Программа факультативного курса «Обучение сочинению – рассуждению в рамках ЕГЭ» Класс: 11

Программа включает:   - пояснительную записку; - содержание программы; - технологию организации учебного процесса; - формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; - требования к результатам освоения элективного курса; - список литературы;  тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения,  методические рекомендации, модель написания сочинения - рассуждения, итоговые образцы сочинений. В работу курса включены тестовые задания контрольно – измерительных материалов сайта http://www.ege.edu.ru.  При составлении программы данного  элективного курса были использованы  и демонстрационные материалы учителей русского языка сети http://www.it-n.ru/, http://zavuch.info/, http://www.uchportal.ru/
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ « Усть -Удинская средняя общеобразовательная школа №2»



Программа факультативного курса

« Обучение сочинению - рассуждению в рамках ЕГЭ»

Класс:11

Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Усть -Удинская СОШ№2»

Крыс Ольга Анатольевна.




















пгт. Усть -Уда. 2012-2013г






Программа включает:

- пояснительную записку;

- содержание программы;

- технологию организации учебного процесса;

- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

- требования к результатам освоения элективного курса;

- список литературы;

тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические рекомендации, модель написания сочинения - рассуждения, итоговые образцы сочинений. В работу курса включены тестовые задания контрольно - измерительных материалов сайта ege.edu.ru. При составлении программы данного элективного курса были использованы и демонстрационные материалы учителей русского языка сети it-n.ru/, zavuch.info/, uchportal.ru/









































Пояснительная записка

Данный элективный был разработан для 10 - 11 общеобразовательных классов и соответствует государственному стандарту основного общего образования по русскому языку 2009 года. Вид элективного курса предметно-ориентированный.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования.

Программа актуальна и отличается своей новизной в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа, в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников, соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв­ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личнос­ти - это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Цели элективного курса:

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Программа рассчитана на один учебный год 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях. Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся. Это позволяет решить элективный курс, рассчитанный на 1учебный год: и ««Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).


Учебно-тематический план

уроков

Тема

Кол- во час

Требования

к уровню подготовки учащихся

Деятельность

учащихся

Контроль


Демонстрационный и дидактический

материал

1

Цели и задачи элективного курса.

1

Понимать цели и задачи курса, знать критерии оценивания ответа (на начальном этапе особенно первые 4 критерии), знать словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задания С.

Прочитать распечатку критериев оценивания, ознакомиться с ними, записать этапы выполнения задания открытой части ЕГЭ (С).

Распечатка критериев оценивания, словарь терминов.

Презентация

«Часть С.Пишем сочинение».

2-3

Как правильно понять исходный текст.

2

Уметь определять тему текста, «видеть» главное в тексте (ОМ), разбираться в видах текста, видах информации.

Анализ текстов собственно-информационно-справочного, информационно-оценочного, информационно-образно-оценочного, определение вида информации в тексте «Хамелеон» Чехов).

Анализ текста для определения видов информации в тексте(8).

Схема « Что такое исходный текст?».
Памятка « Как работать с исходным текстом».



4

Тема текста. Формулировка основной проблемы исходного текста. (К1).

1

Умение определять несколько проблем в тексте, а главное-основную проблему, формулировать ее в виде СПП, в форме р. п., в виде вопроса.

Анализ текста «Может ли писатель работать для рынка?»-определить проблему, сформулировать ее трижды: в форме вопроса, р.п. и СПП.Найти верно сформулированную основную проблему прочитаного текста в перечне.

Анализ текста.

Текст №1;

текст № 2;

текст № 3;.

5

Публицистический стиль.

1

Понимать цель публицистического стиля (информирование с одновременными воздействием на читателя), сферы применения (общественно-экономические, политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность), Языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические), уметь анализировать тексты публицистического стиля, знать жанры, их характерные особенности, требования к языковому оформлению, уметь определять жанр публицистического стиля.

Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и научного стиля? публицистического и художественного?


Таблица.

Анализ текста, определение стиля и проба пера.



6

Комментарий основной проблемы текста (К2).

1

Уметь комментировать исходный текст, пользуясь планом и специальными речевыми конструкциями.

Комментарий текста; выбрать из перечня проблем к исходному тексту и комментариев к нему - единственно верный.

Анализ текста.

