Доклад на конференции ро русскому языку Жаргоны и жаргонизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

В.В.Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию сказал: «Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Забота о русском языке…- это важнейший социальный и политический вопрос». И с этим трудно не согласиться.

В последнее время актуальным направлением в исследовании стала лингвоэкология, или экология слова. Это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, грамотности.

Лингвоэкология отмечает различные процессы, протекающие в русском языке и в сознании его носителя:

  • оскудение словарного запаса, забвение многих семантически ценных слов, фразеологизмов;

  • размытая семантика слов;

  • «синдром заимствований»;

  • речевые штампы

  • сквернословие

  • криминализация языка и другое.

Основная задача лингвоэкологии состоит в культивировании литературного языка, потому что в нашем обществе происходит его разрушение.

В борьбу за чистоту русского языка включились многие школьные коллективы, в том числе и Коми национальная гимназия.

Цели: 1. Исследовать такое явление в школьной жизни, как жаргонизмы.

2. Продолжить борьбу за чистоту русского языка

Задачи: Исследовать следующие вопросы:

- что такое жаргон и жаргонизмы;

- истоки жаргона;

- воровской жаргон;

- слова - сорняки;

- школьный сленг.

Современное общество нуждается в речевой личности. Ведь на обмен мнениями, идеями, знаниями, информацией люди тратят времени больше, чем на любую другую деятельность.

А сегодня в нашем обществе происходит постепенное разрушение языка. Мы наблюдаем, как грубо вторгаются в нашу речь чужие слова и словечки, ненормативная лексика.

Еще А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое - как - значит, и мыслить кое - как: неточно, приблизительно, неверно».

Многими допускается словесная небрежность в разговорной речи. И не только в разговорной. Каковы же причины этого явления?

Мы часто не желаем искать нужное слово для выражения мысли. Мы думаем: «Как сказал, так и ладно!»

Мода на бессмысленные словечки и грубый жаргон улицы и всякое словесное разгильдяйство переходит в языковой негатив. В чем сущность неумения и нежелания найти точное слово? В том, что в разговорной речи для определения какого - либо предмета или явления многие употребляют слово приблизительное, схожее, но не точное, суживая этим свой словарный фонд.

Сегодня речь пойдет о жаргоне и жаргонизмах, о «модных» словечках, то есть о нелитературной лексике.

Я решила исследовать такое явление в нашей жизни, как жаргонизмы.

Итак, что же такое жаргон и жаргонизм.

1Жаргон - это речь какой-нибудь социальной или иной, объединенной другими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

1Жаргонизм - жаргонное слово или выражение.

И первый вопрос: каковы истоки жаргона?

Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим отдельным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать общению людей, жаргон - «тайный язык, цель которого - скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, язык староверов - раскольников, ранее преследуемых государством и церковью. Староверами был создан так называемый «офеньский язык» - тайный язык офеней - торговцев раскольничьими книгами и иконами. Вот как описывает это явление известный знаток раскольничьего быта, видный русский писатель П.И.Мельников-Печёрский:

«…Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренек и, ни слова не сказав, ни с кем не поздороваясь, крикнет хозяину: «Хлябышь и дудоргу хандырит, пелышего шишлять!..»

И хозяин вдруг встревожится и начнет в палатке наскоро прибирать. Кто понял речь прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон… . Сколько бы кто ни учился, сколько бы кто ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем так паренек напугал хозяина. А это он ему по-офеньски крикнул: «Начальство в лавку идет бумагу читать».

Все жаргонные слова представляют собой стилистически сложенную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного

1Скворцов Л.И., Жаргоны. Русский язык: Энциклопедия, М., 1979.

языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.

Так, среди названий денег сейчас уже не встречаются жаргонизмы: хруст (1 рубль), квинта (5 рублей), красненькая, декан (10 рублей), угол (25 рублей), кусок (1000 рублей), рыжие (деньги), но появились и другие: штука (1000 рублей), лимон (миллион), бабки, бабло (деньги).

Особую группу составляет воровской жаргон.

Воровской жаргон («феня», «блатная музыка») - явление довольно старое. Своими корнями уходит в глубокую древность. Первоначально «империя жаргона» означала общность воров и мошенников. Сохранилось даже повествование конца XVI века, которое было написано на языке воров. Жаргону преступники учатся друг от друга.

И следующий вопрос:

Что же такое «воровской жаргон»? Это условная, тайная информационная система, которая связывает находящиеся в противоречии с законом антиобщественные элементы в преступные группировки, это своеобразный показатель принадлежности к преступному сообществу, часть его субкультуры.

Уголовный жаргон быстро проникает в повседневную речь подростков, а также в литературный язык. Поэтому было бы неправильным считать, что несовершеннолетние приобщаются к уголовному жаргону, только находясь в специальной школе, специальном ПТУ или колонии. В таких заведениях они получают уже повседневную практику его использования.

