Односоставные предложения как структурно-семантический тип простых предложений (для учащихся 8 классов)

  Односоставные предложения как структурно-семантический тип простых предложений (для учащихся 8 классов) Цель: Дать общее структурно-семантическое понятие о сущности односоставных предложений; создать условия для самореализации учащихся; формулировать практические навыки построения и дифференциации таких предложений и использования их в речи . Ход урока Жизнь языка открыта всем, каждый говорит, участвует в движении языка, и каждое сказанное слово оставляет на нём свежую борозду. О.Э Мандельштам I Вступительное слово учителя: Предметом изучения в 8 классе является предложение и его разновидности. Обратимся к эпиграфу , выразительно прочтём его, а потом запишем. Слова писателя будут для нас установкой на урок: получаем наслаждение от новых открытий в русском языке. Учащиеся получили опережающее задание. Они были разделены на 6 групп. Каждая групп... 1 Составление алгоритма Простое предложение по цели высказывания повествовательное побудительное вопросительное По эмоциональности восклицательное невосклицательное   по сложности простое сложное по наличию второстепенных членов распространённое нераспространённое   полное неполное -Если есть в предложении грамматическая основа, оно называется двусоставным. А если нет? II Сообщение цели урока III Разбор нового материала Сообщение учащихся по группам о видах простого односоставного предложения. - Сравним односоставные и двусоставные предложения. Что общего между ними? В чём различаются? Диаграмма Венна     IV Составление алгоритма По способу выражения главного члена предложения   именные глагольные   определённо-личные глагола нет глагол 1 лица ед.и множ.числа подлежащее называет предмет, (я-мы) явления, события глагол ед. и множ. числа (ты-вы) Глагол 2 л.повелительное наклонения Обобщённо-личные Действие выполняет обобщённое лицо Неопределённо-личные 3 лицо мн. Число (они) изъявительного и условного наклонения   Безличные предложения Подлежащее невозможно Сказуемое чаще выражено безличным глаголом -Примеры из художественного произведения. 1.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (Б. Пастернак) 2. Служи верно, кому присягнёшь. (А. Пушкин) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев) 4. Что посеешь, то и пожнёшь. 5. Жить без цели нельзя. V Закрепление, проработка материала Дана карточка. Соотнести части п... 1. Не спеши языком- 2. Лучше запнуться ногой , 3.Твоими бы устами 4. На каждый роток   чем языком да мёд пить не накинешь платок торопись делом 3. Расскажите жителю туманной Англии о весне в Крыму, чтобы он ощутил и краски, и запахи, и настроение людей в эту пору года. Обязательно употребите односоставные предложения и изобразительно-выразительные средства(эпитеты, метафоры, олицетворения) 4. Стихотворение С. Острового «Первородство» К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда сложим: «Извини меня!» Это значит: «Исключи меня из вины!» У слова цвет своего огня. И когда я слышу : «Обереги меня!» Это значит:... О жизнь без завтрашнего дня! Но снова ночь А) двусоставные Б) односоставные В) распространённое Г) нераспространённое Д) неполное Е) полное Ж) назывное IV Слово учителя. Поэты, писатели считали односоставные предложения «всесильными» Особенно они любили назывные предложения, обладающие большой художественной выразительностью и точностью. - Послушайте стихотворение А. Фета « Шёпот, робкое дыханье…» ( читает ученица) - Вы догадались, домашнее задание будет творческим. Написать небольшое сочинение на одну из тем с использованием односоставн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Односоставные предложения

как структурно-семантический тип простых предложений

(для учащихся 8 классов)

Цель: Дать общее структурно-семантическое понятие о сущности односоставных предложений; создать условия для самореализации учащихся; формулировать практические навыки построения и дифференциации таких предложений и использования их в речи .

Ход урока

Жизнь языка открыта всем,

каждый говорит, участвует

в движении языка, и каждое

сказанное слово оставляет

на нём свежую борозду.

О.Э Мандельштам

I Вступительное слово учителя:

Предметом изучения в 8 классе является предложение и его разновидности. Обратимся к эпиграфу , выразительно прочтём его, а потом запишем.

Слова писателя будут для нас установкой на урок: получаем наслаждение от новых открытий в русском языке.

Учащиеся получили опережающее задание. Они были разделены на 6 групп. Каждая группа должна была приготовить рассказ о простом предложении (I группа) и о разновидностях односоставного предложения. Рассказ обязательно проиллюстрировать примерами из художественных текстов.

II Актуализация опорных знаний:

Рассказ 1 группы о простом предложении и его разновидностях(повторение изученного материала).

1 Составление алгоритма

Простое предложение по цели высказывания

повествовательное побудительное вопросительное



По эмоциональности

восклицательное невосклицательное



по сложности

простое сложное

по наличию второстепенных членов

распространённое нераспространённое

полное неполное

-Если есть в предложении грамматическая основа, оно называется двусоставным. А если нет?

II Сообщение цели урока

III Разбор нового материала

Сообщение учащихся по группам о видах простого односоставного предложения.