Текст З.Паперный

( об истинной воспитанности)

7-8

Самостоятельная работа. Анализ самостоятельной работы.

2

Проверка умения верно определять и формулировать основную проблему исходного текста и комментировать ее. Умение анализировать содержание читаемого текста.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Распечатка самостоятельной работы с текстом и заданием к нему.

9-10

Роль вступления в сочинении-рассуждении. Использование цитат в сочинении по исходному тексту.

2

Приобретение речевых навыков по написанию вступления.

По предложенным образцам написать вступление к текстам.

Самостоятельная работа.

Текст 1 (первый вариант).
Текст 2 (второй вариант).

11-12

Позиция автора и способы ее выражения (К3).

2

Уметь определять отношение автора к изображаемому в предложенных фрагментах текстов, знать способы выражения авторской позиции (в четкой, прямой и через модальный план текста - риторические вопросы, оценочную лексику, ряд вводных слов и словосочетаний), определять круг рассматриваемых вопросов и авторского отношения к ним.

Сформулировать основную проблему текста и определить авторское отношение к ней на основании прилагаемой таблицы.

Анализ текста.

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3.

Текст 4.

13

ИВС

1

Уметь находить ИВС в тексте.

Определить выделенные в тексте ИВС.

Анализ текста.

Текст 1.

В8 к тексту 1.


14-15

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

2

Знать ИВС, объяснить роль языковых средств в тексте, находить формы выражения сравнения в тексте.

Работа по таблице «Роль ИВС в тексте и в выражении авторской позиции».
Прокомментировать языковые средства в тексте.
Найти ошибки в определении терминов.
Задание В8 экз. теста.

Анализ текста.

Текст 1.

Текст 2.


16

Основные признаки художественной речи.

1

Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, определять позицию автора, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, анализировать художественные тексты, определяя специфические черты, опознавать ИВС языка, их роль в тексте.

Работа по тексту (определению ИВС). В случае необходимости обратиться к литературоведческому или лингвистическому словарю.

Анализ текста.

Распечатка текста по В. Непомнящему

« Что такое культура?»

17

Использование ИВС в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественном произведении.

1

Уметь анализировать художественные тексты, создавать собственные тексты в художественном стиле, использовать метафоры, сравнения, олицетворения и т.д. как средства выразительности речи, определять роль разных стилей речи в художественном произведении, производить лингвистический анализ художественного текста.

Работа по тексту (определению ИВС). В случае необходимости обратиться к литературоведческому или лингвистическому словарю.

Текст 1(вариант 1).
Текст 2(вариант 2).

18

Практикум.

1

Уметь анализировать текст, по исходному тексту определить проблему, сформулировать ее, прокомментировать, написать вступление, определить авторскую позицию, роль ИВС в тексте, логические и речевые связи в тексте.

Работа с текстом.

Практикум.

Текст 1(вариант 1).
Текст 2(вариант 2).

19

Логические приемы решения.

1

Уметь определять логические приемы и использовать их в своем сочинении. Повторить таблицу возможных логических ошибок, строить свою речь как сочинение-рассуждение.

Работа с текстом. Определить способ умозаключений в текстах.

Анализ текста.

Тексты (9).

20-22

Изложение собственной позиции. К4
Типы аргументации.

3

Уметь использовать в сочинении типы аргументации в изложении своей позиции и проиллюстрировать ее двумя примерами из жизненного \ читательского опыта.

Создание своего текста.

К4

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3.

23-24

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

2

Уметь пользоваться различными формами записи заключения, органично связывать заключение с предыдущими частями сочинения.

Написать заключение по исходному тексту.

Анализ текста.

Текст 1.

Текст 2.

25-26

Экспертная оценка сочинения. Редактирование сочинения.

2

Уметь оценивать чужие и свои сочинения по шкале К1-К12, выставляя баллы по каждому критерию, научиться видеть и исправлять речевые, логические, грамматические, фактические, орфографические, пунктуационные ошибки. Редактирование сочинения.

Анализ и редактирование текстов.

Анализ текста.

Ученические сочинения.

Презентация-тренинг «Классификация ошибок».

27-28

Практическая работа.

2

Умение писать сочинения по исходному тексту соблюдением всех критериев оценивания.

Написать сочинение.

Практическая работа.

