Урок по русскому языку на тему Словообразование имен прилагательных (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ____________

Предмет: русский язык

Учитель Боровых Е.С.

6 класс по программе 11-летнего обучения.

Урок № 53


Название занятия

И. Словообразование имен прилагательных.

Р. Восстановление текста с пропущенными именами прилагательными-эпитетами.

Тип урока

Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Общие цели

- закрепить умения определять способ словообразования;

- учить распознавать способ образования прилагательных;

- закрепить умения определять значение суффиксов;

- развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;

- работа с текстом (элементы анализа).

Результат

обучения

К концу урока учащиеся

- смогут определять способы словообразования имен прилагательны;

- производить морфемный разбор прилагательных;

- конструировать имена прилагательные по определенной схеме;

- дополнять предложения собственными примерами;

- объяснять значение пропущенных имен прилагательных в тексте;

- делать выводы о значении имен прилагательных в тексте.

Источники

1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко. Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. шк./ 3-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2015 г.

2. Ресурсы Интернета

Материалы и оборудование

Учебник, дополнительный материал с печатного листа, таблица «Основные способы образования слов», раздаточный материал.


Ход урока

Этапы проведения занятия

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

Постановка учебной задачи урока.

Целевые установки и

Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).

II.Актуализация опорных знаний.


1. Распределительный диктант (взаимопроверка)

Распределите слова по колонкам.

Сравнительная степень Превосходная степень

Умнее, красивейший, теплее, сильнейший, светлее, умнейший, самый красивый, величайший, самый большой, тяжелейший, наименее глубокий, самый высокий, плохой, великолепнейший, кратчайший, веселее, строжайший.

2. Творческое задание.

Придумайте по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение (радостное, лесное, птичье)

Игра (веселая, детская, Вовина)

Мяч (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник (пушистый, лисий, мамин)

Часы ( новые, серебряные, отцовы)

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Слово учителя (беседа).

-Ребята, давайте вспомним, для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

- Какие еще способы словообразования вы помните? (Обращение к таблице «Основные способы образования слов»)

- С помощью каких морфем образуются новее слова в языке?

- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова).

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова).

Суффикс, окончание, приставка дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова.

Урок по русскому языку на тему Словообразование имен прилагательных (6 класс)

IV. Применение. Формирование умений и навыков

Работа по группам. (с печатного листа)






Индивидуальная работа учащихся. (раздаточный материал)


Задание 1. Проанализируйте данные слова, определите, от каких слов, с помощью каких суффиксов и приставок, какими способами образованы данные слова.

1 группа

Зазеркалье, осенний, неясная, взрывоопасная.

2 группа

Грибная, безопасный, бледнолицый, несчастная.

3 группа

Трудный, немецко-русский (словарь), некрасивый, непоседливый.

4 группа

Волшебный, оконный, бесконечный, черно- белый.

Задание 2. Конструирование.

Составьте как можно больше имен прилагательных, используя предложенные имена существительные, суффиксы и приставки.

Слова

Суффиксы

Приставки

1 группа:

дом, дерево, счастье.

- н, -ив, -ов, -ян

при-, не-, за-.

2 группа:

Круг, город, вода, газ.

-ов, -ск, -ян, -н.

при-, за-, без-.

3 группа:

Гадать, карты, стол.

-н, -очн, -ов, -л.

за-, на-, при-.

Задание 3. Комментированное письмо.

Применяя полученные знания, запишите текст, заменив слово «большой» подходящими по смыслу словами.

Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

Задание 4. Творческое задание.

Спишите текст, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Объясните ваш выбор.

Этот______ зверёк живёт в лесу. У него____ уши, ______ хвост.

Передние лапы_______, а задние - _______ . Шубка у зверька летом - _____ , а зимой -_________. Морковка, ______, - любимые лакомства животного. ________ зверёк всего боится.

Задание 5. Работа с печатного листа.

1) Образуйте прилагательные от следующих существительных:

пионер, торжество, информация, грусть, село, дерево, сталь, серебро, лес, масса.

2) Определите от каких слов и каким способом образованы прилагательные:

Безграмотный ученик, беззвучная походка, пречудесный голос, приамурский кедр, рассудительный человек, неверный ответ, нечеткий почерк.

3) Образуйте прилагательные путем сложения:

Карие глаза, черные волосы, железная дорога, сельское хозяйство.

(кареглазый, черноволосый, железнодорожный, сельскохозяйственный).

4) Образуйте прилагательные от существительных с предлогом:

Мотор без шума, яблоко без вкуса, взгляд без радости, ночь без звезд и без луны, человек без хитрости, поступок без смысла, герой без страха, путник без приюта, небо без облаков.

Оценивание

Формативное и суммативное оценивание деятельности учащихся учителем.

Рефлексия

Закончить предложения:

1. Сегодня я узнал (а)…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

Домашнее задание

§ 38-43, упражнение 506.


© 2010-2022