКТ.

Много внимания уделялось развитию терминологического аппарата учащихся: композиции романа, жанру, системе образов, сопоставлению произведения с Евангелием. Учащиеся на высоком уровне владеют необходимыми литературоведческими понятиями, умеют делать выводы, доказывать верность своего мнения.

На стадии осмысления учитель организовал работу в группах. «Обучение в сотрудничестве» заключалось в организации работы в группе над одной и той же проблемой (обсуждались предложенные учителем вопросы), в процессе которой выдвигались новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждались, дискутировались. Решения принимались как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Учитель не передавал учащимся знания, а создал условия для их развития, поощряя любые высказывания обучающихся, если они аргументированы.

Вопросы стимулировали критическое мышление, они составлены так, что при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали текст художественного произведения, строя собственные предположения, как этого требует от них поисковая деятельность. Характер вопросов развивал умения выделять существенное, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать.

Учитель успешно работал над проблемой внедрения информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, уместно включил приготовленные заранее презентации учащихся.

Сам характер взаимоотношений «учитель-ученик» на данном уроке перестаёт быть субъектно-объектным, общение происходит «на равных», учителю отводится роль организатора, консультанта, ведущего. Позиция ученика на уроке становится активной.

Содержание учебного материала оптимально для данного класса, который имеет высокую мотивацию к обучению. Взаимопонимание учителя с учащимися прослеживалось на каждом этапе урока, что обеспечило эффективную реализацию образовательной, развивающей и воспитательной целей урока. Татьяна Иннокентьевна учила работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, самостоятельно приобретать знания.

Использованные формы и методы работы учителя и учащихся были целесообразны и эффективны, что позволило не перегружать учащихся и отвечало требованиям здоровьесберегающих технологий. Доброжелательная атмосфера, педагогический такт и культура общения между учителем и учащимися, учащимися в группах оказывали благоприятное воздействие на мотивацию старшеклассников, их отношение к предмету, на формирование и развитие общеучебных умений и навыков. На уроке был благоприятный психологический климат.

В конце урока ученикам предлагалось подвести итог, пользуясь условными сигналами. Рефлексия показала, что урок ученикам понравился.

Способность класса активно включаться в деятельность, разнообразие и оправданность видов работы, оптимальное сочетание традиционных и современных технологий, результативность работы по формированию ключевых компетенций школьников с помощью использования информационных технологий, нравственно-эстетический аспект - вот основные параметры, по которым высоко может быть оценён урок литературы учителя Ясниковой Т.И.

Заместитель директора по УВР Л.Н. Ошкина

Заведующая кафедрой филологичеких наук Н.Н.Мусихина

Ознакомлена Т.И.Ясникова

На уроке присутствовали: Е.Л.Уржумскова

Т.В.Грызунова

А.В.Костина

О.Е. Карцева





ПРИЛОЖЕНИЯ

Опорный конспект урока (раздаточный материал):

«Мастер и Маргарита» - зима 1928-1929 года - февраль 1940 года.

Первое издание - журнал «Москва» № 11-1966 год, № 1-1967 год.

Композиция «роман в романе».

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Сюжетные линии

Историческая сатирическая любовная

«ершалаимская» Воланд и К в Москве Мастер и Маргарита

(Пилат и Иешуа) 30-х годов


План «ершалаимских» глав романа

Глава 2. Рассказ Воланда

Суд Пилата над Иешуа га-Ноцри. Разговор с Каифой. Принятие решения.

Глава 16. Сон Ивана Бездомного

Казнь на Лысой горе. Левий Матвей - свидетель казни.

Глава 25. Маргарита читает

Пилат дает задание Афранию, начальнику тайной службы, относительно Иуды из Кириафа.

Глава 26. Маргарита читает

Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвеем.


Параллелизм «ершалаимских» и «московских» глав:

  • Во времени (Страстная неделя)

  • В описании пространства (Ершалаим - Москва)

  • В проявлении «вечных символов» природы

В

Евангелие


заимосвязь «ершалаимских» и «московских» глав романа:

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

«Ершалаимские» главы романа «Мастер и Маргарита»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»


Три сюжетные линии - три мира - триады героев

Древний ершалаимский мир

Мир Воланда

(связка)

Современный московский мир

Функция героя

Пилат

Воланд

Пр. Стравинский

тиран

Афраний

Коровьев-Фагот

Врач Федор Васильевич

1-ый помощник

Марк Крысобой

Азазелло

Арчибальд Арчибальдович

помощник

Банга

Бегемот

Тузбубен

животные

Низа (агент Афрания)

Гелла

Наташа

служанки


  • «Добрый человек…»

  • «Что есть истина?»

  • «Власть есть насилие»

  • «Каждому будет дано по его вере»Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»


Сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения их с Евангелие:

Вопрос

к сравнительному анализу

Библия.

Иисус Христос.

М. Булгаков.

Иешуа Га-Ноцри.

  1. Возраст

33

2. Происхождение

Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом.

3. Кто?

Бог, Царь, Сын Божий

4. Ученики

12 апостолов

5. Известность

Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе.

6. Вход в Иерусалим

Въезжает на осле; с ним его ученики.

7.Характер проповедничества

Смотри Нагорную проповедь.

8. Иуда. Кто он?

Один из учеников.

9. Арест Иисуса происходит (где? когда?)

В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы.

10. После смерти тело хоронит

Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем.

11. Судьба Иуды

Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился.

12. Отношение к предстоящей смерти

Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества

13. Личность, определяющая сюжет

Иисус Христос

Фрагменты презентации.

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»


Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»


Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»

Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»



Урок литературы в 11 классе по теме «Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа»


© 2010-2022