Текст.

Презентация «Пишем сочинение - рассуждение (С).

29-34

Работа с образцами экзаменационных тестов.
Демоверсии.
Контрольные измерительные материалы.
Интерактивные тесты по различным темам.

6

Уметь структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; использовать в речи вариативные грамматические конструкции и лексическое богатство языка, оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Писать сочинение.

Итоговые контрольные работы.

Экзаменационные тесты.

Содержание программы

Модуль1. Теоретический аппарат курса.

  1. Структура элективного курса. Цели и задачи. Критерии оценивания ответа на задание С. Словарь терминов, используемых в критериях оценивания на задание С. Этапы выполнения задания С.

  2. Текст, тема, основная мысль, проблема текста, авторская позиция, языковые средства, виды текста: собственно-информационно-справочный; информационно-оценочный; информационно-образно-оценочный.
    Стили речи.
    Схема понимания исходного текста. Виды информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.

  3. Проблема, основная проблема, способы формулировки основной проблемы.Основные группы проблем.

  4. Основные признаки публицистического стиля, сфера его использования, назначения, жанры публицистического стиля: статья, очерк и т. д.

  5. Основные группы проблем исходного текста; условный план комментария текста; использование А29,
    А30 при комментировании текста.

  6. Формулирование проблемы исходного текста и комментарий к нему.

  7. Роль вступления в сочинении (ввод в тему текста, сообщение об основной проблеме текста, основной тезис, который можно аргументировать, формулировка понимания авторской позиции, содержащей сведения о своеобразии художественного мира автора исходного текста, общая точка зрения по теме, поднимаемой автором). Виды вступления: лирическое размышление, ряд риторических вопросов, рассуждение о заглавии, ряд назывных предложений, цитата, именительный темы, описательное утверждение.

  8. Позиция автора. Речевые обороты, помогающие выразить позицию автора, авторское отношение (оценочная лексика) к изображаемому.

  9. Изобразительно-изобразительные средства (авторская ирония, инверсия, градация, сравнение, контекстуальные антонимы, перифраза, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения, фразеологизмы и т.д.), Доминирующие ИВС.

  10. Основные признаки художественной речи: образность, использование ИВС, языковых средств других функциональных разновидностей языка.

  11. Логические приемы решения (индуктивный,, дедуктивный, прием сравнения, прием аналогии), структура рассуждения (тезис, аргументы, выводы).

  12. Типы аргументации с помощью примера, иллюстрации, образца (положительного или отрицательного);работа над примерами из художественной литературы, публицистической, научной. Соответствие проблема-авторская позиция-художественная литература.
    Речевые, логические, фактические ошибки.

13.Роль заключения в сочинении, функции заключения (должно быть органично связано с текстом, проблемой, с предыдущим изложением, может содержать этически корректное возражение автору, может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль). Новые формы записи заключения в сочинение (обзора всех положений, спора с воображаемыми критиками позиции автора, цитаты, яркого примера, обобщенного суждения, вывода-впечатления, яркого сравнения, подводящего итог рассуждению.

14. Критерии оценивания. Оценивание ученических сочинений по шкале К1-К12.Использование таблицы речевых, логических, грамматических, фактических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

4. Экспертная оценка творческих работ.

Список использованной литературы:

1. И.В.Золотарева, Н.В. Егорова. « Методики преподавания с целью подготовки к ЕГЭ» Москва « Вако» 2005

2. Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С.Сочинение: пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО, 2006.-с.116

3.Русский язык. Выполнение задания части 3(С):учебно-методическое пособие/ Егораева Г.Т. -5-е изд., переработанное.- М.: Издательство «Экзамен»,2010. -254.

4.ЕГЭ-2008.Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С):ЕГЭ.Сдаем без проблем! / Сокольницкая Т.Н.-М.:Эксмо,2008. -80 с.-(ЕГЭ. Сдаем без проблем!).

5. .Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.7

6.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение»,2004..

7.Материалы сайтов: ege.edu.ru

pritchi.nm.ru

prosa.ru

Приложение 1

Модель написания сочинения-рассуждения.

I. О чем писать?

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.

