Урок русского языка на тему Язык и искусство слова ( 9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1.

Тема: Язык и искусство слова. 9класс.

Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово. (А.Ахматова)

  1. Вступление.

Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове - царственное. И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остается слово. Как же это происходит? Как слово становится царственным. Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме) рождаются волшебные строки: «Я помню чудное мгновенье» или «Чуден Днепр при тихой погоде ...»

Художник слова - так называют поэта и писателя - может преобразовать звуковую, грамматическую, словообразовательную структуру слова, лексическое значение, синтаксис предложения и структуру текста, превращая их в средства искусства.

Задача: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как слово из единицы языка превращается в искусство.

  1. Обратимся к звуковой организации слова. А.В.Гоголь говорил: «Дивишься драгоценности нашего языка: что на звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг»

- Вспомните, какой художественный прием помогает нам как бы услышать звуки реального мира? (Звукопись (писать 'звуками) - создание звуковых образов при помощи использования определенных звуков в определенном порядке). Аллитерация, ассонанс.

Задание: Найдите в тексте повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения? О весна - без конца и без краю- Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю. (А.Блок)

(Повторение широкого гласного <а> как бы подчеркивает открытость души, устремленной к весне, к мечте, безграничности, бескрайности)

И веют древними поверьями

Её упругие шелка. (А.Блок)

(Повторение узкого, закрытого е <э> усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения).

Найдите в текстах повторяющиеся согласные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения?

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)

(Шум ветра, шелест сухого снега)

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шумят камыши. (К.Бальмонт)

Некоторые поэты смело экспериментируют со звуковой организацией текста. Работа с учебником стр. 305 стих. JI. Туфанова.

Заумь - один из типов звукового творчества

- Как образовано это слово? (безаффиксный способ образования от слова заумный).

«Заумь пробуждает фантазию, не оскорбляя ее ничем конкретным», - писал поэт А. Крученых. Этот способ образования сделал это слово ярким, новым, необычным. Писатели и поэты в своем творчестве часто используют словообразовательные ресурсы языка.

3. Словообразование. Речь моя - плясавица по чужим утесам. Вы удивились? Слово поэта - неожиданность. Открывая книгу стихов, мы должны быть готовы к этому.

Д/з Найти неожиданные производные слова в стихотворениях Маяковского. (губы вещины, небье лицо, вопли автомобильи и т.п.);

Упр. 600 стих. Василия Каменского «Чурлю-журль».

Выразительно прочитать текст; Найти необычные слова. Как они образованы?

(солнится (от солнить), журчсек (журчать, ручеек), лесника, цветилка, зовно).

Поэтическое словообразование шире общелитературного. Слово не только строительный материал, но и часто герой поэзии. Иногда производные слова появляются целыми семьями. (Стих. В. Хлебникова «Заклятие смехом» стр. 74)

  1. В морфологии в отличие от других ярусов языка действуют более строгие законы. Художник вносит свободу и туда, где запрещено. Упр. 602.

В художественной литературе безупречная правильная речь соединяется со свободным экспериментом, творческим развитием разных сторон языка.

  1. Самостоятельная работа. Анализ текста.


У чудищ.

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму - и скрылся в дымке.

И вот со смеху кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к змею.

Узнаю тайны - и был таков.

(К.Д.Бальмонт)

  • Найдите в тексте специальное повторение гласных и согласных звуков и определите, какая картина рисуется повтором этих звуков?

  • Внимательно посмотрите на строение предложений. Каждая стихотворная строка - отдельное предложение .Чего достигает этим поэт?

  • (Остановиться, представить себе картину. Каждое предложение-

Это самостоятельная картина. Её нужно представить, осмыслить, нарисовать

и пускаться в дальнейший путь).

- Какую роль играют глаголы в 1 строфе? Определите время и вид глаголов. (прош. вр и наст, вр., несов. в. ; глаголы рисуют картину - описание )

- Определите форму глаголов во 2 строфе? Какую роль играют глаголы в тексте? (глаголы прош]. вр., соверш. в.; глаголы буд .вр, соверш. в.; глаголы-средство создания динамизма действия.)

- Обратите внимание на лексику стихотворения. В чем её особенность? (Разговорная, приблизить читателя, предложить ему игру).

Вывод:

  • Есть ли в этом тексте авторские новообразования?

  • Есть ли изобразительно-выразительные средства?

  • Стал ли от этого текст менее выразительным?

  • Найдите пример литоты. Какую роль она играет?

  • Как вы понимаете строчку «Найду для песен там жемчугов»?

Д/з сделать письменный анализ текста.

Вывод:

Текст не потерял своей выразительности, эмоциональности. Мастер слова, умело используя синтаксис простого предложения, звуковую организацию текста, формы глаголов и лексику, создал удивительное стихотворение - игру, приглашая читателей в мир сказки.



© 2010-2022