Начало приобщения подростка к жаргону бывает связано с тем временем, когда он учится в средней школе, а иногда еще не ходит в школу. Многие дети-дошкольники, особенно те, у кого родители отбывали наказание, легко понимают и оперируют такими терминами уголовного жаргона, как "мент", "легавый" и другими оскорбительными для работников полиции словами. Овладение уголовным жаргоном активизируется при вхождении подростка в преступную группу, когда возникает реальная потребность в его употреблении.2

Следует заметить, что уголовный жаргон легко распространяется среди несовершеннолетних и молодежи. Это связано с его образностью, таинственностью, ироничностью, что привлекает подростков и молодежь. Сравним: слово "убегать" на жаргоне звучит "рвать когти", говорить вздор - "крутить динамо", появиться, прийти - "нарисоваться", уйти, исчезнуть "слинять". Насмешка, сарказм, колкость, ирония - существенные особенности уголовного жаргона.

2Современный русский жаргон уголовного мира: словарь-справочник, М., 2001г., стр.352)

Сейчас многие слова «фени» устарели, ими перестали пользоваться, некоторые стали общественными, их можно встретить и в разговорной речи, какие-то приобрели иное значение…

Например:

Ажур - все хорошо, порядок

Атас - сигнал тревоги

Батя - повар в колонии, командир стройбата

Весло - ложка

Двинуть - поехать, пойти, украсть

Засечь - заметить, узнать

Закидон - ненормальное поведение

Засветиться - быть обнаруженным, опознанным

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов-сорняков. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: «так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и другие». Это производит очень неприятное впечатление. В книге С.Соловейчика «Учение с увлечением»3 приводится письмо трех подружек.

«Когда нас вызывают к доске, - пишут они, - появляется какая-то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее…», «Ну, значит», «так далее». И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем».

Один из читателей газеты «Комсомольская правда» обратил внимание на то, что в выступлениях журналистов по радио и центральному телевидению слишком часто стали звучать вводные словосочетания: скажем так, будем так говорить. Например:

«Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной», «Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех».

Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А.Суконцев в одном из своих фельетонов:

Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

- Ну, как, - спросил я, - понравилось?

3С.Соловейчик, «Учение с увлечением», М., 2001г.

Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками.

- Что это?

Крестик - это «значит», а кружочек - «так сказать». 118 крестиков и 184 кружочка за два академических часа…

Сами понимаете, говорить о содержании лекции как-то не хотелось.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Далее я исследовала школьный сленг и составила мини - словарь для «непросвещенных»:

- Всадник без головы - ученик без шпаргалки (без подсказки);

- Бермудский треугольник - ученик в углу;

- Человек-амфибия - ученик на экзамене;

- Живой труп - ученик после экзамена;

- В далеком царстве - ученик у доски;

- Ищи ветра в поле - ученик, посланный за мелом;

- Родные напевы - ученика ругают дома;

- Истребители - ученики в столовой;

- Мертвые души - ученики в кабинете директора;

- Умирающий лебедь - ученица (ничего не знает) у доски;

- Марья-искусница - ученица, подделавшая отметку в дневнике.

Опрос проводился на переменах. Участники опроса - учащиеся 9-11 классов.

Учащимся также были предложены вопросы анкетирования:

- какие жаргонизмы вы часто употребляете в своей речи?

- можно ли обойтись без этих слов и выражений?

- зачем вы их употребляете?

- используешь ли ты жаргонизмы в общении с друзьями?

Анализ анкет показал следующие наиболее распространенные среди учащихся жаргонизмы:


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

хавчик приперся

хавальник зыркать

чувак замутить

фигня прошвырнуть

лажа притащился

бабло лыбиться

репа мозговать

лох схамякать

косяк пахать

тупизна не тормози

звякнуть

слухать

НАРЕЧИЯ

ништяк

клево

круто

офигенно

стопудово

прикольно

зашибись

- На вопрос: «Можно ли обойтись без этих слов и выражений?»

- ответили:

- нет (отрицательно) - 65%

- да (положительно) - 35%

- На вопрос: «Зачем вы их употребляете?» - ответили:

- считаем это модными словами - 24,4%

- использую, чтобы было понятно друзьям - 62,2%

- для связи слов в предложении - 13,4%

- На вопрос: «Используешь ли ты жаргонизмы в общении с друзьями?» - ответили:

- да - 97,5%

- нет - 2,5%.



Опрошено 100 учащихся 9-11 классов.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что современное общество нуждается в речевой личности, роль интеллекта и информации становится всеобъемлющей. Потеря культурного наследия - такая же угроза национальной безопасности, как и потеря политической и экономической безопасности.

И я хочу обратиться ко всем:

Не засоряйте свою речь жаргонизмами! Берегите свой язык!

Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

Ведь экология языка - есть экология духа!


© 2010-2022