Урок литературы по творчеству Сергея Есенина «Родился я с песнями в травном одеяле»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»


Урок литературы в 11 классе по творчеству Сергея Есенина

Тема урока: «Родился я с песнями в травном одеяле»



Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Алпатова Тамара Николаевна

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

Оформление: портрет Сергея Есенина, стенд-экспозиция «Родился я с песнями в травном одеяле…»; венок из мимозы, берёза, скамья, свечи, букеты из осенних трав, кисти рябин на столиках; записи песен на стихи С. Есенина; выставка творческих работ учащихся; видеофильм о творчестве С.Есенина, мультимедиа.

На перемене перед уроком работает проектор (видеоизображение родины Есенина). Звучит на этом фоне песня Е. Мартынова «У Есенина день рождения».

Ход урока

Учитель: - Под голубыми небесами…

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка надо льдом блестит.

- Неплохо ведь. А? Чьи это стихи? Пушкина. Но ведь и у Есенина не хуже:

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

- Без Есенина не было бы и этой удивительной песни (звучит из видеофильма песня Над окошком месяц»)

- Не было бы и других строк:

  • Песней журавлиною осень проплыла…

  • Отговорила роща золотая…

  • Несказанное, синее, нежное…

  • О Русь, малиновое поле…

- А проживи он хотя бы, как Пушкин, 37, а не 30, представляете, сколько строчек подарил бы нам… Но…

Как мало пройдено дорог,

Как много сделано ошибок…

- Да, много ли, мало ли дорог проходим, ошибок всегда хватает. Но только тот, чье сердце болит за каждого из нас, скажет нам о них с такой редкой откровенностью и с такой сопричастностью ко всему живому, что не внять его голосу - уже наша ошибка.

Есенин, определяя для себя задачу художника, пишет:

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по тонкой коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

- Так какие же стихи поэта запали вам в душу? Как воспринимаете эту поэзию: умом или сердцем? Прочитайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений, которые особенно запомнились, изумили.

Я приглашаю вас мысленно перелистать страницы творчества большого поэта, увидеть его поэтическую индивидуальность, осмыслить внутренний мир художника, его стихи, «Звонкие, чистые, голосистые», как сказал когда-то о них А. Блок

(Дети читают отрывки, возможен комментарий)

- Да! Каждое стихотворение - кусочек жизни, и в каждом - неизъяснимая сила слов. Порой ни понять, ни объяснить её невозможно. Нет изысканных рифм, экзотических слов, все, как в будничной речи, а прочтешь или услышишь берет за душу, как вот эта песня.

(Диск, звучит песня «Песню любви распевал соловей»)

- Так кто же он? Крикливый, самовлюбленный, напыщенный поэт, не лишенный поэтического дарования, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? Попытаемся понять это.

- Взгляните на портреты С. Есенина. Если бы вам пришлось запечатлеть его облик в словах, какие бы главные вы подобрали?

(Дети отвечают)

- К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Вот что вспоминает о поэте его друг Анатолий Маеренгоф.

(Звучит запись со слов: «Передо мной стоял…»)

- А сам Есенин в одном из стихотворений скажет:

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

- Во многих стихотворениях Есенина в центре - лирическое «Я» поэта. Прочитаем строки, в которых звучит это искреннее гордое, порой заносчивое «Я»:

-«Я вам не кенар, я поэт»

-«Я сердцем никогда не лгу»

-«В далеком имени - Россия

Я известный, признанный поэт»

-«Все равно остался я поэтом

Золотой, бревенчатой избы»

-«Я одну мечту, скрывая, нежу,

Что я сердцем чист…»

-«Я один твой певец и глашатай»

- Что-нибудь еще добавите?

( Дети добавляют известные строчки)

- Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? Что это? Самолюбование или что-нибудь другое?

(Дети отвечают)

- И может быть, его многочисленные «Я» не эгоизм, не кокетство, а удивление перед богатством мира, радость, открытая в себе самом, в окружающем.

- Стихи-письма, стихи-песни, стихи-исповеди, стихи-записи - все это он, Есенин, сказавший: «Я сердцем никогда не лгу». По этой причине почти каждая его строчка не только лирична, но и автобиографична!

А еще в его стихах не только кипяток сердечных струй, но и выкладки незаурядного ума, о чем свидетельствует обилие афоризмов, многие из которых подводят итог жизненных исканий, обретений, просчетов… Вот некоторые из них. Давайте прочитаем.