(4) Но ведь Суворов - великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово "похоронен" в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Выделив ключевые слова ("подумать стало труднее"; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины"; великий человек… не мог сказать такой глупости"; "поняв слово… в буквальном смысле"; "задумайтесь, что вы говорите"; "вы не поняли, что сказал Суворов"), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:

…- вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о …

Автор обращается к актуальной теме - теме…

Этот текст о…

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:

… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос: …

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду "вечных" (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над "вечной" проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно ("Люблю тебя, Петра творенье!" А. Пушкин; "Печально я гляжу на наше поколенье…" М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения "Письмо к матери" ("Ты жива еще, моя старушка…") передает любовь и нежность лирического героя.

Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:

О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы ("…Вы не поняли, что сказал Суворов!").

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен "ошеломляющими нелепостями", которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом "образованщина" (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).

4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Сформулировать идею текста помогут такие клише:

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Идея текста такова:

…- вот главная мысль текста.

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:

Цель автора текста - убедить читателя в том…

Сформулировать идею предложенного текста можно так:

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются "ошеломляющие нелепости". Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста - убедить нас в том, что, готовясь "оповестить о своих думах весь мир" (книжные слова "оповестить", "думы" приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание "Да задумайтесь, что вы говорите!" звучит как призыв.

II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией "именительный темы". Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к "вечным" темам. Вот пример подобного начала сочинения:

"Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. "

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:

Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение "тяжело в учении - легко в бою", где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.

III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать "автор неправ", лучше употребить выражение "с автором трудно согласиться".

Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

С автором можно поспорить:

Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И "не везет" в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса "Религия - опиум народа" очень часто цитируют так: "Религия - опиум для народа". Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Таким образом, в том, что "в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости", отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Приложение 2

Образец сочинения - рассуждения по тексту Г. Смирнова целиком:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение "тяжело в учении - легко в бою", где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией . Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы ("…Вы не поняли, что сказал Суворов!").

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен "ошеломляющими нелепостями", которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом "образованщина" (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются "ошеломляющие нелепости". Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста - убедить нас в том, что, готовясь "оповестить о своих думах весь мир" (книжные слова "оповестить", "думы" приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание "Да задумайтесь, что вы говорите!" звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И "не везет" в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса "Религия - опиум народа" очень часто цитируют так: "Религия - опиум для народа". Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское "народ безмолвствует" часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в "Борисе Годунове" народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что "в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости", отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Методические рекомендации

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

а) основные средства выразительности;

б) лексические средства выразительности;

в) средства художественной выразительности;

г) морфологические средства выразительности;

д) синтаксические средства выразительности;

е) образность речи

3. Заключение

Для того чтобы правильно выполнить задание В8, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи.

Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности.

Фонетические:

  • аллитерация;

  • ассонанс.

Словообразовательные:

  • индивидуально-авторские слова;

  • словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной слово­образовательной модели; слов с суф­фиксами оценки).

Лексические:

  • синонимы;

  • антонимы;

  • омонимы;

  • паронимы;

  • устаревшие слова;

  • неологизмы;

  • заимствованные слова;

  • книжная лексика, термины;

  • традиционно-поэтическая лексика;

  • разговорная лексика;

  • просторечия;

  • диалектизмы;

  • профессионализмы;

  • жаргонизмы, арго;

  • эмоционально окрашенная лексика;

  • фразеологизмы;

  • крылатые слова и выражения.

Морфологические:

  • экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённо­сти-неодушевлённо­сти и др.);

  • прямое и переносное употребление форм времени глагола;

  • экспрессивное использование слов разных частей речи;

  • насыщение текста междометиями и звукоподражатель­ными словами.

Синтаксические:

  • ряды однородных членов предложения;

  • предложения с вводными словами, обращениями, обособленными

членами;

  • экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)

Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности.

Таблица №1

Лексические средства выразительности

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Лексические средства выразительности: общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, ритори­ческие вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни од­ной минуты, ни одного дня); фразеологи­ческие обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, язы­ковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессиональ­но-деловые обороты речи и лексики пуб­лицистического стиля; синонимы, антони­мы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры.

Троп (греч. tropos «поворот», «оборот речи») - стилистический приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в ис­пользовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отноше­нием.

Стилистическая фигура (от лат. figura «очертание», «образ») - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительно­сти речи.

