Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»Методическая разработка учебного занятия

по русскому языку

«Урок-путешествие на поезде «Всезнайка».

Итоговое повторение и систематизация пройденного»

Учебно-методический комплект

Программа:

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский Программы ОУ Русский язык 6 класс Москва «Просвещение» 2007г.

Учебник:

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба Русский язык 6 класс Москва «Просвещение» 2010г.

Методическая литература:

  • Т.В. Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 6 класс Москва «Экзамен» 2008г.

  • Г.А. Богданова Уроки русского языка в 6 классе Москва «Просвещение» 2002г.

  • Л.А. Солодовникова Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Москва «Экзамен» 2010г.

  • Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. Москва ВАКО 2010г.

Тема урока

«Урок-путешествие на поезде «Всезнайка».

Итоговое повторение и систематизация пройденного»

Класс

6 класс

Место урока в блочно-тематическом планировании

Десятый урок в разделе «Повторение и систематизация

пройденного в 6 классе.».

Тип урока

Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике с использованием ИКТ.

Цели урока: комплексное повторение и обобщение знаний по лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации.

Задачи урока:

Обучающая

  • Обобщить знания по лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации.

Развивающие

  • Развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся, коммуникативные умения и навыки.

  • Развивать умения применять орфографические и пунктуационные правила.

Воспитательная

  • Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.

Дидактические средства:

  • раздаточный материал;

  • компьютер,

  • проектор,

  • электронная презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация внимания. Объявление темы урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок.

Л.Н. Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Сегодня на уроке мы еще раз в этом убедимся.

СЛАЙД 2. Тема нашего урока «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного». Мы с вами совершим путешествие по городам Русландии. Посетим станции Лексика и Фразеология, города Морфемика, Морфология, Орфография, поселок Синтаксис и Пунктуация. Чтобы не заблудиться нашему машинисту нужна карта. По ней он проложит путь. После остановки на станции, необходимо выполнить задание, чтобы наш поезд двинулся дальше.

Всех ребят я приглашаю на вокзал, где вы приобретете билеты, чтобы попасть на наш поезд.

(Вагонов два: красный и синий. Дети берут билеты, где синим или красным цветом напечатаны вопросы. Подходят к кондуктору (учитель или подготовленный ученик), отвечают на вопросы, кондуктор рассаживает детей за столы с изображением синего или красного вагона).

Учитель: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Итоговое повторение и систематизация материала

Учитель: Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте первый пункт остановки. (Путем жеребьевки решается, кто из ребят будет отмечать пункт прибытия.)

СТАНЦИЯ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

СЛАЙД 3.

Задание 1. Замените фразеологизмы одним словом.

1 команда:

мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, дать маху.

2 команда:

заморить червячка, подлить масла в огонь, разделать под орех, играть первую скрипку, сесть в калошу.

СЛАЙД 4.

Задание 2. Замените все слова (кроме служебных) в предложении синонимами.

1 команда:

Доктор прописал пациенту инъекции.

Разъяренная вьюга замела тропинки.

2 команда:

Шофер стал внимательно всматриваться во мрак.

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

СЛАЙД 5.

Задание 3. Найдите в тексте и выпишите устаревшие слова.

Снится Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел он в мраке вещим оком.

СЛАЙД 6.

Задание 4. К каждому слову подберите антоним.

1 команда: 2 команда:

Горе - радость; Хороший - плохой;
Большой - маленький; Сложный - простой;
Низкий - высокий; Мальчик - девочка;
Белый - черный; Хорошо - плохо;
Друг - враг. Зима - лето.


Учитель: Первый наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте второй пункт остановки.

ГОРОД МОРФЕМИКА.

СЛАЙД 7.

Задание 1. Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схеме:

;

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

(В. Приходько)

СЛАЙД 8.

Задание 2. Заполните квадрат со словами-«перекрестками» сложными словами.

1

С


Д

2

А

О

3

М

Х

4

О

5

Р

Л

6

А

Е

7

П


Т

1. Специалист по разведению садов.

2. Локомотив с паровым двигателем.

3. Канал для вывода дыма из трубы.

4. Русская народная игра-пляска.

5. Лес, поваленный бурей.

6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела.

7. Огнестрельное оружие.

Задание 3. Запишите как можно больше слов с корнями

1 команда: говор-

2 команда: вод-

Учитель: Второй наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте третий пункт остановки.

ГОРОДА МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ

СЛАЙД 9.

Задание 1. Выпишите из строк стихотворения все изученные вами части речи, распределите их по группам в таблице.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол


















Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив,

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Задание 2. Прочитайте стихотворения Ванды Хотомской.

1 команда:

Три.

Есть у нас 3 сес3цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

2 команда:

Сто

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Задание 3. Составь слово.

1 команда: 6 «раков».

  1. Этот «рак» из сатина сшит. (р_ _ а_к_). рубашка

  2. Этот «рак» на Луну летит. (рак_ _ _). ракета

  3. Этот «рак» - долгожданный день. (_ ра_ _ _ _к). праздник

  4. Этот может вспорхнуть на пень. (_ _ р_ _ а_к_). куропатка

  5. Этот «рак» сторожит дворец. (_ _ ра_ _ _к). охранник.

  6. Этот - кисленький леденец. (_ _ ра_ _ _ _ к_). карамелька

2 команда: 6 «ос».

  1. На этой осе в сентябре позолота. (ос_ _а_).осина

  2. А эта растет у болота. (ос_ _а).осока

  3. Эта «оса» на Луну летает. (_ос_ _ _а_ _). космонавт

  4. А эта на солнце худеет и тает. (_ос_ _ _ _а). сосулька

  5. С этою спит в колыбельной малыш. (_ ос_а). соска

  6. А эта по классу крадется, как мышь. (_о_с_а_ _ _). подсказка

Задание 4. За 1-2 минуты нужно записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова.


Учитель: Третий наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте четвертый пункт остановки.

ПОСЕЛОК СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СЛАЙД 10.

Задание 1. Расставьте правильно запятые, чтобы был понятен смысл стихотворения Б. Заходера.

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет

Улетая:

- Вот что значит

Запятая!

СЛАЙД 11.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

© 2010-2022