Размышления о подготовке при написании изложений и сочинений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ямникская средняя школа »

Демянского района Новгородской области

Подготовила учитель русского языка

и литературы основной школы

МАОУ «Ямникская СОШ»

Алексюк Ольга Владимировна

Своеобразие художественной речи.

Одна из важных задач учителя - словесника - раскрыть своеобразие художественной речи и на этом пути воспитывать настоящего читателя.

Без внимания к художественному тексту, без анализа языковых форм трудно развивать образное мышление учащихся. Процесс воспитания должен быть постоянным, систематическим. О роли обучению сочинения писала М. А. Рыбникова: « Качество сочинения всецело обусловлено всем педагогическим процессом, который протекает не только в 5-7 классах, но начиная с первых. Совершенно очевидно, сто в сочинениях обучающихся 9-11классов мы пожинаем плоды своей системы работы»

Не всегда прослеживается единство работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы. Начинающему учителю трудно сразу создать свою систему занятий. Отсюда и перегрузки, и неизбежные учебные потери.

Хочется поделиться своим опытом работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

Благодатная тема в 5 классе, развивающая образное мышление школьников, «Загадки». Загадка - это та же метафора. После детального разбора статьи учебника и усвоения структуры загадок, ребята сочиняют свои загадки. В легкой, веселой атмосфере урока школьники постигают серьезные вещи: объясняют сходство далеких предметов, чувствуют игру прямого и переносного значения слов. Ребята находят слова, употребленные в прямом и переносном значении, устанавливают связь между прямым и переносном значением, определяют общий признак.

Приведу примеры детских загадок.

Не человек, а идет.

Не коробка, а лежит.

Не мяч, а белый.

В учебнике приведены загадки, в которых образ дается с отрицанием. По аналогии с ними дети придумали свои загадки.

Не мяч, а круглый,

Не волчок, а крутится,

Не земля, а ось имеет. ( глобус)

Летает, а не птица,

Быстро в небо может взвиться.

Нет мотора, нет винта,

Ему не страшна высота. (воздушный шар)

Работа со сравнениями учит видеть слово. В учебнике по литературе для 5 класса статья о сравнении обобщает наблюдения ребят над языком стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Ученики осознают, что для сравнения необходимы следующие элементы: что сравнивается, с чем сравнивается. Цель сравнения - усилитьпризнак,выделить его,вызвать конкретные представления о нем. Далее обучающиеся придумывают свои сравнения, убеждаясь в богатстве и выразительности языка. Темы для сравнений любые, какие захотят дети. Обычно все это сопровождается рисунками, которые помогают понять двузначность сравнения .Соединяя слово и рисунок , ученики воплощают то, что не смогли выразить словом. Гиперболические рисунки и сравнения прекрасно дополняют друг друга. Вот некоторые примеры:

«Осенью лес пестр, как костюмы ребят на новогоднем празднике».

«Мой брат покраснел так, будто съел стручок острого перца» .

Нравится ученикам придумывать сравнения при изучение лексики, темы о переносном значении слова в русском языке. Они с удовольствием выполняют творческие задания к упражнениям.

Интересное упражнение 598 готовит пятиклассников к сочинению по картине А. Н. Комарова «Наводнение». Они учатся использовать эпитеты при описании природы и внешности персонажей. Предлагаю дополнительно ввести в пейзаж и в портрет сравнения не придуманные, а возшикшие из детального рассматривания картины.

Устанавливая связь между в средних классах между к роками русского языка, связывая со словесным творчеством детей знания по литературе, мы делаем эти знания глубокими, превращаем их в умения. Работа с загадками, со сравнениями, эпитетами учит учеников ассоциативному мышлению, чуткости слова.

К сочинениям примыкают и изложения с языковым разбором текста, проводимые на уроках русского языка. Изложение с языковым разбором текста напоминают, как нужно доказывать мотивировать, располагать материал, связывать части, формулировать обобщения. Через изложение ученики обучающиеся приобщаются к творчеству, приобретают навыки, необходимые в самостоятельной работе над сочинением и изложением аналитического характера - пересказом.

Пересказ - одна из форм речевой деятельности обучающихся. Пересказ художественного произведения проводится во всех классах, контролируя чтение. В пересказе учение фиксирует мысли писателя о людях, о жизни вообще. Значение пересказа для развития речи нельзя переоценить.

Я думаю, качество сочинений на литературную тему определяется уровнем преподавания, прежде всего тем , учим ли мы понимать форму, видеть автора. Это необходимо для эстетического восприятия и развития творчества. Отношение к сочинению становится творческим, если учеников трогает не только содержание, но и если они видят мысли автора. Творческое сочинение всегда личностно.

Забота о развитии речи, воображения и мышления, поиски эффективных и методов преподавания литературы положительно отражаются в работах учеников.

© 2010-2022