Таблица №2

Тропы и фигуры речи

Тропы

Фигуры речи

  • эпитет

  • сравнение

  • метафора

  • метонимия

  • синекдоха

  • гипербола

  • литота

  • олицетворение

  • перифраз

  • оксюморон

  • анафора

  • параллелизм

  • антитеза

  • градация

  • инверсия

  • эллипс

  • умолчание

  • риторический вопрос

  • риторическое восклицание

  • риторическое обращение

  • многосоюзие

  • бессоюзие

Таблица №3

Морфологические средства выразительности

Научный

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; глаголов с обобщённо-отвлечённым значением (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3-го лица

Публицистический

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближ­него зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов

Художественный

Насыщенность текста глаголами (интен­сивность действия, движение, динамич­ность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий - образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклоне­ние; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живо­писность, непринужденность описаниям, (петь щегленком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экс­прессия текста; местоимения (личные и притяжательные - оттенок искренности взволнованности; неопределенные - «отдаляют» события и предметы)

Таблица №4

Синтаксические средства выразительности

Научный

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов предложения, ввод­ных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предло­жений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­тельные, восклицательные); полные и не­полные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные воз­можности); типы связи частей сложного предложения

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский)

Выделенные слова в тексте - метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее.

Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов.

Птиц своих он распустил. - Всех… Все разлетелись, - говорил Тимка. - И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт!.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел, думал, потом встаю, хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька. (А.Гайдар)

Чтобы передать эмоциональное состояние мальчика, Аркадий Петрович Гайдар использует однородные члены предложения, глаголы различных видовых форм, лексические повторы и т.д. и совершенно не употребляет тропов. Но от этого текст не теряет ни образности, ни выразительности.

Запомни!

В любом тексте всегда есть выразительные средства, характерные для определённого стиля речи.

Загляни в глоссарий и попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания.

Знакомство с исходным текстом ( отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза»)

- В качестве исходного текста предлагается отрывок из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза». Это воспоминания автора о том, как им был создан рассказ «Телеграмма», который вы изучали в 8 классе.

Но сначала давайте вспомним что нам известно о К.Г. Паустовском.

  1. Знакомство ( рассказ учителя о К.Г.Паустовском)

«Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю писателя К.Г.Паустовского, годы жизни которого таковы: 1892 - 1968.

Деятельность его была многообразна: он автор романов, повестей, рассказов; он - очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги - яркие, романтичные - читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Читатель не может не ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский - человек, 2создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремлённости, благородства и преданности своему делу.

- Итак, каковы основные темы его произведений? Чем привлекает нас личность Паустовского?

2. Выразительное чтение текста. (под музыку Чайковского «Времена года»).

3. Анализ темы, идеи, проблемы исходного текста.

- Что такое тема произведения ?

- Какова тема текста?

- Прочитаем критерии оценки сочинений учащихся К!: «Формулировка проблем исходного текста»

- Что такое проблема?

Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

- Какова проблема?

(Проблема одинокой старости, сложные взаимоотношения матери и дочери)

4. Формулировка проблемы исходного текста.

- Как можно сформулировать проблему?

Проблемы

  1. Риторический вопрос;

  2. Констатация сложившихся в обществе позиций по данным вопросам;

  3. Использование цитат, слов, выражений из теста.

- 1 ряд - проблема в форме риторического вопроса;

- 2 ряд - проблема в форме констатации позиций;

- 2 ряд - проблема в форме цитат.

Ответы:

-1 ряд Как воспитывать детей, чтобы не настала одинокая старость?(Почему дети оставляют без помощи своих родителей?)

-2 ряд К сожалению, став взрослыми, дети зачастую забывают о своих стареющих родителях

-3 ряд 3, 22 пр. «Не дай вам бог … дожить до такой одинокой старости».


  1. К 2 «Комментарий к проблеме исходного текста»

- Что требуется выполнить?

- Что такое комментарий ?

Прочитайте в «Толковом словаре»

Комментарии -рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём - нибудь

- Как прокомментировать проблему текста?

(Кратко пересказать суть текста, выбирая материал, разъясняя суть проблемы)

- Что не должно войти в комментарии?

(Прямая речь

Диалоги

Описание сада и др.)

- Прокомментируйте проблему.