На доске записаны строки: (по очереди дети читают)

  • Тех, которым ничего не надо,

Только можно в мире пожалеть

  • Жить - так жить, любить - так уж влюбляться

  • От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду

  • Цветите, юные, и здоровейте телом!

  • Как в смирительную рубашку,

Мы природу берем в бетон

  • Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

  • С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий

  • Лицом к лицу лица не увидать

  • Я знаю - время даже память крошит

  • Как прекрасна земля и на ней человек!

- А как бы вы определили содержание стихотворений Есенина? О чем стихи поэта?

(Дети: обо всем: о любви, о природе, о судьбе)

- Давайте прочитаем стихотворение «Несказанное, синее, нежное» (Ученица читает)

- Понятно вам это стихотворение?

- О чем оно?

- Мне хочется прочитать вам еще один шедевр Есенина.

(Учитель читает: «Не бродить, не мять…»)

Вопросы:

- Ваши первые впечатления? Вам это близко?

- Как вы думаете, о чем оно?

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Заканчивается ли стихотворение прощанием?

Учитель: Светлое, чистое произведение. Не вспомните, кто из поэтов так же светло отзывался о прошедшей любви? (Пушкин: «Я вас любил», Блок «О доблестях, о подвигах…»)

- Мы, я думаю, не можем не сказать сегодня о любви Есенина к животным, к братьям нашим меньшим.

Николай Тихонов, вспоминания о своём знакомстве со стихотворением «Песнь о собаке» говорит, что был удивлён названием. Песнь… «Песнь о Гайавате», «Песнь о Нибелугах», а тут «Песнь о собаке» А когда читал, сердце обливалось кровью.

Прочитаем стихотворение. (Ученица читает наизусть)

Вопросы: - Какое чувство остаётся после чтения стихотворения?

-Какие строчки особенно помогают почувствовать «братство» человека и животного?

-А вы видели когда-нибудь, как плачут животные? Что вы при этом испытываете?

-Литературные примеры можете вспомнить?

Учитель: - О Есенине можно порой услышать: пессимист. Вы с этим согласны?

(Выступления детей)

-Да, конечно же, в стихах поэта есть грусть, тоска, боль, сожаление, но за этим половодьем чувств - буйная земная радость, и она заглушает горечь и страдания, да и тоска-то у Есенина не черная, а светлая…

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь,

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Учитель: - Ребята, скажите, что, в конце концов, больше всего огорчает и тревожит того, кто по-настоящему любит своё дело, преуспел в нём? Вспомните тургеневского Базарова перед лицом смерти.

(Ответы детей)

Учитель: Послушайте Есенина:

Ведь я мог дать,

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Насчёт шутки он, конечно, не прав . Не так уж и легко давались ему стихи.

Вспомним:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

Плен, каторга, жернова - вот что такое стихи для поэта. Тем не менее, не использовать возможностей, которыми ты наделён - страшно. Открытой раной заболит тогда до всего чуткая душа художника:

Думы мои, думы! Боль в висках и темени,

Промотал я молодость без поры, без времени.

На себе самом ощутил и понял поэт опорную роль юности во всей судьбе человека. В юности закладывается потенциал тех сил, которых потребует зрелость. Не забывайте об этом и вы!

Домашнее задание: дома прочитайте стихи поэта и выберите для комментария то, которое, по-вашему, можно считать литературным памятником Есенину.

Учитель: - 112 лет было бы сейчас Есенину. Трудно в это поверить. Такой молодой и красивый застыл поэт в бронзе. ( Демонстрируется бюст поэта)

Чуть склонена голова. Кажется, встряхнет сейчас шапкой светло-жёлтых, кудрявых волос, улыбнётся озаряюще, и польются строки…

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных

-Нет, не затерялся! Не пропал! Живёт в каждом из нас. Разве не к живому Есенину обращается поэт Евтушенко:

Есенин! Дай на счастье нежность мне к берёзам и лугам, к зверью и людям!

Мне хочется, чтобы и вы взяли у поэта нежность, любовь, сострадание ко всему живому на земле и помнили слова Марины Цветаевой:

И не жалость - мало жил,

И не горечь - мало дал.

Много жил, кто в наши жил дни,

Много дал, кто песню дал.

- Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!

(Включается видеозапись фильма о Есенине)

Урок литературы по творчеству Сергея Есенина «Родился я с песнями в травном одеяле»

Урок литературы по творчеству Сергея Есенина «Родился я с песнями в травном одеяле»

© 2010-2022