- Сравним односоставные и двусоставные предложения. Что общего между ними? В чём различаются?



Односоставное

1 главный член-

сказуемое

1 главный член-

подлежащее

Предложение простое

-высказывание

-грамматическая основа

-смысл и интонация

Двусоставное

-подлежащее+сказуемое

-два главных члена

Диаграмма Венна



IV Составление алгоритма

По способу выражения главного члена предложения



именные глагольные

определённо-личные

глагола нет глагол 1 лица ед.и множ.числа

подлежащее называет предмет, (я-мы)

явления, события глагол ед. и множ. числа

(ты-вы)

Глагол 2 л.повелительное наклонения



Обобщённо-личные

Действие выполняет обобщённое лицо



Неопределённо-личные

3 лицо мн. Число

(они) изъявительного и условного наклонения

Безличные предложения

Подлежащее невозможно

Сказуемое чаще выражено безличным глаголом

-Примеры из художественного произведения.

1.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет. (Б. Пастернак)

2. Служи верно, кому присягнёшь. (А. Пушкин)

3. Люблю грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

4. Что посеешь, то и пожнёшь.

5. Жить без цели нельзя.

V Закрепление, проработка материала

Дана карточка. Соотнести части пословиц, предложенных в карточке. Найти грамматическую основу и указать вид односоставных предложений.

1. Не спеши языком-

2. Лучше запнуться ногой ,

3.Твоими бы устами

4. На каждый роток

чем языком

да мёд пить

не накинешь платок

торопись делом

3. Расскажите жителю туманной Англии о весне в Крыму, чтобы он ощутил и краски, и запахи, и настроение людей в эту пору года. Обязательно употребите односоставные предложения и изобразительно-выразительные средства(эпитеты, метафоры, олицетворения)

4. Стихотворение С. Острового «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда сложим: «Извини меня!»

Это значит: «Исключи меня из вины!»

У слова цвет своего огня.

И когда я слышу : «Обереги меня!»

Это значит: «Берегами меня окружи!»

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш, под сырым кустом

И когда я слышу: « Защити меня!»

Это значит: «Спрячь меня за щитом!»

Вслушивайся, вникни! Не позабудь

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

-Тема и основная мысль стихотворения?

- Какие односоставные предложения встретились?

- Выпишите назывные предложения и подчеркните главные члены

5. Придумать и написать мини -сочинение:

« Я ручеек». Опишите крымский лесной ручеёк, используя односоставные предложения.

6. «Знаете ли вы пословицы?»

Вспомните пословицы, выраженные обобщённо-личными предложениями.

7. « Как вы думаете?» (вопросы в конверте)

- Скоро в магазин привезут новый товар.

Как изменится тип предложения ,если глагол заменить поступят?

- Дело не обходилось без столкновений и перестрелок.

Какое слово нужно убрать, чтобы предложение превратилось в безличное.

- Определить тип предложения

Храните гордое терпение

8. « Кто больше?» ( опережающее задание)- группы по очереди называют односоставные предложения (отрывки из литературного произведения), учащиеся называют тип предложения.

9. Цифровой диктант. РМ

А) Берёзка, озеро, звезда

Б) Дуешь ветром и позёмкой-

В) Цвети, страна моя, расти и смейся.

Г) Выйдешь на берег моря и залюбуешься бескрайним простором.

Д) У нас в семье любят футбол

Ж) Весело кататься по звонкому льду.

З) Всю ночь мне снилось

И)Поздняя осень

К) Идём по росистой траве

1- определённо-личные

2- неопределённо-личные

3- обобщённо-личные

4-безличные

5-назывные

Рефлексия

Задание №1

Одно из утверждений неверно. Найдите его.

А) В двусоставных предложениях грамматическая основа всегда состоит из подлежащего и сказуемого.

Б) В односоставных предложениях грамматическая основа всегда состоит из сказуемого.

В) В односоставных предложениях второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Г) Односоставные предложения отличаются друг от друга способом выражения главного члена.

Задание№2

Найдите односоставные предложения

А) Приятно пахнет черёмухой.

Б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

В) Месяц назад люди увели с яблони её весёлых, румяных детишек.

Г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

Д) Я должен был только передать вам письмо.

Е) Знаю, что шутишь - а всё-таки верю.

Укажите тип следующих предложений:

Морозное солнце

  1. О жизнь без завтрашнего дня!

  2. Но снова ночь

А) двусоставные

Б) односоставные

В) распространённое

Г) нераспространённое

Д) неполное

Е) полное

Ж) назывное

IV Слово учителя. Поэты, писатели считали односоставные предложения «всесильными»

Особенно они любили назывные предложения, обладающие большой художественной выразительностью и точностью.

- Послушайте стихотворение А. Фета « Шёпот, робкое дыханье…» ( читает ученица)

- Вы догадались, домашнее задание будет творческим.

Написать небольшое сочинение на одну из тем с использованием односоставных предложений:

«Это слово… Волшебное слово…»

« Приятель… Товарищ…Друг»

© 2010-2022