(Материал I абзаца В тексте повествуется об одинокой старой женщине, Катерине Ивановне, к которой уже четвёртый год не приезжает дочь Настя. Катерина Ивановна больна, слаба, её дни сочтены. Она боится, что умрёт, так и не «повидав» дочери.)

  1. К 3 «Отражение позиции автора исходного текста»

- Как вы считаете, какова позиция автора в тексте?

(Автору жалко одинокую женщину, он сочувствует ей. Он заботится о ней, оказывает помощь. Предостерегает читателей, чтобы они не забывали о своих близких, которые нуждаются в их помощи, иначе может оказаться слишком поздно.)

- А как позиция автора выражена в тексте?

(1. Чтобы вызвать у читателей сочувствие к героине, автор даёт её характеристику в 1 предложении: «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась».

2. Во 2 предложении использует фразеологизм «Одна на белом свете», который подчеркивает одиночество героини.

3. О приближении смерти героини свидетельствуют слова старика Ивана Дмитриева: «Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери…»

4. Пейзаж, описание осеннего вечера, пронизывает мысль не только об увядании природы, но и о приближении смерти Катерины Ивановны. Соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.

5. Метафора «серп месяца» создает яркий образ, который подчеркивает безмерность одиночества героини.

6. В 24 пр. «Я … подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» - это риторическое восклицание прямо выражает отношение автора к героини.

7. К 4 « Изложение собственного мнения по проблеме»

- что значит изложить собственное мнение по проблеме?

- какой тип речи используете?

(Нужно сформулировать свое мнение по проблеме, поднятой автором в тексте,- согласившись или не согласившись с позицией автора, - доказать его)

- сформулировать своё мнение

- как можно аргументировать собственное мнение?

1. Описать реальную ситуацию, случай из жизни.

2. Аргумент на основе прочитанного материала (художественного произведения, публицистической статьи, телепередачи и т.д.)

3. Ссылка на авторитетный источник (цитата)

4. Ссылка на общее суждение, истинность, которая не подлежит сомнению.

5. Доказательство на основе умозаключения.

6. Аналогия, сравнение.

- Приходилось ли вам в жизни встречать одиноких людей, брошенных своими близкими?

- Приведите пример художественного примера другого автора, в котором тоже поднимается проблема одинокой старости?

(А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Самсон Вырин - Дуня).

- Цитаты (домашнее задание)

1. Пословицы народов мира

о взаимоотношениях отцов и детей.

Абхазская: «Дерево держится корнями, а человек - родственниками».

Армянская: «Пока сам не состаришься, не поймешь старого».

Ассирийская: «Как поступишь с другим, так поступят с тобой».

Английская: «Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков».

Русская: «Как аукнется, так и откликнется».


2. Учитель:

- А теперь, ребята, я прочту высказывание М. Горького, а вы объясните суть высказывания.

3. Формулировка вывода.

- Что такое вывод?

- Сформулируйте вывод на основе имеющихся в сочинении мыслей.

Ученик.

- Пренебречь родителями, оставить их без помощи - то же самое, что зачеркнуть всё доброе, когда бы то ни было нами сделанное.

4. Определение стиля жанра сочинения.

- Какой тип речи и стиль вы будете использовать в сочинении?

К 5,К6 - речь.

(Рассуждение, публицистический стиль)

- Каково строение рассуждений.

- Какие средства этого типа речи и публицистического стиля помогут сделать вашу речь убедительной, яркой и выразительной?

1. Грамматическая связь между тезисом и аргументами, между аргументами:

- вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом;

- союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

2. Выразительные средства публицистического стиля:

- побудительные, вопросительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- обращения, повторы, пословицы, поговорки;

- образно-выразительные средства языка:

тропы, фигуры речи, звукопись;

- использование лексики, обозначающей понятие морали, этики.

Рецензия - отзыв, критическая оценка творческой работы.

3. Отбор лексики, обозначающей понятие морали, этики

- На доске записаны слова и выражения, обозначающие понятия морали, этики. Подчеркните те из них, которые могут быть использованы в сочинении.

Сочувствие, жестокость, великодушие, долг, прославлять, внимание, чуткость, чествовать, уничтожать, милосердие, правосудие, гуманность, мировоззрение, безнравственно, достойный уважения, бросить на произвол судьбы.

