- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Язык и искусство слова ( 9 класс)
Урок русского языка на тему Язык и искусство слова ( 9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочкурова С.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 1.
Тема: Язык и искусство слова. 9класс.
Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово. (А.Ахматова)
-
Вступление.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове - царственное. И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остается слово. Как же это происходит? Как слово становится царственным. Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме) рождаются волшебные строки: «Я помню чудное мгновенье» или «Чуден Днепр при тихой погоде ...»
Художник слова - так называют поэта и писателя - может преобразовать звуковую, грамматическую, словообразовательную структуру слова, лексическое значение, синтаксис предложения и структуру текста, превращая их в средства искусства.
Задача: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как слово из единицы языка превращается в искусство.
-
Обратимся к звуковой организации слова. А.В.Гоголь говорил: «Дивишься драгоценности нашего языка: что на звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг»
- Вспомните, какой художественный прием помогает нам как бы услышать звуки реального мира? (Звукопись (писать 'звуками) - создание звуковых образов при помощи использования определенных звуков в определенном порядке). Аллитерация, ассонанс.
Задание: Найдите в тексте повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения? О весна - без конца и без краю- Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю. (А.Блок)
(Повторение широкого гласного <а> как бы подчеркивает открытость души, устремленной к весне, к мечте, безграничности, бескрайности)
И веют древними поверьями
Её упругие шелка. (А.Блок)
(Повторение узкого, закрытого е <э> усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения).
Найдите в текстах повторяющиеся согласные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения?
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(Шум ветра, шелест сухого снега)
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шумят камыши. (К.Бальмонт)
Некоторые поэты смело экспериментируют со звуковой организацией текста. Работа с учебником стр. 305 стих. JI. Туфанова.
Заумь - один из типов звукового творчества
- Как образовано это слово? (безаффиксный способ образования от слова заумный).
«Заумь пробуждает фантазию, не оскорбляя ее ничем конкретным», - писал поэт А. Крученых. Этот способ образования сделал это слово ярким, новым, необычным. Писатели и поэты в своем творчестве часто используют словообразовательные ресурсы языка.
3. Словообразование. Речь моя - плясавица по чужим утесам. Вы удивились? Слово поэта - неожиданность. Открывая книгу стихов, мы должны быть готовы к этому.
Д/з Найти неожиданные производные слова в стихотворениях Маяковского. (губы вещины, небье лицо, вопли автомобильи и т.п.);
Упр. 600 стих. Василия Каменского «Чурлю-журль».
Выразительно прочитать текст; Найти необычные слова. Как они образованы?
(солнится (от солнить), журчсек (журчать, ручеек), лесника, цветилка, зовно).
Поэтическое словообразование шире общелитературного. Слово не только строительный материал, но и часто герой поэзии. Иногда производные слова появляются целыми семьями. (Стих. В. Хлебникова «Заклятие смехом» стр. 74)
-
В морфологии в отличие от других ярусов языка действуют более строгие законы. Художник вносит свободу и туда, где запрещено. Упр. 602.
В художественной литературе безупречная правильная речь соединяется со свободным экспериментом, творческим развитием разных сторон языка.
-
Самостоятельная работа. Анализ текста.
У чудищ.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму - и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к змею.
Узнаю тайны - и был таков.
(К.Д.Бальмонт)
-
Найдите в тексте специальное повторение гласных и согласных звуков и определите, какая картина рисуется повтором этих звуков?
-
Внимательно посмотрите на строение предложений. Каждая стихотворная строка - отдельное предложение .Чего достигает этим поэт?
-
(Остановиться, представить себе картину. Каждое предложение-
Это самостоятельная картина. Её нужно представить, осмыслить, нарисовать
и пускаться в дальнейший путь).
- Какую роль играют глаголы в 1 строфе? Определите время и вид глаголов. (прош. вр и наст, вр., несов. в. ; глаголы рисуют картину - описание )
- Определите форму глаголов во 2 строфе? Какую роль играют глаголы в тексте? (глаголы прош]. вр., соверш. в.; глаголы буд .вр, соверш. в.; глаголы-средство создания динамизма действия.)
- Обратите внимание на лексику стихотворения. В чем её особенность? (Разговорная, приблизить читателя, предложить ему игру).
Вывод:
-
Есть ли в этом тексте авторские новообразования?
-
Есть ли изобразительно-выразительные средства?
-
Стал ли от этого текст менее выразительным?
-
Найдите пример литоты. Какую роль она играет?
-
Как вы понимаете строчку «Найду для песен там жемчугов»?
Д/з сделать письменный анализ текста.
Вывод:
Текст не потерял своей выразительности, эмоциональности. Мастер слова, умело используя синтаксис простого предложения, звуковую организацию текста, формы глаголов и лексику, создал удивительное стихотворение - игру, приглашая читателей в мир сказки.