- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зудина О.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка учебного занятия
по русскому языку
«Урок-путешествие на поезде «Всезнайка».
Итоговое повторение и систематизация пройденного»
Учебно-методический комплект
Программа:
-
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский Программы ОУ Русский язык 6 класс Москва «Просвещение» 2007г.
Учебник:
-
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба Русский язык 6 класс Москва «Просвещение» 2010г.
Методическая литература:
-
Т.В. Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 6 класс Москва «Экзамен» 2008г.
-
Г.А. Богданова Уроки русского языка в 6 классе Москва «Просвещение» 2002г.
-
Л.А. Солодовникова Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Москва «Экзамен» 2010г.
-
Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. Москва ВАКО 2010г.
Тема урока
«Урок-путешествие на поезде «Всезнайка».
Итоговое повторение и систематизация пройденного»
Класс
6 класс
Место урока в блочно-тематическом планировании
Десятый урок в разделе «Повторение и систематизация
пройденного в 6 классе.».
Тип урока
Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике с использованием ИКТ.
Цели урока: комплексное повторение и обобщение знаний по лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации.
Задачи урока:
Обучающая
-
Обобщить знания по лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации.
Развивающие
-
Развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся, коммуникативные умения и навыки.
-
Развивать умения применять орфографические и пунктуационные правила.
Воспитательная
-
Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Дидактические средства:
-
раздаточный материал;
-
компьютер,
-
проектор,
-
электронная презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация внимания. Объявление темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок.
Л.Н. Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Сегодня на уроке мы еще раз в этом убедимся.
СЛАЙД 2. Тема нашего урока «Урок-путешествие на поезде «Всезнайка». Итоговое повторение и систематизация пройденного». Мы с вами совершим путешествие по городам Русландии. Посетим станции Лексика и Фразеология, города Морфемика, Морфология, Орфография, поселок Синтаксис и Пунктуация. Чтобы не заблудиться нашему машинисту нужна карта. По ней он проложит путь. После остановки на станции, необходимо выполнить задание, чтобы наш поезд двинулся дальше.
Всех ребят я приглашаю на вокзал, где вы приобретете билеты, чтобы попасть на наш поезд.
(Вагонов два: красный и синий. Дети берут билеты, где синим или красным цветом напечатаны вопросы. Подходят к кондуктору (учитель или подготовленный ученик), отвечают на вопросы, кондуктор рассаживает детей за столы с изображением синего или красного вагона).
Учитель: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Итоговое повторение и систематизация материала
Учитель: Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте первый пункт остановки. (Путем жеребьевки решается, кто из ребят будет отмечать пункт прибытия.)
СТАНЦИЯ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
СЛАЙД 3.
Задание 1. Замените фразеологизмы одним словом.
1 команда:
мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, дать маху.
2 команда:
заморить червячка, подлить масла в огонь, разделать под орех, играть первую скрипку, сесть в калошу.
СЛАЙД 4.
Задание 2. Замените все слова (кроме служебных) в предложении синонимами.
1 команда:
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
2 команда:
Шофер стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
СЛАЙД 5.
Задание 3. Найдите в тексте и выпишите устаревшие слова.
Снится Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел он в мраке вещим оком.
СЛАЙД 6.
Задание 4. К каждому слову подберите антоним.
1 команда: 2 команда:
Горе - радость; Хороший - плохой;
Большой - маленький; Сложный - простой;
Низкий - высокий; Мальчик - девочка;
Белый - черный; Хорошо - плохо;
Друг - враг. Зима - лето.
Учитель: Первый наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте второй пункт остановки.
ГОРОД МОРФЕМИКА.
СЛАЙД 7.
Задание 1. Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схеме:
;
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
(В. Приходько)
СЛАЙД 8.
Задание 2. Заполните квадрат со словами-«перекрестками» сложными словами.
1
С
Д
2
А
О
3
М
Х
4
О
5
Р
Л
6
А
Е
7
П
Т
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для вывода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела.
7. Огнестрельное оружие.
Задание 3. Запишите как можно больше слов с корнями
1 команда: говор-
2 команда: вод-
Учитель: Второй наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте третий пункт остановки.
ГОРОДА МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ
СЛАЙД 9.
Задание 1. Выпишите из строк стихотворения все изученные вами части речи, распределите их по группам в таблице.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив,
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Задание 2. Прочитайте стихотворения Ванды Хотомской.
1 команда:
Три.
Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
2 команда:
Сто
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Задание 3. Составь слово.
1 команда: 6 «раков».
-
Этот «рак» из сатина сшит. (р_ _ а_к_). рубашка
-
Этот «рак» на Луну летит. (рак_ _ _). ракета
-
Этот «рак» - долгожданный день. (_ ра_ _ _ _к). праздник
-
Этот может вспорхнуть на пень. (_ _ р_ _ а_к_). куропатка
-
Этот «рак» сторожит дворец. (_ _ ра_ _ _к). охранник.
-
Этот - кисленький леденец. (_ _ ра_ _ _ _ к_). карамелька
2 команда: 6 «ос».
-
На этой осе в сентябре позолота. (ос_ _а_).осина
-
А эта растет у болота. (ос_ _а).осока
-
Эта «оса» на Луну летает. (_ос_ _ _а_ _). космонавт
-
А эта на солнце худеет и тает. (_ос_ _ _ _а). сосулька
-
С этою спит в колыбельной малыш. (_ ос_а). соска
-
А эта по классу крадется, как мышь. (_о_с_а_ _ _). подсказка
Задание 4. За 1-2 минуты нужно записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова.
Учитель: Третий наш пункт остался позади. Мы двигаемся дальше. Чтобы наш поезд отправился в путь, надо отметить на карте четвертый пункт остановки.
ПОСЕЛОК СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛАЙД 10.
Задание 1. Расставьте правильно запятые, чтобы был понятен смысл стихотворения Б. Заходера.
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет
Улетая:
- Вот что значит
Запятая!
СЛАЙД 11.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