- Где в сочинении могут быть использованы слова?

4. Практическая работа. Написание сочинения (150-300 слов)

1 гр.- вступление ( с чего нельзя начинать?)

К1 (формулировка проблемы текста)

2 гр.-К2 (комментарий)

3гр.- К3 (отражение позиции автора исх. текста)

К4 ( аргументация собственного мнения по проблеме)

4 гр. - Вывод.


Приложение 3.На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:

Проблемы семьи:

  • проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

  • проблема роли детства в жизни человека (Почему детство - важнейший этап жизни человека?);

  • проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

  • проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

  • проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

  • Проблемы экологии:

  • проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

  • проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

  • проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)и др.

  • Человек и общество:

  • проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

  • проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

  • проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

  • проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

  • ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);

  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?);

  • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);

Нравственные проблемы:

  • проблема нравственного выбора;

  • проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;

  • проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.

  • Философские проблемы:

  • проблема добра и зла;

  • проблема жизни и смерти;

  • проблема поиска смысла жизни;

  • проблема одиночества;

  • проблема утраты веры в человечества;

  • проблема свободы личности;

  • Информационно-коммуникативные:

  • проблемы развития и сохранения русского языка;

  • проблема языкового бескультурья;

  • проблема массовой культуры

Приложение 4.

Критерии оценивания ответа на задание С1.


I

Содержание сочинения

Баллы

К 1

Формулировка проблем исходного текста


Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

1



0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного

Текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

2


1




0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.


1




0

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или вообще не отражено в работе.


3




2







1




0

II

Речевое оформление сочинения


К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К 6

Точность и выразительность речи


Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм.

1

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи.

0

III

Грамотность


К 7

Соблюдение орфографических норм


орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм


пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущены 1 - 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм


грамматических ошибок нет

допущены 1 - 2 ошибки

2

1

допущено более 2 ошибок

0

К10

Соблюдение языковых норм


грамматических ошибок нет

2

допущены 1 - 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм


этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1 - К12)

21

При оценке грамотности (К7 - К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объемом в 150 - 300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе ( оценивается нулем баллов), задание считается невыполненным. При оценке сочинения объемом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок всех четырех видов (К7 -К10) уменьшается.1балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 - орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 - пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

К9 - грамматических ошибок нет;

К10 - допущено не более 1 речевой ошибки.

2 балла по критериям К7 -К10 за работу объемом от 70 до 150 слов вообще не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1- К12) оценивается нулем баллов.






Список использованной литературы:

1. И.В.Золотарева, Н.В. Егорова. « Методики преподавания с целью подготовки к ЕГЭ» Москва « Вако» 2005

2. Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С.Сочинение: пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО, 2006.-с.116

3.Русский язык. Выполнение задания части 3(С):учебно-методическое пособие/ Егораева Г.Т. -5-е изд., переработанное.- М.: Издательство «Экзамен»,2010. -254.

4.ЕГЭ-2008.Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С):ЕГЭ.Сдаем без проблем! / Сокольницкая Т.Н.-М.:Эксмо,2008. -80 с.-(ЕГЭ. Сдаем без проблем!).

5. .Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.7

6.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение»,2004..

7.Материалы сайтов: ege.edu.ru

pritchi.nm.ru

prosa.ru

Приложение 5.

Медиатека элективного курса «Учимся писать сочинение. Вариант С»

тема

презентации

1

Как правильно понять исходный текст

«Учимся писать сочинение - миниатюру».

Презентация составлена

учителем русского языка и литературы

МОУ средняя школа №10

г.Жуковский Московской области

Савичевой Татьяной Викторовной

2

Изобразительно-выразительные средства

«Общие и специальные средства выразительности»

Захарова Т.А., методист Рязанского институт

развития образования

3

Экспертная оценка сочинения. Редактирование сочинения

«Классификация ошибок».

4

Практическая работа

Сочинение по исходному тексту.

«Пишем сочинение - рассуждение (С)».

Байдакова Т. Б.МОУ СОШ №3 г. Амурска Хабаровского края,2008.

5

Практическая работа

Сочинение по исходному тексту.

«Пишем сочинение - рассуждение (С)».

Байдакова Т. Б.МОУ СОШ №3 г. Амурска Хабаровского края,2008.


© 2010-2022